Проект по изобразительному искусству «Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства»


10


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анива»

Сахалинской области




Тема проекта:

«Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства»






Разработала

учитель изобразительного

искусства МОУ СОШ № 1 г. Анива

Данилова С. В.




Срок реализации:

сентябрь 2010 – май 2013 года.









г. Анива

2010

  1. Обоснование актуальности проекта


XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. И если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Думается, в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические, и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «электронную среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

В этой связи считаю необходимым учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы художественного образования:

  • адаптация детей к современной социокультурной среде;

  • активизация использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;

  • интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.

Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникационных технологий стало обычным и привычным в деятельности каждого учителя-предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока. В виду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира (т.е. мы должны научится видеть и изображать все), то иллюстративного материала часто бывает недостаточно, поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень своего учебного материала.

Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). Известно, что компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы учителя. А также, применяемые информационные технологии достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога.

Мотивация учащихся на уроке при использований ИКТ:

  • наглядность;

  • активизация методов обучения;

  • разнообразие форм обучения на уроке.

Мотивация учителя:

  • снижение трудоемкости процесса обучения и контроля;

  • способность быть «современным учителем».

На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения.

С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства

Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.


  1. Цели и задачи проекта.

Цель работы: применение возможностей ИКТ на уроках изобразительного искусства для повышения качества знаний и уровня мотивации к предмету у учащихся.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  • исследовать имеющиеся медиаресурсы, создать собственные;

  • апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности;

  • сделать выводы об эффективности применения ИКТ на уроках изобразительного искусства.

  1. Сроки реализации проекта.

Сентябрь 2010 – май 2013 года.

I этап: подготовительный – сентябрь 2010 – май 2011 г.

II этап: основной — сентябрь 2011 – май 2012 г.

III этап: заключительный – сентябрь 2012 – май 2013 г.


  1. Содержание деятельности по реализации проекта.

Этапы реализации:

  1. Изучение обще-дидактических принципов построения уроков с использованием ИКТ.

  2. Изучение и применение психолого-педагогического обоснования использования ИКТ на уроках изобразительного искусства.

  3. Использование методических достоинств компьютерного обучения при разработке и проведении занятий по изобразительному искусству.

  4. Применение ИКТ в образовательном процессе: Разработка уроков:

    • Урок с мультимедийной поддержкой.

    • Урок с компьютерной поддержкой.

    • Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет.

  1. Использование электронных образовательных ресурсов при разработке и проведении уроков.

  2. Создание и применение мультимедиа презентации на уроках изобразительного искусства.

  3. Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ.

  4. Создание банка мультимедиа презентаций учащихся и педагога, распространение опыта работы среди коллег в школе и районе.


Рабочий план-график реализации проекта:


п/п

мероприятие

Срок исполнения

ответственный

1

Изучение обще-дидактических принципов построения уроков с использованием ИКТ.

Сентябрь 2010 г. – май 2011 г.

Данилова С. В., учитель изобразительного искусства.

2

Изучение и применение психолого-педагогического обоснования использования ИКТ на уроках искусства.

Сентябрь 2010 г. – май 2011 г.

Данилова С. В., учитель изобразительного искусства.

3

Изучение и использование методических достоинств компьютерного обучения при разработке и проведении занятий по изобразительному искусству.

Сентябрь 2010 г. – май 2011 г.

Данилова С. В., учитель изобразительного искусства.

4

Применение ИКТ в образовательном процессе: Разработка уроков:

    • Урок с мультимедийной поддержкой.

    • Урок с компьютерной поддержкой.

    • Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет.

Внесение дополнений в рабочую программу на 2011-2012 г.

Сентябрь 2010 г. – май 2011 г.

Данилова С. В., учитель изобразительного искусства.

5

Использование отдельных элементов электронных образовательных ресурсов при разработке и проведении уроков.

Сентябрь 2010 –

май 2011 г.


Данилова С. В., учитель изобразительного искусства;

Деркачева М. А., учитель информатики (консультант)

6

Создание и использование электронных образовательных ресурсов при разработке и проведении уроков.

январь 2011 –

май 2013 г.

Данилова С. В., учитель изобразительного искусства;

Деркачева М. А., учитель информатики (консультант)

7

Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ (создание своих презентаций).

Ноябрь 2011 –

май 2013 г.

Учащиеся, родители;

Данилова С. В., учитель изобразительного искусства

(консультант)

8

Создание банка мультимедиа презентаций учащихся и педагога, распространение опыта работы среди коллег в школе и районе.

Сентябрь 2010 –

май 2013 г.

Учащиеся;

Данилова С. В., учитель изобразительного искусства;

Дегтева А. А.,

заместитель директора по НМР.

9

Подведение итогов реализации проекта (анализ КЗ и УО по изобразительному искусству за учебный год, повышение ИКТ — компетентности педагога, учащихся, родителей)

Май 2013 г.

Данилова С. В., учитель изобразительного искусства;

Дегтева А. А.,

заместитель директора по НМР.







  1. Ресурсная база реализации проекта.


Для осуществления данного проекта наша школа располагает следующими ресурсами:


  1. Нормативно-правовая база:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  3. Конвенция о правах ребенка;

  4. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. N 3. C.26-34.

  1. Мотивационная база:

    1. Поставлены цель (изучить возможности применения ИКТ на уроках ИЗО) и задачи проекта (исследовать имеющиеся медиаресурсы, создать собственные; апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности; сделать выводы об эффективности применения ИКТ на уроках ИЗО).

    2. Созданы все возможные на момент разработки и начала реализации условия (организационные, материально-технические, финансовые), которые дадут возможность для плодотворной работы и достижения хороших результатов.

  1. Организационное обеспечение проекта:

  1. Распределены функции между всеми участниками проекта;

  2. Организован процесс подведения итогов реализации проекта (анализ КЗ по изобразительному искусству за учебный год, повышение ИКТ — компетентности педагога и учащихся, родителей /законных представителей/).

  1. Научно-методическая база:

      1. Приобретена и подробно изучена методическая литература по данной теме;

      2. Подробно изучена методическая литература по данной теме, найденная в сети Интернет;

      3. Найдено достаточно большое количество медиаресурсов (диски, программы, электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий», электронное издание «Школа рисунка и живописи», электронное пособие «Азбука искусства. Как научиться понимать картину», электронное пособие «Русский национальный костюм», мультимедийное приложение к урокам технологии в 1-4 классах (Народные промыслы);

      4. Разработаны планы-конспекты уроков с применением ИКТ.

  1. Информационная база:

        1. Создание банка мультимедиа презентаций учащихся и педагога, распространение опыта работы среди коллег в школе и районе.

  1. Материально-техническая база:

1) Внесены дополнения в план развития материально-технической базы кабинета изобразительного искусства в соответствии с разработкой и реализацией данного проекта;

2) Имеется необходимая методическая литература, накоплены мультимедийные пособия;

3) В школе имеется доступ в сеть Интернет.

VII. Финансовая база:


Для реализации данного проекта предполагаются следующие источники финансирования:

п/п

Наименование затрат

Запрашиваемые средства (руб.)

Собственные средства (руб.)

Затраты (руб.)

1

Экспозиционный навесной экран с размерами сторон не менее 1,60 на 1,60

3.500


3.500

2

Цифровой фотоаппарат (для подготовки дидактического материала к уроку, использования во внеклассной работе)


6.000

6.000

3

Мультимедийный проектор


26.000

26.000

4

Ноутбук


24.000

24.000

5

МФУ (принтер, сканер, копировальный аппарат)


12.000

12.000

6

Информационно-коммуникативные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники)

2.000

2.000

4.000

7

Использование интернет-ресурсов по изобразительному искусству


2.400

2.400

8

Видеофильмы по истории, видам и жанрам изобразительного искусства

1.500


1.500

3.000

9

Печать фотографий (по ходу реализации проекта)


1.000

1000

ИТОГО

7.000

74.900

81.900


VIII. Кадровая база:


п/п

Участники реализации проекта

ответственный

1

Учитель изобразительного искусства

Данилова С. В.

2

Учитель информатики

Деркачева М. А.

3

Учащиеся

Данилова С. В.

4

Родители

Данилова С. В.

5

Заместитель директора по НМР

Дегтева А. А.





  1. Возможные риски и компенсационные меры по их устранению


п/п

Возможные риски

Компенсационные меры

1

Нехватка времени на уроке

Применение ИКТ позволит учителю сэкономить до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

2

Потеря контакта с классом во время работы на классной доске

В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

3

Большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока

Их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. То есть для художественного образования содержимое CD пока может служить “сырьём”, на основе которого учитель, используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства.

4

Рисую стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов.  При работе с красками к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности.

При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию.

4

Нет выхода в сеть Интернет в кабинете изобразительного искусства

Проведение отдельные уроки в кабинете информатики, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом, делают выводы, выполняют задания учителя. Так при изучении темы «Гербы», «Эмблемы» в 5 классе из кабинета информатики мы выходим в сеть, находим сайт «Экскурс в геральдику» (основы, история, правила) https://www.excurs.ru/.


  1. Ожидаемые результаты реализации проекта.

  • Повышение качества знаний учащихся на 5%;

  • Урок, приближенный к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

  • Повышение мотивации у учащихся и учителя к изобразительному искусству при использовании ИКТ;

  • Отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

  • Помощь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

  • Улучшение качества наглядности учебного материала;

  • Развитие творческих способностей учителя и учащихся;

  • Разнообразие содержания учебного материала;

  • Разнообразие форм подачи учебного материала.


  1. Промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта на момент подачи заявки.

      1. Подобрана научно-методическая литература по данной теме. Начато подробное изучение психолого-педагогического обоснования использования ИКТ на уроках искусства, обще-дидактических принципов построения уроков изобразительного искусства с использованием ИКТ.

      2. Используются отдельные элементы электронных образовательных ресурсов при разработке и проведении уроков. Разработаны уроки:

  • Урок с мультимедийной поддержкой (презентации):

— Мультипликационные герои (5 класс);

— Цветовой круг (5 класс);

— Золотая Хохлома (5 класс);

— «Роль цвета в портрете» (6 класс);

— Морозные узоры на зимнем окне (6 класс);

— «Композиционное решение картины на примере натюрморта» (6 класс);

— «Портрет в скульптуре»


  1. Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию проекта.


Пояснение затрат на реализацию проекта:

          1. Экспозиционный навесной экран с размерами сторон не менее 1,60 на 1,60, мультимедийный проектор, ноутбук – необходимы для непосредственного использования на уроках и внеклассных занятиях.

          2. Цифровой фотоаппарат, МФУ (принтер, сканер, копировальный аппарат) – необходимы для подготовки дидактического материала к уроку, создания презентаций, использования во внеклассной работе.

          3. Информационно-коммуникативные средства, использование интернет-ресурсов по изобразительному искусству, видеофильмы по истории, видам и жанрам изобразительного искусства — необходимы для использования готовых мультимедийных обучающих программ, электронных учебников и для подготовки дидактического материала к уроку, создания презентаций.

          4. Печать фотографий (по ходу реализации проекта) – использование фотографий для создания презентаций и др. дидактического материала; отчет о реализации проекта в виде фотографий.

  1. Библиографический список.


  1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

  2. Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru

  3. Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru

  4. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru

  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно — методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.

  6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., 1988.

  7. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2001. 40 — 46с.

  8. Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

  9. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. — М., 1991. — Вып. 6.

  10. Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий».

  11. Электронное издание «Школа рисунка и живописи».

  12. Электронное пособие «Азбука искусства. Как научиться понимать картину».

  13. Электронное пособие «Русский национальный костюм».

  14. мультимедийное приложение к урокам технологии в 1-4 классах (Народные промыслы).

  15. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44.

  16. www.imc.rkc-74.ru/

  17. www.bibliotekar.ru/

  18. Rusedu.ru.

  19. 900igr.net.






Свежие документы:  План – конспект урока рисования на тему «Рисование симметричного узора» 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: