План-конспект открытого интегрированного урока ИЗО на тему: «Русская народная праздничная одежда» 7 Класс


План-конспект

открытого интегрированного урока ИЗО

в 7 классе на тему:


Учитель ИЗО: Зебрева Наталья Александровна




Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА

Цели:

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом

2. Развивать эстетический и художественный вку­с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся.

3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

Сундук со старинной женской одеждой, фильмоскоп, диафильм «Русский народный костюм»,

таблицы с изображением комплектов русского народного женского костюма,

репродукции картин русских художников, на которых есть изображение русского народного костюма, магнитофон, кассета с русской народной музыкой, большое изображение тамбовского костюма с прорезью для лица, плакат с пословицами и поговорками, таблица «Обозначения элементов вышивки»

Для учащихся:

Альбомный лист, карандаш, ластик, сообщения учащихся о рубахе, понёве, юбке, сарафане, переднике (д/з)

ПЛАН УРОКА

Оргмомент

Вводная беседа

Рассказ детей о деталях народного костюма

Просмотр диафильма

Физкультминутка

Художественное слово (загадки, пословицы, поговорки)

Просмотр репродукций картин русских художников

Просмотр таблиц с изображением комплектов женского русского костюма

Постановка художественной задачи и работа над эскизом Тамбовского женского костюма

Обсуждение работ.

Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

Оргмомент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Великая радость работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта –

Всё счастье земли – за трудом!

Итак, ребята, вы к уроку изобразительного искусства готовы?

Вводная беседа Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»

Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,

т.о., давайте, вместе с вами определим цель сегодняшнего урока

( знакомство с женской праздничной одеждой.)

А сейчас, ребята, давайте представим, что живем мы в России не в двадцатом первом веке, а где-то в восемнадцатом! Я думаю, это не трудно представить, ведь сама атмосфера нашего музея «Русская изба», где сегодня мы проводим наш урок, располагает к этому. Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой?

(Дети высказывают свои мысли).

Все пра­вильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом — тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начи­нали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было со­всем темно.

Зато когда приходил праздник, он был для крестьян ра­достным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Всем хотелось пока­зать свои наряды, свое мастерство. Ведь наря­ды шили сами, расшивали да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сун­дук, тем богаче невеста была. И це­нилось больше то приданое, в кото­ром труд невесты есть.

А хотите, по­кажу, что в этом сундуке хранится?

Рассказ детей о деталях народного костюма Я поочерёдно буду доставать предметы женской одежды, а вы будьте внимательны, если это одежда о которой вы готовили сообщение дома, выходите к сундуку и рассказывайте, что узнали интересного об этой детали.

(учитель вынимает из сундука поочередно предметы женского народного костю­марубаху, понёву, юбку, сарафан, передник)

Просмотр диафильма Женская одежда отличалась большим разнообразием, и сейчас мы с вами посмотрим диафильм и увидим ещё несколько видов женской одежды.

  1. шушун или шушпан – вид распашной кофты – похожа на тунику.

  2. шугай – зимняя шубка

  3. епанечка или душегрея — короткая одежда на лямках, иногда отороченная мехом с застёжкой впереди.

Красоту женскому народному костюму придавал головной убор. Ходить с непокрытой головой разрешалось только девушкам, а замужняя жен­щина должна была полностью за­крывать волосы.

1.Девичьи головные уборы — венцы, повязки, обручи

2.Женские головные уборы – кички, кокошники, платки

Ребята, после того, как мы прослушали сообщения и посмотрели диафильм о русском костюме, скажите, чем отличалась праздничная одежда от повседневной?

Относились русские крестьяне к праздничной одежде очень бережно, потому что доставалась она большим трудом, хранили её с любовью, передавая своим внукам и правнукам.

Особенное, береж­ное отношение к своей одежде отразилось в народном фольклоре: песнях, частушках, за­гадках, пословицах, поговорках.

Физкультминутка

И сейчас, чтобы немного расслабиться, я попрошу всех вас выйти в круг. Девочки споют частушки про русский женский костюм, а мальчики немного подвигаются в такт музыке.

1.Ой, лапти мои,

Лапоточки мои,

Вы скородили, пахали.

Танцевать сюда попали.

2.Куплю ситцу штуку целу,

Ленту алую для кос.

Поясок, рубаху белу

Подпоясать в сенокос.

3.Ах, мое приданое

Крепкое, не рваное —

Вышивала я узор

На свой свадебный убор.


4.В сундуке моем добро

Бережно хранится.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодится.


5.Старый бабушкин сундук…

Тайны жизни в нем живут,

Наша женская судьба

Место в нем свое нашла.

Художественное слово (загадки, пословицы, поговорки)

А теперь попробуйте, ребята, от­гадать русские народные загадки о различных предметах одежды.

«Дуйся, не дуйся, через голову суйся, попляши день-деньской и пойдёшь на покой». (Рубаха)

« Зимой греет, весной тянет, летом умирает, осенью оживает. (Шуба, тулуп.)

Сижу верхом, не ведаю, на ком. Знакомца встречу — соскочу, при­вечу. (Шапка.)

Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а днем заперт. (Лапти.)

А поговор­ки-то какие народ придумывал! На­рядится девица, идет, раскрасавица, в уборе своем праздничном, а народ ей в след…

(показать стенд с пословицами и поговорками, дети по очереди читают)

«Идет, словно павушка плывет», «Из милости ступает, травы не мнет, ненароком взглянет — что сто рублей подарит»; «Ни в сказке сказать, ни пером описать»; «Какова пряха, такова на ней и рубаха»: «Красна девица статью».

Просмотр репродукций картин русских художников

Русские художники тоже не оставались равнодушными к женской красоте.

(рассмотреть картины-репродукции с изображением женщин в русских костюмах)

Просмотр таблиц с изображением комплектов женского русского костюма

Ребята, когда вы рассматривали репродукции, то, наверное, обратили внимание, что женщины не носили такие виды одежды как рубаха, сарафан, юбка, понёва одновременно. В женском костюме выделяют 4 четко выраженных комплекта.

(показ таблиц с изображением комплектов)

В центральных и южнорусских губерниях костюм чаще всего состоял из рубахи и понёвы.

Северорусский комплект состоял из рубахи и сарафана.

Комплект женской одежды из рубахи и клетчатой или полосатой юбки был распространён в некоторых уездах Вологодской, Курской, Рязанской, Смоленской губерний.

В районе Дона и Северного Кавказа носили распашные платья.

Ребята, а наш Тамбовский женский костюм вы видели? Из каких деталей он состоит?

Один из историков писал, что женская крестьянская одежда Тамбовской губернии 19-начала 20 веков состояла из домотканой рубахи, понёвы, передника, пояса и различных шейных украшений. В основе праздничной одежды – те же компоненты, но рубахи шились из более тонких холстов, с более сложным орнаментом по верхней части рубахи и почти по всему рукаву. Понёва и передник более расшиты. А обыкновенный плат заменяли замысловатыми головными уборами. Это кокошник – твёрдый головной убор с высоким передом, покрытый золотым галуном. В некоторых уездах женщины носили головной убор – сороку, состоящий из налобной части, чехла и позатыленя. На ноги женщины обували лапти и в некоторых местах – черевики (кожаную обувь)

Девочки, а хотели бы вы примерить такой костюм?

(показ нарисованного Тамбовского костюма в натуральную величину с прорезью для лица. Девочки могут подойти и «примерить» его)

Постановка художественной задачи и работа над эскизом Тамбовского женского костюма

На основе увиденного и услышанного материала о костюме, мы будем выполнять эскиз Тамбовского женского костюма.

Постройте общую форму костюма, а затем наметьте места орнамента вышивки. Чтобы нарисовать орнамент можно воспользоваться таблицей «Обозначения элементов вышивки»

(Во время работы учащихся над эскизом включается русская народная музыка. По окончании работы провести анализ выполненных эскизов)

Обсуждение работ.

Подведение итогов урока

Урок подошёл к концу, и мне хотелось бы вас спросить, что вы узнали сегодня нового?

Закончить наш сегодняшний урок мне хочется такими словами:

От того, как отно­симся мы к родной старине, зависит быть или не быть русской куль­туре. Многое забыто, утеряно. Давай­те же собирать по крохам то, что уце­лело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое. Это не только скоплен­ное добро, это — целая жизнь.

Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живете; пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату; сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, зем­ля наша богаты трудом да любовью!




1.Ой, лапти мои,

Лапоточки мои,

Вы скородили, пахали.

Танцевать сюда попали.

2.Куплю ситцу штуку целу,

Ленту алую для кос.

Поясок, рубаху белу

Подпоясать в сенокос.

3.Ах, мое приданое

Крепкое, не рваное —

Вышивала я узор

На свой свадебный убор.


4.В сундуке моем добро

Бережно хранится.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодится.


5.Старый бабушкин сундук…

Тайны жизни в нем живут,

Наша женская судьба

Место в нем свое нашла.


1.Ой, лапти мои,

Лапоточки мои,

Вы скородили, пахали.

Танцевать сюда попали.

2.Куплю ситцу штуку целу,

Ленту алую для кос.

Поясок, рубаху белу

Подпоясать в сенокос.

3.Ах, мое приданое

Крепкое, не рваное —

Вышивала я узор

На свой свадебный убор.


4.В сундуке моем добро

Бережно хранится.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодится.


5.Старый бабушкин сундук…

Тайны жизни в нем живут,

Наша женская судьба

Место в нем свое нашла.





Рубахи носили девочки и мальчи­ки, девицы и парни, мужчины и женщины.

Другое название рубахи в русском языке было «сорочка» или «сорочица». Это очень старое слово, и некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная ру­баха шилась из более грубой и толстой материи, тогда как ко­роткая и легкая сорочка — из более тонкой и мягкой. Если для богатых она служила нижним бельем, то для бедных могла быть единственной одеждой. Словами «нет рубахи на теле» опреде­ляли предел нищеты. В наше время про человека, который в де­лах потерпел неудачу, тоже иногда говорят, что он «без рубахи остался».

У зажиточных людей рубах было не меньше трех. Даже слу­гам в богатых домах полагалось иметь 3 сорочки. К свадьбе род­ные невестки дарили жениху тоже минимум 3 сорочки.

Первоначально покрой рубах был такой. Их шили широкими и длинными, с рукавами значительно длиннее рук. Не закатав рукава, работать в рубахе было невозможно. Именно с этих да­леких времен берет свое начало выражение «спустя рукава», то есть кое-как, плохо. До самого конца 17 века и царь, и простой смертный носили рубахи одного покроя. Разница была только в качестве материала и украшениях. Ещё одной особенностью рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка.

Длинная рубаха была основой женского костюма. С точки зрения техники кроя она состояла из нескольких частей, среди которых был стан (верхняя часть изделия), ворот, рукава, полики (вставки на плечах), ластовицы (вставки под рукавами). Нижняя часть рубахи называлась «подставок» и делалась из более грубого и плотного холста. В такой длинной рубахе, подпоясанной тканым или плетеным поясом, ходили обычно девушки до 15-16 лет.

Рубахи были повседневные — на каждый день и праздничные. Повседневные шилась из льняного или конопляного белого или пестрого холста длиной почти до пят. Их почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, что­бы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи из более тяжелых тканей (сукно, шерсть), богато украшенные вышив­кой. Эта вышивка — не только укра­шение, но и «оберег». Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

Наиболее нарядно украшались рубахи молодых женщин. В сундуке с приданным невеста хранила пять рубах, а та, которая побогаче, и дюжину рубашек. Самую красивую, отбеленную, ярко украшенную надевала невеста в день свадьбы.

Женщины пожилого возраста носили рубахи с менее яркой вышивкой в сочетании со вставками белого кружева. Вышивкой обильно украшались оплечья, рукава, иногда низ.

Почти совсем не украшались рубахи, которые считались печальной одеждой.








Понева – это деталь женской одежды. В день свадьбы девушки в присутствии всех родных подруги надевали на неё поневу. Заканчивалась беззаботная девичья жизнь и начиналась жизнь в замужестве, с постоянными хлопотами по хозяйству. Женщины называли поневу «вечным хомутом’ да «бабьей кабалой».

Понёва представляла собой не­кое подобие юбки. Шили её из шерстяной ткани домашнего изго­товления черного, синего или крас­ного цветов.

По технике кроя понева была набедренной одеждой и шилась из трех пря­мых продольных полотнищ шерстяной домотканины. По способу присое­динения полотнищ различались распашные и глухие поневы.

Распашная понева — самая древняя. Она не сши­валась по всей окружности тела, как юбка, а состояла из трех полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других, пришитых к нему, — по бокам. Спереди полотнища не сши­вали, так как распашная понева наде­валась непременно поверх длинной рубахи с расшитым подолом. В боль­шинстве сёл, такие поневы носили с «подтыком», то есть поднимали полы и затыкали у пояса, чем достигали не­обычного эффекта пышности, стат­ности женской фигуры. В этом случае углы с изнанки украшались вышивкой шерстью, галуном или ажурным кружевом. Край поневы обшивался шерстяным «поясом» — тесь­мой с преобладанием красного цвета.

Глухая понева шилась также из трех полотнищ ткани наподобие юбки со вставкой четвёртого куска ткани, которое вшивалось в поневу спереди и изго­товлялось из белой, синей или черной холстины. По подолу поневу обши­вали красным плетеным или тканым «поясом» или тесьмой. Вверху понева собиралась на шнурок. Глухая понева бы­ла короче рубахи и не закрывала ее расшитый по низу подол.

Понёвы были повседневными и праздничными.

Богатые крестьянки, кроме повсе­дневной, имели три праздничные по­невы, которые украшались по подолу нашивками-«оберегами». Самая на­рядная понева называлась «годо­вой», надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам. Самую скромную по украшениям — «воскресную’ — надевали к обедне по воскресеньям.

Деревенские портнихи были очень изобретательны в отдел­ке понев. Они додумались даже до «плиссированных» понев. Сшитую поневу складывали по клеткам («глазкам») в «ласки», «гранки» и, перевязав веревочкой, клали под горячий деревен­ский каравай. Складки «плиссе» долго не расходились.

Придумали себе русские крестьянки и нечто вроде модного тогда в городе турнюра. Они подтыкали поневу сбоку за пояс, чтобы сзади получался кулек

Отправляясь же в церковь или в город, надевали поневу с «хвостом» из красного сукна с разноцветными шелковыми лентами, позументом, бархотками и рядом пуговиц. Такую поневу носили до тех пор, пока не приходила пора стать свекровью или тёщей. Или пока не наступала старость.

В Тульской губернии были поневы с бубенцами — при ходьбе их слышно было издалека. Самые разукрашенные поневы носили замужние женщины до рождения первенца.

На праздничных понёвах от украшений не оставалось живого места, и носить такую тяжесть было нелегко. Ведь иные весили по пять-шесть килограммов.



Юбка в русском народном костюме

В русской деревне юбки появились не раньше середины XIX века. До этого одеждой служила длинная холщовая рубаха и са­рафан. Юбки шили из прямого полотнища, густо собирая его на узком пояске. Корсажи, косточки и прочие приспособления были лишними в крестьянском обиходе, и деревенская юбка легко без них обходилась. Было принято верхние юбки шить из батиста или ситца: голубые, розовые, синие и др.

Деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьян­ской жизни. Телесная полнота означала для крестьянской де­вушки здоровье, а здоровье — это дети и работа до седьмого пота. Потому девушки на выданье надевали в праздники по не­скольку юбок, «чтобы казаться толще» — полнота для них была все равно, что красота.

Полным хватало двух-трех нижних юбок, отличавшие­ся худобой натягивали на себя по четыре-пять юбок сразу.

Зимой для тепла обязательно надевали стеганную на вате исподнюю юбку.

Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, у замужних женщин была обяза­тельно до пят.

По числу юбок мерился достаток. У донских казачек бывало по 15-20 юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета.

Юбка была универсальной девичьей и женской одеждой, широко использовалась и в свадебном костюме.




Составной частью женского костюма являлся сарафан. Он был характерен для женщин из зажиточных семей и поистине яв­лялся гордостью их владелиц. Крой сарафанов был самым разнообразным. Наиболее распространен был распашной конусообразный сарафан, очень широкий (до 6 м) внизу, с застёжкой на мелкие пуговицы сверху до низу, богато орнаментированный на груди, вдоль застёжки и по подолу лентами и кружевом. Более поздний вариант сарафана – «московка» выполнялся из 4-8 полотен ткани, заложенных спереди и сзади в мелкие складки и застроченных на 5-15 см от верхнего края. Московки шились из нарядных набивных узорчатых тканей (парчи, атласа, ситца, кашемира) и отделывались лентами, тесьмой, оборками, кружевом.

Держались сарафаны на узких прямых бретелях.




















Сверху руба­хи, сарафана или поневы русская крестьянка на­девала передник. Его называли «запоном», «занавеской». Он обычно выполнялся из холста.

Передники имели много вариантов: от прямоугольного полотнища, крепящегося на поясе или под грудью завязками, до передника с лифом и руковами.

Кроме того, что передник защищал одежду от загрязнения, он являлся и наиболее декорированной деталью костюма. Поэтому он очень богато украшался и вышивкой, и вставками из атласа, и тканым узо­ром. Заканчивался передник зубчатым кружевом, вязанным крючком, или оборкой из шелковой ленты.



Свежие документы:  Проект по изобразительному искусству "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: