Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
Согласовано: ЗДШ по УВР НШ М.В.Олейник ____________________ «___» _______________ | Рассмотрено: руководитель МК И.В. Брунер ___________________ Протокол № _______ от «___»_______20 г.
|
Рабочая программа (ФГОС)
по изобразительному искусству
уровень преподавания базовый
для 2-1 класса
на 2014-2015 учебный год
разработана учителем I категории
Миллер В.М.
Пояснительная записка
Общие сведения о Рабочей программе
Программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству и на основе завершенной предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских.- М.: Просвещение, 2011.-129с.с учетом целевых установок основной образовательной программы МБОУ СОШ г. Мамоново начального общего образования и отражает пути реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; «Фундаментальным ядром содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП.
Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
Основной формой реализации программы является урок –30 часов.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру. Включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности;
игровая драматургия (связь с музыкой, литературой, трудом, историей);
обсуждение детских работ;
организация выставок.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП.
Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
Данная программа предназначена для реализации учащимися 2-го года обучения в МБОУ СОШ г. Мамоново.
В классе 23 учащихся. Учащиеся хорошо подготовлены к усвоению данного курса. Форма обучения — очная.
Основной формой реализации программы является урок – 30 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма —одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества —осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Организация образовательного процесса
Технологии работы:
технологии личностно-ориентированного обучения;
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
технология развивающего обучения;
технология деятельностного метода;
использование ИКТ;
Методы работы:
словесные методы;
наглядные методы;
практические методы.
Формы работы:
групповая работа;
индивидуальная работа;
Формирование компетентностей
Содержание программы направлено на формирование ключевых компетентностей:
социальной;
коммуникативной;
читательской;
информационной;
исследовательской.
Ключевые компетентности формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами.
Требования к уровню подготовки
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
(Учащиеся должны знать/понимать)
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся (продвинутый уровень) Учащиеся должны уметь:
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
• использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
• решать творческие задачи на уровне импровизаций;
• создавать творческие работы на основе собственного замысла;
• выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
• моделировать предметы бытового окружения человека;
• применить навыки несложных зарисовок с натуры;
• создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
• сформулировать замысел;
• построить несложную композицию;
• воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
• анализировать результаты сравнения;
• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
• передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
• (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
Учащиеся получат возможность научиться:
Сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;
Сформировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
Овладеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
Овладеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)
Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
— развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
— развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
— вырабатывать способность различать способ и результат действия.
— вырабатывать способность различать способ и результат действия.
Познавательные:
— осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
— овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
— знакомство с произведениями художников В.Васнецова, М. Врубеля, Н. Рерих, В.Ван Гога и др.
— осуществлять анализ объектов.
— развивать способность смыслового восприятия художественного произведения.
Коммуникативные:
-формировать умение участвовать в диалоге,
-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение, взаимодействовать под руководством учителя;
— уметь пользоваться языком изобразительного искусства;
— участие в обсуждении выставки. Рассуждение о своих впечатлениях и эмоциональное оценивание.
-адекватно оценивать свою роль в коллективной работе;
— адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач.
Система и критерии оценивания достигнутых результатов и способы формирования самооценки:
Система оценивания результатов простраивается на основе системы оценивания учебных достижений в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации в МБОУ СОШ г. Мамоново» и ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново раздел 1, пункт 3
Виды и формы контроля – выбрать то, что считаете необходимым
по задачам: предварительный /входной, тематический контроль усвоения, рубежный, текущий, итоговый контроль
по его субъектам
внешний — осуществляется учителем над деятельностью ученика;
• взаимный — осуществляется учеником над деятельностью товарища;
• самоконтроль — осуществляется учеником над собственной деятельностью)
по средствам педагогической коммуникации
способов (традиционный или нетрадиционный);
характера (субъективный, объективный);
использования ТСО (машинный, без машинный);
формы (устный, письменный);
времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);
массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой);
контролирующего лица (учитель, ученик — напарник, самоконтроль);
дидактического материала:
— контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);
— с дидактическим материалом (розданный материал, тесты, билеты, контролирующие программы);
на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;
на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.
Условия качественного контроля
объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);
гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
обоснованность и критериальность.
Оценивание результатов учебной деятельности
Критерии выставления отметки
характеристика | 5 -балльная | 10 — балльная | |
Не достигнут необходимый уровень | Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» – неудовлетворительно | 1 |
Необходимый уровень («удовлетворите льно») 50%
| Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания
Решение нестандартной задачи | «3» – удовлетворительно | 2 – при минимуме знаний 3 – при минимуме знаний с частичным усвоением 4– достаточные знания с частичным усвоением |
«4 -» – почти хорошо | 5 – достаточные знания | ||
6 – либо с ошибкой, либо с помощью | |||
Программный уровень («хорошо») 65% | Решение нестандартной задачи, где потребовалось: – либо применить новые, получаемые в данный момент знания; – либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «4» – хорошо
| 7 — полное освоение, незначительная ошибка и небольшая помощь |
| «4+» – приближается к отлично | 8 — полное освоение, незначительная Ошибка, самостоятельное исправление | |
Максимальный уровень («отлично») 85%
| Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей: – либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний; – либо новых самостоятельно приобретенных умений | 5 – отлично или 5+, или «5 и 5» – превосходно | 9 отлично
10 превосходно |
Можно дополнить, исходя из особенностей предмета
Формирование адекватной самооценки как один из результатов формирования регулятивных УУД, выражающихся в умении организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.
Ученик должен научиться отвечать
на вопросы:
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку? Почему? Как можно исправить ошибки? Чему научила тебя эта работа? Кого и почему ты можешь поблагодарить? Какие умения ты будешь применять в дальнейшей учебной
деятельности?
Содержание учебного предмета:
Содержание курса | Характеристика деятельности обучающихся | |
Как и чем работает художник – 6 часов.
| Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж. | Наблюдать цветовые сочетания в природе; украшения в природе; многообразие и красоту цветовых состояний в природе; Смешивать краски сразу на листе бумаги, цветные краски с черной и белой для получения богатого колорита,
|
Реальность и фантазия – 7 часов.
| Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой. | Овладевать первичными живописными навыками, первичными знаниями перспективы, техникой и способами аппликации; приемами работы с пластилином; приемами работы с бумагой;
|
О чем говорит искусство – 9 часов.
| Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний(настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев. | Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению, осенний лес; животных; сказочные существа; борьбу тихого и звонкого цветов;
|
Как говорит искусство – 8 часов.
| Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма: ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
| Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона; природные формы с декоративными мотивами; природные формы с архитектурными постройками; возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов; Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий, коврик на тему осенней земли; объемное изображение животного с передачей характера; образ ночного города; Изображения различных узоров в природе; украшения, используя узоры; контрастных героев; Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели, выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен для создания художественного образа; Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна, Осваивать приемы работы графическими материалами; навыки работы с бумагой; различные приемы работы кистью; Конструировать из бумаги объекты игровой площадки; елочные украшения; Размышлять о возможностях изображения; Участвовать в создании коллективной работы; Обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников; |
Учебно-тематический план предмета:
На изучение изобразительного искусства отводится 1 ч. в неделю, 30 часов (34 учебные недели).
Виды учебной деятельности | |||||
Раздел
| Всего кол-во часов | теория | практика | проект | Экскурсии, встречи |
Чем и как работают художники | 7 | + | + |
|
|
Реальность и фантазия | 6 | + | + | + |
|
О чём говорит искусство | 9 | + | + |
|
|
Как говорит искусство | 8 | + | + |
|
|
| 30 |
|
|
|
|
Предлагаемые темы проектных работ
«Фантазия в реальности»
Описание учебно-тематического и материально-технического обеспечения
Характеристика УМК
Главными особенностями системы «Школа России» являются:
приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
личностно ориентированный и системно — деятельностный характер обучения.
Автор | Издательство | Год издания | Гриф МО РФ | Объем использования | |
ИЗО. Искусство и ты, 2 класс (учебник) | Л.А.Неменская
| «Просвещение» | 2014
| Рекомендовано | Полный
|
ИЗО. Твоя мастерская (рабочая тетрадь) | Л.А.Неменская | «Просвещение» | 2014 | Рекомендовано | Для индивидуальной работы |
Материальное, информационное и материально-техническое обеспечение
Обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект;
Ф – комплект для фронтальной работы;
П – комплект, необходимый для практической работы в группах.
Наименование объектов и средств м-т обеспечения | Количество | Примечания | |
1
| БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. | Д
| Использование учебников из других УМК по ИЗО. |
2
| Примерная программа начального общего образования по ИЗО. | Д
|
|
3 | Рабочие программы по ИЗО | Д |
|
4
| Учебно-методические комплекты по программе | К
|
|
5 | Учебники по ИЗО | К |
|
6 | Рабочие тетради | К |
|
7 | Методические пособия | Д |
|
8
| Учебно-наглядные пособия
| Ф Д
| Ф – формат А-4, Д – таблицы и плакаты |
9
| Хрестоматии литературных произведений к урокам ИЗО | Д |
|
10
| Альбомы по искусству
| Д
|
|
| ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
|
|
16 | Портреты русский и зарубежных художников | Д |
|
17 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. | Д |
|
18 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. | Д |
|
19 | Дидактический раздаточный материал. | К |
|
| ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА |
|
|
22 | Мультимедийные обучающие художественные программы. | Д | Обеспечивают дополнительные условия для изучения тем и разделов. |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
|
|
25 | Ноутбук | Д |
|
26 | Мультимедиа-проектор | Д |
|
27 | Проектор с функцией интерактивной доски | Д |
|
28 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и магнитами | Д |
|
29 | Экран | Д |
|
33 | ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ Аудиозаписи по музыке, литературные произведения. | Д | Компактдиски и аудиокассеты по темам курса. |
34 | DVD фильмы. | Д |
|
35 | Презентации на CD и DVD. | Д |
|
36 | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Мольберты | К |
|
37 | Краски акварельные |
|
|
38 | Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений | К |
|
39 | Краски гуашевые | К |
|
40 | Тушь | К |
|
41 | Бумага белая | К |
|
42 | Бумага цветная | К |
|
43 | Фломастеры | К |
|
44 | Кисти (беличьи, щетина) | К |
|
45 | Емкости для воды | К |
|
46 | Стеки | К |
|
47 | Пластилин | К |
|
48 | Клей | Ф |
|
49 | Ножницы | К |
|
| МОДЕЛИ И НАТУРНЫЙ ФОНД |
|
|
| ИГРЫ И ИГРУШКИ |
|
|
74 | Конструкторы | Ф |
|
| СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ |
|
|
77 | Стеллажи для книг и оборудования. | Д |
|
78 | Стулья; столы рисовальные | К |
|
79 | Мебель для хранения таблиц и плакатов. | Д |
|
Список образовательных Интернет-ресурсов
https://standart.edu.ru/ — официальный сайт ФГОС
https://fgos.isiorao.ru/index.php — сайт ИСИО РАО
https://school-russia.prosv.ru – официальный сайт
https://school-collection.edu.ru/
https://www.proshkolu.ru/user/mivemi1976/
Календарно-тематическое планирование
Чем и как работает художник (7 ч) Личностные результаты
Метапредметные результаты Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| ||||||||
№ п/п (кол-во ч.) | Дата проведения урока план/факт | Тема урока | Основные понятия, содержание урока | Тип урока, формы и методы его проведения | Виды и формы контроля | Ресурсы урока
| Д/задание для учащихся | Примечания (изменения) |
1 |
| Три основных цвета | Изображение цветов. Первичные основы цветоведения. Многообразие цветной гаммы осенней природы. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 4-5 |
2 |
| Белая и чёрные краски | Изображение природных стихий. Знакомство с различными эмоциональным звучанием цвета. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 6-7 |
3 |
| Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | Изображение осеннего леса. Мягкость, бархатистость пастели. Яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования Пастель или мелки, акварель; белая суровая (оберточная) бумага |
| С. 8-9 |
4 |
| Выразительные возможности аппликации | Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, цветная бумага, кисточки, нитки, ножницы, клей. |
|
|
5 |
| Выразительные возможности графических материалов | Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 10-11 |
6 |
| Выразительность материалов для работы в объёме | Что такое скульптура? Чем занимается архитектор? Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных родного края. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, пластилин, стеки. |
| С. 12 |
7 |
| Выразительные возможности бумаги. | Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. | Комбинированный урок | Тематический | Бумага, ножницы, клей, рабочая тетрадь |
| С. 13 |
Реальность и фантазия (6 ч) Личностные результаты
Метапредметные результаты Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| ||||||||
№ п/п (кол-во ч.) | Дата проведения урока план/факт | Тема урока | Основные понятия, содержание урока | Тип урока, формы и методы его проведения | Виды и формы контроля | Ресурсы урока
| Д/задание для учащихся | Примечания (изменения) |
1 |
| Изображение и реальность | Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение любимого животного. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, гуашь, кисть, бумага. |
| С. 14 |
2 |
| Изображение и фантазия | Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей, сказочные существа. Фантастические образы. Изображение фантастического животного. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, гуашь, кисть. Большой лист бумаги. |
| С. 15 |
3 |
| Украшение и реальность | Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, уголь. Мел. Тушь, бумага. |
| С. 16-17 |
4 |
| Украшение и фантазия | Мастер Украшения учится у природы, изучает ее Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающие предметы быта. Изображение кружева. Украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 18-19 |
5 |
| Постройка и реальность | Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций. Конструирование из бумаги подводного мира. | Комбинированный урок | Тематический | Рабочая тетрадь, бумага, ножницы, клей. |
|
|
6 |
| Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | Взаимодействие трёх видов деятельности – изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы. Конструирование и украшение ёлочных игрушек. Выставка творческих работ. | Контрольный урок | Итоговый | Рабочая тетрадь, гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей. |
| С. 20-21 |
О чём говорит искусство (9 ч) Личностные результаты
Метапредметные результаты Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| ||||||||
№ п/п (кол-во ч.) | Дата проведения урока план/факт | Тема урока | Основные понятия, содержание урока | Тип урока, формы и методы его проведения | Виды и формы контроля | Ресурсы урока
| Д/задание для учащихся | Примечания (изменения) |
1 |
| Изображение природы в различных состояниях | Художник, изображая природу, выражает её состояние. Настроение. Изображение контрастных состояний природы. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, гуашь, крупные кисти. |
| С. 22-23 |
2 |
| Изображение характера животных | Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Изображение животных весёлых. Стремительных, угрожающих (два-три цвета или один цвет), кисть | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, Гуашь, крупные кисти. |
|
|
3 |
| Изображение характера человека: добрый образ | Внешнее и внутреннее содержание человека. Выражение его средствами искусства. Изображение контрастных по характеру сказочных женских образов. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, гуашь, мелки, цветная бумага |
| С. 24 |
4 |
| Изображение характера человека: злой образ | Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Изображение доброго и злого героя из знакомых сказок. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, гуашь, мелки, бумага. |
| С. 25 |
5 |
| Образ человека в скульптуре | Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, пластилин, стеки. |
|
|
6 |
| Человек и его украшения (Аппликация) | Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшение готовых форм кокошников и доспехов. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, гуашь, кисти |
| С. 26-27 |
7 |
| О чём говорят украшения | Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, гуашь, кисти, клей. |
| С. 28-29 |
8 |
| Образ здания | Здания выражают характер тех, кто в них живёт. Создание образа сказочных построек. | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, гуашь, кисти, |
| С. 30-31 |
9 |
| В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. | Контрольный урок | Итоговый | Рабочая тетрадь, гуашь, кисти, бумага. |
| С. 32-33 |
Как говорит искусство (8 ч) Личностные результаты
Метапредметные результаты Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| ||||||||
№ п/п (кол-во ч.) | Дата проведения урока план/факт | Тема урока | Основные понятия, содержание урока | Тип урока, формы и методы его проведения | Виды и формы контроля | Ресурсы урока
| Д/задание для учащихся | Примечания (изменения) |
1 |
| Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного | Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешивание красок на бумаге. Изображение горящего костра и холодной синей ночи | Комбинированный урок | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 34-35 |
2 |
| Тихие и звонкие цвета | Смешивание различных цветов с чёрной, серой, белой красками — получение мрачны, .тяжёлых и нежных, легких оттенков цвета. Изображение весенней земли. | Урок первичного предъявления знаний | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 36-37 |
3 |
| Тихие и звонкие цвета | Смешивание различных цветов с чёрной, серой, белой красками — получение мрачны, .тяжёлых и нежных, легких оттенков цвета. Изображение весенней земли. Гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги | Урок применения предметных умений | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 36-37 |
4 |
| Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. | Ритмическая организация листа с помощью линий. Изображение весенних ручьёв. Пастель и цветные мелки. Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа | Урок первичного предъявления знаний | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 38-39 |
5 |
| Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. | Ритмическая организация листа с помощью линий. Изображение весенних ручьёв. Пастель и цветные мелки. | Урок применения предметных умений | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 40-41 |
6 |
| Ритм линий, пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | Создание коллективной работы «Весна, шум птиц». Разные материалы | Урок первичного предъявления знаний | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 44-45 |
7 |
| Ритм линий, пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | Создание коллективной работы «Весна, шум птиц». Разные материалы | Урок применения предметных умений | Текущий | Рабочая тетрадь, альбом для рисования, краски, кисточки |
| С. 44-45 |
8 |
| Итоговый урок года | Выставка детских работ. Игра- беседа, в которой вспоминают все основные темы года. | Контрольный урок | Итоговый |
|
|
|