План-конспект урока «Цвет. Основы цветоведения» 6 класс


План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: « Цвет. Основы цветоведения»


Цель: Понять значение цвета и влияние его на наше настроение.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основами цветоведения.

  2. Научить получать новые цвета через смешивание красок.

  3. Воспитывать художественный вкус.

  4. Развивать творческую фантазию.

Оборудование: интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, альбомные листы, краски, карандаш, ластик.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности)


  1. Введение в тему.

Прослушайте стихотворение Владимира Абрамова известного художника и подумайте, что будет являться предметом нашего разговора на уроке?

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию- оранжевой,

Желтым одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем какого цвета

Огромная планета!

Ответы учащихся (Предполагаемый ответ — о цвете).

  • Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о цвета. Тема урока будет называться «Цвет. Основы цветоведения»


  1. Актуализация знаний

  • Мы живем в мире, где царит цвет: цветные люди, цветные пейзажи, цветные животные, цветные дома, цветные машины. Представьте … что, однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг… черно-белое… Или все зеленое, или все голубое, или все красное?! Согласитесь, мир перестанет быть таким интересным… Как изменится наше настроение..? Какие чувства мы будем испытывать..? Целью нашего урока мы поставим «Познакомиться с классификацией цвета и определить влияние его на настроение человека»

  1. Введение в новую тему

Что такое цвет, какова его природа? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Почему в темноте мы не видим никаких цветов. Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, лучи солнечного или электрического света, которые озаряют все на своем пути. Когда они попадают в глаз — у нас возникает ощущение цвета.  Известный физик 17 века Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре располагаются в определенном порядке. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Те же цвета можно увидеть в радуге.

  • Скажите, сколько цветов вы знаете? У вас может получиться очень много. Чтобы проще было ориентироваться в них, люди придумали классификацию цвета, а науку изучающую цвет называется — «Цветоведением».

  • Давайте разберемся в основных понятиях цвета:

«Хрома, хромас» — в переводе с греческого означает «цвет». Первая группа Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. Хроматические цвета — это все остальные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый и синий. Они не могут быть составлены из других цветов их назвали — основными цветами. А вот остальные цвета можно получить смешиванием этих цветов, поэтому их назвали — составными. Попарно смешивая двух основных цветов дает нам составной цвет.

  1. Практическая работа

Давайте проведем эксперимент по колонкам путем смешивания пар:

1 колонка: красный + желтый = оранжевый

2 колонка: красный + синий = фиолетовый

3 колонка: желтый + синий = зеленый


  1. Открытие новых знаний

  • Скажите, а вам ни чего не напоминает эта группа получившихся цветов? Это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? «Каждый охотник желает знать где сидит фазан«. Однако, голубой цвет, который присутствует в радуге не является ни основным, ни составным, так как получается при смешивании не основных цветов, а основного «синего» и ахроматического «белого».

  • Если эту полосу замкнуть в виде кольца, получится цветовой круг. Видите ли вы закономерность цветов в цветовом круге. (В круге цветов «составные» чередуются с основными)

  • Продолжим анализ таблицы. Вспомните краски вечернего неба в холодный зимний день и пламя горячего костра. Найдите их в цветовом круге. Такие цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым цветам относится желто-красная часть спектра, а к холодным — си­не-голубая. А вот зеленый цвет особый, если в нем больше желтого его относят к теплым цветам, если синего – к холодным.

  • Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают и усиливают друг друга. Назовите пример контрастных цветов.

  • Сближенные цвета – те цвета, которые в спектре находятся рядом, а также их смеси и оттенки. Назовите примеры сближенных цветов.

  • Цвета делятся по признаку насыщенности и светлоте. Если в оттенки цвета прибавлять разное количество белого или черного цвета, будут получаться новые и новые оттенки. Давайте практически попробуем с помощью выбеливания получить разные оттенки одного цвета. Используйте палитру.

  • Скажите пожалуйста, оказывает ли цвет влияние на наше самочувствие? В течение всей истории в сознании людей закреплялись определенные представления о связи различных цветов с жизненными явлениями. Например, во времена древнего человека, красный цвет был символом Солнца, огня, крови, жизни. Белый цвет — символизировал свежесть, чистоту, покой, молодость. В разные эпохи и в разных культурах смысловое значение цвета менялось. Так в культуре Византии императорскую власть олицетворял – красный цвет, а в Китае – желтый, который был символом мудрости и просвещенности.

  • Ученые, психологи, врачи доказали, что цвет может изменить настроение человека. Синий, голубой, зеленый цвета успокаивают, потому что напоминают о цвете неба, моря, растений. Оранжевый, красный, — пробуждают энергию, желание действовать. Существует метод лечения депрессии цветом, называется «Цветотерапия»

  • Посмотрите на предложенные рисунки детей, какое настроение они несут, давайте придумаем название им: «радость», «возбуждение», «злость», «страх»


  1. Физ. Минутка


  1. Практическая работа.

Задание: Задание: Сегодня мы тоже постараемся выразить наши эмоции с помощью цвета (пятен, линий, точек и др.) При этом отвлечемся от конкретных образов. Нужно создать картину своего настроения. Рисовать будем абстрактно (беспредметно). Каждый по — своему представляет, ощущает свои чувства. Цветовые ассоциации чувств и ощущений будут у каждого свои – индивидуальные…

Посмотрите, как выражают чувства через цветовые пятна другие ребята… Подумайте, во время просмотра, как бы вы назвали эти работы…


  1. Текущий инструктаж

До начала выполнения практической работы давайте вспомним правила работы на уроке:

  • Аккуратно смачивать кисть в воде, не стучать ею по банке

  • Каждый раз промывать кисть после краски

  • Использовать палитру, не пачкать краски

  • Лишнюю краску убрать кистью, слегка отжав её о край банки

  • Работа считается законченной, если выполнена в цвете

Можно говорить шёпотом (по теме урока), обратиться к учителю с вопросом, подняв руку, нельзя нарушать рабочую обстановку на уроке.


Ну а теперь, вы — выразите чувства, которые когда-либо испытывали, используя только цветовые пятна и линии.


  1. Подведение итогов.

Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.

Сегодня на уроке мы выяснили, что такое цвет, что для того, чтобы проще было ориентироваться в цветах ученые искусствоведы цвет классифицировали, убедились, что цвет влияет на наше настроение и с помощью цвета можно улучшить наше настроение, что и выполнили в практической части.


  1. Домашнее задание:

создать картину своего настроения в любой из периодов времени года: зима, весна, лето, осень.

 

  1. Повторим:

  • В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?

  • Какие цвета относятся к основным и составным?

  • Какие цвета относятся к теплым и холодным?

  • Что такое абсолютные и относительные цвета?

  • Какие цвета называют сближенными и контрастными?

  • К какому цвету относится голубой цвет?





Свежие документы:  Урок изобразительного искусства и художественного труда "Театральные маски"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: