Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30 г. Сыктывкара»









Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства


Автор: Мингалёва Маргарита Михайловна

Учитель изобразительного искусства и черчения

МОУ СОШ №30

























Республика Коми, Сыктывкар

2015




Содержание


Введение 3

  1. Теоретические сведения 3

    1. Виды нетрадиционных техник рисования 4

  2. Практическое значение 7

    1. Применение на уроках ИЗО 8

Заключение 8

Список литературы 9

Приложение 10




















Введение


Программа Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» основана на изучении художественного материала при помощи традиционных техник рисования. Такими являются: живопись гуашью и акварелью, декоративная живопись и роспись, рисование цветными карандашами и цветными ручками. Такие техники рисования развивают художественный потенциал ребенка, мелкую моторику рук, умение сочетать оттенки цветов и подбирать подходящие по смыслу. Автор считает, традиционное рисование недостаточно для полноценного развития личности.

Поэтому, перед автором возникла тема для самообразования, которая в последствии придаст урокам интерес к обучению, мотивацию к познанию, а так же раскрытию личностных особенностей каждого ученика.


Цель: изучить всевозможные нетрадиционные техники рисования применимые на уроках изобразительного искусства


Задачи:

— исследовать методическую и художественную литературу по данной теме

— рассмотреть нетрадиционные техники рисования

— рассмотреть инструменты и материалы, применимые для данных техник

— изучить технологические особенности техник

— отобрать виды рисования, применимые на уроках изобразительного искусства


Актуальность данной темы в том что, в современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать и нетрадиционное рисование.

Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражении ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.

Автор изучил огромное количество нетрадиционных техник, но важно отметить, что не все виды рисования подходят к применению на уроках изобразительного искусства, в связи с возрастом, психологическими особенностями детей, ограничению времени и материалов.

Важно отметить вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования, которые предоставляют учителю возможность творчески подойти к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства. Учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным и познавательным.

1. Теоретические сведения

Виды нетрадиционных техник рисования


Монотипия — (от греч. mуnos — один и tэpos — отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность, с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным и уникальным.

Варианты монотипии:

— Монотипия с простым оттиском: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат.

— Монотипия с симметричным оттиском: лист бумаги складывают пополам, наносят цветные пятна с последующим отпечатыванием на чистый формат.

— Монотипия с дорисованными элементами: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат и дорисовкой различными элементами, переходящими в фантазийный образ.

— Монотипия штампами: нанесение на штамп (листок дерева, кружево, губка и т. д.) краски с последующим печатанием на чистую поверхность.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

— белый или цветной картон, может быть ткань, дерево, пластик

— гуашь, акварель, может быть темпера, акрил

— кисти различного диаметра

— банка с водой


Аэрография – заключается в нанесении рисунка с помощью техники набрызга. На смоченную кисть водой набирается краска и пальцем проводят по ворсу кисти, капли попадают на лист бумаги образуя эффект множества точек.

Варианты аэрографии:

— аэрография фона: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.

— аэрография с применением шаблона (лист дерева, вырезанный силуэт и т. д.) предварительно положить на поверхность шаблоны, а затем лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.

— аэрография с дорисованными элементами: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга и дорисовываются элементы, подходящие по смыслу.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

— белая или цветная бумага

— гуашь, акварель

— кисти различного диаметра, может быть: пульверизатор, зубная щетка, щетка для одежды, малярная кисть

— банка с водой


Пуантилизм — (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Отсюда и название техники нанесения рисунка — пуантилизм, от французского слова pointel — писать точками.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

— белая или цветная бумага

— кисти различного диаметра

— банка с водой, палитра, тряпочка


Граттаж — буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Граттаж – это фактически вид гравюры. Техника выполнения: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

Виды граттажа:

— с помощью восковых мелков: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

— с помощью восковой свечи: готовый цветной рисунок на картоне обработать свечой. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

— обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага, можно использовать готовый рисунок на картоне

— восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след), можно использовать восковую свечку

— гуашь, лучше темных тонов;

— широкая кисть; деревянная зубочистка (или пустой автоматический карандаш, палочки от чупа-чупсов и т.д.).


Кляксография — это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Заключается в выполнении различных упражнений с помощью рисовании клякс на поверхности, затем из полученных изображений получить фантазийный рисунок

Виды кляксографии:

— раздувание краски: капнуть на лист плотной бумаги цветную жидкую краску и дунуть на каплю в соломинку под разными углами, затем получить фантазийный рисунок с помощью дорисовку подходящей по смыслу.

— с помощью нитки: на чистую поверхность положить нитку различными узорами предварительно смоченную в воде и гуаши, затем приложить лист бумаги и примять оба листа. Аккуратно, но резко вытащить нитку не открывая листов. Полученное изображение откорректировать недостающими линиями.

— клякса закрытыми глазами: предварительно закрыв глаза, нарисовать на листе различные узоры. Затем из полученных клякс создать образ при помощи раскрашивания и добавления, подходящих по смыслу линий.

— ладошка: приложить ладонь ребенка к листу бумаги и обвести. Ученик должен из ладошки создать свой неповторимый образ, желательно из мира фауны.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

— гуашь, акварель, цветные карандаши и ручки, фломастеры

— кисти различного диаметра, нитки, коктельная трубочка

— банка с водой, палитра, тряпочка, клеенка или газета


Смешанная техника – сочетание в рисунках нескольких материалов для рисования, что дает возможность вариативно и творчески подходить к детским работам.

Виды смешанной техники:

— акварель или гуашь в сочетании с фломастерами, черной гелиевой ручкой или черной тушью, цветными карандашами и ручками.

— цветные карандаши в сочетании с черной ручкой или фломастером


Рисование подручными средствами – сочетание в рисунках основ живописи и декоративно прикладного искусства

Виды рисования подручными средствами:

— рисование пластилином: заключается в нанесении рисунка на поверхность, а затем обработка пластилином поверх рисунка. Образ завершается в процарапывании пластилина, для достижения максимального эффекта новизны.

— рисование на клей: заключается в нанесении рисунка на поверхность, а затем поверх образа тонким слоем по контуру наливается клей, поверх насыпают различные сыпучие вещества. Встряхнуть работу и дать высохнуть.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

— белый или цветной картон

— пластилин

— клей ПВА, кисточка, газета, тряпочка

— сыпучие вещества (песок, кофе, чай, манка) подручные средства ( вата, кусочки ниток или материала, бисер и т. д.)


Рисование на различных поверхностях — заключается в нанесении рисунка на различные поверхности различными техниками рисования

Виды рисования на различных поверхностях:

— рисование на цветном фоне

— на сыром листе

— на жатой, зернистой, наждачной бумагах

— на фактурных обоях, материале, деревянной и пластиковой поверхностях


Таким образом, изучив из огромного количества видов рисования, автор отобрал наиболее применимые к темам по программе Б.М. Неменского. Автор считает, что такое разнообразие техник рисование поможет улучшить уроки рисования: повысит мотивацию к знаниям, интереса к урокам, развитию воображения и фантазии.








2. Практическое значение

Применение на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования


Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является курсом, где изучаются основные виды искусства: живопись, графика, скульптура и архитектура, дизайн и декоративно-прикладное искусство в сочетании с региональным компонентом. Таким образом, все изображаемые в рисунках виды можно сочетать с нетрадиционными техниками рисования.

Важно отметить, что нетрадиционные техники можно применять на различных этапах урока.

Так, например,

— при изучении новой темы – может быть практическая работа в сочетании с нетрадиционными техниками

— при восприятии художественного произведения на уроке – может быть разор картины выполненной необычной техникой

— при повторе предыдущей темы – может быть мини-задание на закрепление изученной темы связанной с необычным рисованием

— при первичном закреплении – может быть упражнение в сочетании с нетрадиционной техникой рисования

Следовательно, при применении на уроках рисования необычных техник рисования возможно и даже желательно для повышения уровня активности в работе.

Примеры использования нетрадиционного рисования с 5 по 8 класс в соответствии с темами предложенными программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

5 класс

— «Пятно как средство выражения» — монотипия, в помощь учащимся при обучении смешению цветов.

— «Натюрморт в графике» — смешанная техника, как восприятие возможности изобразить предмет различными способами.

— «весенний пейзаж» — рисование на различных поверхностях, в основном на сыром фоне, для демонстрации смешения оттенков цветов прямо на листе бумагию

6 класс

— «Человек и его профессия» — смешанная техника на выбор учащихся, для придания оригинальности и выразительности в работе.

— «Новогодний карнавал» — рисование подручными материалами, для осознания детьми, что любую работу можно выполнить подручными средствами

— «Сказочно-былинный жанр» — монотипия как упражнения для развития фантазии

7 класс

— «Внутренний мир русской и коми избы» — смешанная техника (акварель и черная ручка), для придачи картине старины и четкости в работе.

— «Дымковская игрушка» — рисование подручными средствами (пластилин на белый картон), придача работе оригинальности и объема.

— «Искусство Жостова» — рисование на различных поверхностях, рисование на цветном фоне (черный фон) гуашью ярких тонов, для выразительности и оригинальности в работе.

8 класс

— «Интерьер и вещь в доме» — смешанная техника (цветной карандаш и фломастер), для придачи работе четкости и насыщенности.

«Дизайн и архитектура моего сада» — аэрография фона, для максимального достижения озеленения сада.


Заключение


Применяя на уроках изобразительного искусства нетрадиционные техники рисования, автор подтвердил свою точку зрения: что такие уроки проходят живее, оригинальнее, с интересом для детей, а так же у детей проявляются творческие способности, мотивация к успеху в учении.

Как показала практика в уроках, такие нетрадиционные техники можно применять для различного возраста, на различных этапах урока, а так же можно применять как часть в уроке, например упражнение или задание.






























Список литературы


  1. Авдеев Ю.С., Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись. [Текст]/ — М.: Владос, 2010. – 223с.

  2. Бочкова И. А. (пер с анг.) Карманная энциклопедия рисунка и живописи. [Текст]/ — М.: АСТ, Астрель, 2003. – 256с.

  3. Егоров Р. И. Аэрография: Практическое пособие. [Текст]/ — М.: Этерна, 2007. – 256с.

  4. Данкевич Е.В. Сомичева З.Е. Пластилиновая живопись. [Текст]/ — М.: Оникс 21 век, 2002. – 96с.

  5. Джек Хамм. Первые уроки рисования и живописи. Натюрморт. [Текст]/ — Минск: Попурри, 2007. – 43с.

  6. Ломоносова М. Т. Графика и живопись. [Текст]/ — М.: АСТ, Астрель, 2005. – 208с.

  7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. [Текст]/ — М.: Этерна, 2008. – 144с.

  8. Мельникова О. В., Гремячинская В. А. Я рисую мир. [Текст]/ — М.: Просвещение (Волшебная мастерская), 2011. – 30с.

  9. Молцмен Стенли. Пейзаж. Техника рисования. [Текст]/ — Минск: Попурри, 2010. – 50с.

  10. Никологорская О. А. Игры с красками и бумагой. [Текст]/ — М.: Школьная пресса, 2003. – 48с.

  11. Найс Клаудиа. Акварель для начинающих. [Текст]/ — Минск: Попурри, 2010. – 47с.

  12. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. [Текст]/ — М.: Просвещение, 2010. – 141с.

  13. Пауэлл У.Ф. Цвет и как его использовать: Узнайте, что такое цвет, как он действует и как сделать так, чтобы он работал в ваших живописных произведениях. [Текст]/ — М.: АСТ, Астрель, 2007. – 64с.

  14. Рисовать просто. Рисуем акварельными красками и карандашами. [Текст]/ — М.: АСТ, Астрель, 2010. – 256с.

  15. Сайдевей Я., Хоггет С. Рисуем карандашами, тушью и пастелью. [Текст]/ — М.: БММ, 2011. – 160с.

  16. Смит Р., Райт М., Хортон Д. Школа изобразительного искусства. [Текст]/ — М.: АСТ, Астрель, 2004. – 479с.

  17. Стародуб К. И., Евдокимова Н. А. Рисунок и живопись. [Текст]/ — М.: Феникс, 2011. – 74с.

  18. Станьер П. (пер. с анг. Фрейберг С.Х.). Пособие по техникам рисования. [Текст]/ — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2007. – 207с.

  19. Шампарова Л. В. Изобразительное искусство: 5-8-й классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского. [Текст]/ — М.: Просвещение, 2010. – 55с.

  20. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства. [Текст]/ — М.: Академический проект, 2010. – 128с.


Свежие документы:  Конспект спортивного праздника «Весёлые старты»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: