Рабочая программа и ктп по изо Ашикова 1 класс



I. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного при­казом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об­разования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Москва, Министерство образования России, «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство». Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Для реализации данной программы используется учебник Ашиковой С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 1 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»).

Количество часов по программе 33 ч., 1 час в неделю.

II. Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены

Задачи курса:

развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности;

развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной

деятельности.

В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Важнейшим направлением ФГОС НОО 2009 года (далее Стандарт) является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержании предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:

патриотизма, ценностного отношения к культурно — историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства иконами А. Рублева, с народными промыслами;

интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);

уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;

ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);

нравственных чувств, этического сознания;

представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;

ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;

ценностного отношения к здоровью.

Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил

техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически

чистых материалов.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к изо как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Развитие личности учащегося средствами искусства.

Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта творческой деятельности.

Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.

Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);

основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;

эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;

первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;

положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;

чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;

интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;

основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;

понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;

первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно -творческой деятельности;

уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям;

мотивации к коллективной творческой работе;

представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;

личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать учебную задачу;

оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;

понимать выделенные учителем ориентиры

адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;

на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;

осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;

воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;

использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;

понимать содержание художественных произведений;

читать простое схематическое изображение.

Обучающийся получит возможность научиться:

соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

делать несложные выводы;

строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;

соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;

участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;

контролировать свои действия в коллективной работе;

принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.

Обучающийся получит возможность научиться:

соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;

обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;

использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;

следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;

группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Семья"

владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;

осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;

называть ведущие художественные музеи России.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;

принимать условность и субъективность художественного образа;

сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;

выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна;

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);

применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;

использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе;

использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;

выбирать характер линий для изображения того или иного образа;

овладевать на практике основами цветоведения;

использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;

использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство

Обучающийся научится:

выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;

решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;

передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;

видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;

изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

V.Содержание учебного предмета

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся


1.

2.

3.

Знакомство с художественными материалами

Берем в руки карандаш (базовые упражнения)

Берем в руки кисти. Прозрачность акварели

Берем в руки кисти. Возможности гуаши

применять начальные навыки изображения растений

эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства

участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ

выбирать художественные материалы для создания образов природы

знакомство с основными и составными цветами

изображать пейзажи

использовать простые формы для создания выразительных образов человека


древний символ человека, пропорции человека в круге


поэтапное изображение рисунка


знакомство с изображением человека в разном возрасте


знакомство с особенностями

изображения детского портрета


обобщение знаний, приобретенных на уроках


4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Природа — главный художник

Природа вокруг нас

Обитатели неба

Обитатели земли

Между небом и землей

Путешествие воды

Живое тянется к солнцу

Шире круг (коллективная работа)


7 ч.


11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Мир цвета

Знакомство с гуашью

Укрывистая и фактурная краска

Знакомство с акварельными красками

Краски неба и земли

Где ночует радуга

По законам радуги

Зимой и летом разным цветом

Весна и осень в гости просим

Ходит солнышко по кругу

Оранжевое небо (коллективная работа)


10 ч.


21.

22.

23.

24.

25.

26..

27.

28.

Искусство в человеке

Художник-живописец

Деревья поведали

Скульптор

Архитектор

Пряничный домик

Дизайнер

Золотая трава хохломы

Изумрудный город(коллективная работа)


8 ч


29.

30.

31.


Человек в искусстве

Человек звезда

Три возраста

Рисуем детский портрет

3 ч


Резерв


2 ч





VI. Тематическое планирование


Раздел 1

«ПРИРОДА – ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК»

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

  • положительное отношение к урокам и заданиям учебника (рабочей тетради);

  • интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;

  • эмоциональное восприятие образов природы, отраженных в произведениях изобразительного искусства.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • положительного отношения к урокам изобразительного искусства;

  • интереса к отечественной художественной культуре;

  • ценностного отношения к природе и рукотворным произведениям искусства;

  • мотивации к коллективной творческой работе;

  • понимания настроения другого человека, представления о дружбе;

  • уважения к чувствам и настроениям другого человека;

  • понимание чувств и настроения художника – автора художественного произведения.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу;

  • понимать предложения учителя и одноклассников;

  • оценивать совместно с учителем результат своей и коллективной работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать инструкцию учителя;

  • воспринимать предложение сверстников относительно совместной деятельности;

  • контролировать процесс своей деятельности.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • ориентироваться на первоначальном уровне в иллюстративном материале учебника;

  • осознавать познавательную задачу;

  • использовать рисуночные варианты предлагаемого алгоритма выполнения работы;

  • пользоваться изображениями и знаками, приведенными в учебнике.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить художественные произведения по настроению;

  • понимать назначение рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение»;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

  • отвечать на вопросы учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать мнение других людей о произведениях искусства;

  • высказывать свою точку зрения;

  • осуществлять совместную деятельность в парах и группах;

  • контролировать свои действия в групповой работе.



п/п


Наименование разделов, тем


Кол-во часов


Дата


Характеристика основных видов деятельности


Планируемые результаты обучения


Формы контроля

план

факт


Первое знакомство. Знакомство с предметом

«Изобразительное искусство», учебником и рабочей тетрадью, художественными материалами (в т. ч. видами бумаги) и инструментами. Создание самостоятельного рисунка на основе предложенного алгоритма (учебник и рабочая тетрадь «Лаборатория искусства, с. 1–7; 16; 101–113)




Эмоциональное восприятие художественных произведений. Восприятие рассказа учителя.

Участие в беседе, организованной учителем. Знакомство с учебником, его разделами (справочником юного художника, словарем и др.) и условными знаками; с рабочей тетрадью; материалами и инструментами. Апробация некоторых мате- риалов и инструментов. Выбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельная практическая работа.

Уметь ориентироваться в учебном и иллюстративном материале учебника. Эмоционально воспринимать репродукции картин и художественные фотографии. Узнавать знакомые художественные материалы и инструменты для занятий изобразительным искусством. Понимать назначение материалов и инструментов. Иметь представление о правилах работы с инструментами и материалами. Умение ориентироваться в основных и справочных разделах учебника



2. Старый новый знакомый. Новое знакомство с «простым карандашом» и его помощниками. Строение карандаша и способы работы. Что он знает и умеет (учебник, с. 8–9 и рабочая тетрадь, упр. 1 «Многоэтажный карандаш»)




Освоение правильной постановки руки и перемещение пальцев по корпусу карандаша в соответствии с поставленной задачей. Выполнение подготовительных упражнений и рисование с применением разного нажима на карандаш. Отработка движения штриха в определенном направлении от края до края листа

Иметь представление о строении, свойствах и грамотном использовании карандаша. Овладевать различными способами работы с графитным карандашом.

Владеть движениями штриха в определенном направлении, используя пространство листа



3. Характер и выразительность линий. Знакомство с линиями, их названия, характеры и образы в русском изобразительном искусстве (графика русских художников). Рисунок цветными к а р а н д а ш а м и (учебник, с. 9–10, 108–109 и рабочая тетрадь, упр. 2

«Уверенные линии», упр. 3 «Живая линия»)




Восприятие фотографий и репродукций художников; наблюдение окружающих предметов. Поиск разнообразных линий в окружающем пространстве, на фотографиях и репродукциях художников. Создание рисунка разными линиями с помощью графитного или цветных карандашей

Уметь применять разнообразные линии в соответствии с образом изображения



4. Природа вокруг нас. Знакомство с эпохой зарождения изобразительного искусства. Сравнение фото и репродукций художников – общие и отличительные признаки. Рисунок графитным карандашом (учебник, с. 18–19 и рабочая тетрадь, упр. 4 «Послушный карандаш»)




Рассматривание, сравнение фотографий и репродукций картин художников. Тонирование графитным карандашом бумаги; растушевка штрихов карандаша; усиление необходимых участков изображения графитным карандашом с сильным нажимом; изображение рисунка ластиком. Оценка своей работы; сравнение с работами одноклассников карандашом с сильным нажимом; изображение рисунка ластиком. Оценка своей работы; сравнение с работами одноклассников

Различать явления природы в художественных произведениях.

Относиться к окружающей природе как к ценности, понимать произведения искусства, передающие образы природы. Отличать по внешнему виду фотографии пейзажей и репродукции картин художников. Изображать воздушное пространство с помощью графитного карандаша и растушевки. Управлять нажимом на карандаш и формировать пространство неба и Земли. Создавать рисунок с помощью ластика



5. Обитатели неба. Знакомство с теми, кого и что можно увидеть в небе на фотографиях и репродукциях картин, по воспоминанию и представлению. Рисунок пастелью на тонированной бумаге (учебник, с. 20–21 и рабочая тетрадь, упр. 5«Светлое на тем ном»)




Сравнение изображения неба на фотографиях и репродукциях художников. Знакомство с пастельными мелками и способом рисования на бархатной бумаге. Выбор изображения. Непосредственная работа на бумаге. Оценка своей работы и работ одноклассников. Участие в диалоге с учителем и одноклассниками

Определять по иллюстрациям явления, которые можно наблюдать в небе, эстетически их оценивать. Иметь представление о свойствах и возможностях пастели – нового художественного материала. Управлять силой нажима на пастельный мелок. Осознанно выбирать «персонаж» для рисунка в небе. Овладевать рисунком

«светлое на темном»



6. Обитатели земли. Знакомство с теми, кто живет на земле, с помощью фотографий и репродукций картин художников. Рисунок одного из животных по выбору (учебник, с. 22–23 и рабочая тетрадь, упр. 6 «Живой карандаш»)




Рассматривание, сравнение фотографий и репродукций работ художников с изображением обитателей земли. Выбор персонажа. Подбор соответствующего замыслу работы технического приема в рабочей тетради. Рисунок выбранного персонажа графитными или цветными карандашами. Ответы на вопросы учителя. Формулирование и озвучивание вопросов учителю. Оценка своей работы и работ одноклассников

Иметь представление о возможности изображения обитателей земли в живописи и фотографии. Совмещать различные навыки работы графитным карандашом, растушевкой и ластиком при изображении конкретного животного, птицы или рыбы. Находить сходство изображенного на рисунке с реальным персонажем.

Понимать некоторые особенности техники графического рисунка



7. Между небом и землей. Наблюдение за окружающим миром. Расширение кругозора о том, что и кто находятся между небом и землей. Изображение выбранного сюжета (учебник, с. 24–27 и рабочая тетрадь, упр. 7 «Легкий карандаш»)




Наблюдение окружающего мира за окном. Рассказ о прежних наблюдениях. Рассказ по представлению. Рассматривание фотоизображений и репродукций художников и детских рисунков в учебнике. Участие в диалоге с учителем и одноклассниками. Обоснование своего выбора определенного явления природы для изображения. Выбор соответствующего художественного материала. Оценка результата своей работы и работы одноклассников

Наблюдать разные явления природы в реальности. Воспринимать природные явления, изображенные художником.

Рассказывать о различных явлениях, происходящих «между небом и землей». Подбирать художественные материалы для определенного изображения. Вести диалог с учителем и одноклассниками



8. Путешествие воды. Концентрация внимания на различных явлениях воды. Диалог на тему. Визуальная информация на фотографиях и репродукциях (учебник, с. 28–29 и рабочая тетрадь, упр. 8 «Удивительный карандаш», упр. 9 «Светлое на темном»)




Знакомство с различными состояниями воды с художественной точки зрения. Рассматривание фотографий и репродукций картин по теме. Выполнение упражнений в рабочей тетради. Выбор одного из состояний воды и выполнение рисунка

Наблюдать за объектами природы, понимать их красоту. Воспринимать различные состояния воды. Применять приемы и способы изображения воды в различных состояниях



9. Живое тянется к солнцу. Рассказ о солнце, как источнике жизни. Изображение растений, тянущихся к солнцу (с. 30– 31)




Восприятие явлений природы, изображенных на фотографиях и репродукциях картин. Ответ на вопрос о настроении, которое передается на иллюстрациях. Рисунок поэтапного роста растений или деревьев.

Закрепление навыков работы пастелью на бархатной или пастель- ной бумаге.

Оценка своей работы. Участие в диалоге с учителем

Иметь представление о мире птиц, животных, растений и о возможностях искусства в их изображении. Уметь работать пастелью на бархатной или пастельной бумаге. Создавать рисунок по образцу и на основе своего замысла.

Участвовать в предварительной беседе, в обсуждении работ.

Оценивать свою работу



10. Шире круг. Итоговая работа учащихся (с. 32– 33)




Участие в групповой работе. Работа по оформлению класса – создание своеобразной выставки детских работ

Обобщать знания, полученные при изучении первого раздела учебника. Уметь применять навыки, полученные на уроках.

Участвовать в групповой работе. Проявлять инициативу в оформлении класса



«МИР ЦВЕТА»

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к познанию красоты окружающего мира;

  • эмоциональное восприятие цвета и оттенков, отраженных в произведениях изобразительного искусства.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство»;

  • интереса к предметно-исследовательской (учебно-познавательной) деятельности, предложенной в учебнике;

  • стремления к красоте; чувства прекрасного через доступные для восприятия художественные произведения;

  • восприятия художественного произведения и определения его основного настроения;

  • осознания себя как части природы;

  • первоначальный уровень понимания красоты, уникальности природы и окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • самоконтролю и самооценке своих действий согласно заданной последовательности действий;

  • организации своего рабочего места для работы с красками.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • контролировать этапы познавательной деятельности;

  • корректировать работу для достижения лучшего результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • осознавать познавательную задачу;

  • извлекать нужную информацию из различных источников;

  • понимать значение эксперимента Ньютона.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации в справочном материале учебника;

  • пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике;

  • понимать содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение»;

  • делать обобщение и выводы;

  • находить отличительные особенности и мелкие дета( ли, характерные для данного объекта или явления.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • вступать в учебный диалог с учителем и одноклассни- ками;

  • строить небольшие монологические высказывания;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • отвечать и задавать вопросы;

  • воспринимать мнение других людей о произведениях искусства и делиться собственными впечатлениями;

  • высказывать свое мнение в обсуждении коллективной работы;

  • следить за действиями других участников в совместной деятельности;

  • осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных задач;

  • уважительно относиться к мнению одноклассников, высказывать свою точку зрения.



п/п


Наименование разделов, тем


Кол-во часов


Дата


Характеристика основных видов деятельности


Планируемые результаты обучения


Формы контроля

план

факт


1. Знакомство с гуашью (учебник, с. 13, 36–37 и рабочая тетрадь упр. 10 «Эксперименты с гуашью»)




Смешивание двух красок и получение новой; смешивание на палитре одного цвета с белилами в разных пропорциях, и получение новых оттенков цвета

Иметь представление об одном из основных свойств гуашевых красок – смешивании (превращении). Применять навыки смешивания гуаши и получения новых цветов и оттенков. Понимать важность чуткого восприятия цвета. Различать цвета и разные техники работы кистью



2. Укрывистая и

фактурная краска

(учебник с. 13–15,

36–37 и раб. тет(

радь, упр. 11 «Вол(

шебная кисть»)




Подготовительная работа по организации рабочего места. Приготовление красок к работе. Выполнение упражнений из учебника и в рабочей тетради. Смешивание красок, нанесение на бумагу в определенном порядке и наблюдение за свойствами красок на бумаге

Организовывать рабочее место при работе с красками. Подготавливать краски к работе.

Иметь представление о дополнительных свойствах гуашевых красок – укрывистости (плотности) и фактурности. Иметь целостное представление о свойствах

и возможностях гуашевых красок. Уметь смешивать краски и наблюдать разные свойства красок



3. Знакомство с акварельными красками (учеб( ник с. 11–12; ра( бочая тетрадь, упр. 12 «Экспери( менты с аква( релью»)




Знакомство со свойствами акварели и оборудованием рабочего места. Подготовка красок и инструментов к работе. Работа с красками в различных техниках

Знать и применять правила и приемы работы с акварельными красками. Иметь представление о различных свойствах и техниках работы с акварелью



4. Краски неба и земли (учебник с. 38–39; рабочая тетрадь, упр. 13

«Оттенки неба и земли»)




Диалог с учителем о пейзаже и особенностях его изображения на плоскости. Выбор материала (гуашь или цветные карандаши). Выбор цветов. Подбор оттенков. Изображение на бумаге

Иметь представление о пейзаже и особенностях его изображения на бумаге. Наблюдать и сравнивать небо и землю не только по цвету, но и по тону (темнее – светлее). Выбирать сюжет рисунка, материал, подбирать оттенки



5. Где ночует радуга (учебник, с. 40–43)




Участие в диалоге с учителем. Выбор материалов и инструментов. Выбор цветов для изображения радуги. Поиск и выбор сюжета для изображения темы. Выполнение работы на бумаге

Воспринимать радугу как явление красоты. Знать последовательное расположение цветов в радуге. Иметь представление о научном открытии Ньютона. Участвовать в проведении эксперимента в классе. Эстетически воспринимать соотношения цветов в радуге и различных ее изображениях



6. По законам радуги (учебник с. 44–45; рабочая тетрадь, упр. 14

«Основные и со( ставные цвета»)




Знакомство с основными и составными цветами. Изучение цветового круга.

Повторение рисунков учебника.

Различение основных и составных цветов.

Закрепление новых знаний (выполнение заданий в рабочей тетради)

Уметь различать основные и составные цвета. Выделять их в цветовом круге. Называть их на детских рисунках в учебнике



7. Зимой и летом разным цветом. П р о д о л ж е н и е изучения цветово- го круга (учебник с. 46–47; рабочая тетрадь, упр. 15

«Тепло и холодно»)




Знакомство с холодной и теплой цветовой гаммой. Определение на иллюстрациях гаммы цветов, характерных для зимы и лета. Выполнение задания для мальчиков и девочек: мальчикам выполнить рисунок в холодной цветовой гамме; девочкам – в теплой

Воспринимать две половинки цветового круга как две основные цветовые гаммы. Иметь представление о теплой цветовой гамме и холодной цветовой гамме.

Рассматривать иллюстрации и делать несложные умозаключения о наличии определенной цветовой гаммы



8. Весна и осень

в гости просим

(учебник, с. 50–51)




Создание нежной цветовой гаммы и выполнение работы с ней (задание для девочек). Создание сдержанной цветовой гаммы (задание для мальчиков)

Иметь представление о расширении границ цветового круга. Различать разбеленные и затемненные цвета; нежные и сдержанные цвета



9. Ходит солнышко по кругу (учеб( ник, с. 54–55)




Знакомство с изображением разного времени суток в живописи. Выбор времени суток для сюжета своей работы. Выполнение рисунка графитным карандашом. Выполнение работы в цвете акварельными красками с учетом их свойств и возможностей

Иметь представление о взаимосвязи между состояниями дня и сменой цветовых сочетаний неба и земли в разное время суток; устанавливать по иллюстрациям такую взаимосвязь.

Уметь передавать на рисунке определенное время суток



10. Оранжевое небо (учебник с. 56–57)




Создание цветовой композиции. Выбор темы. Распределение на группы-команды. Подготовка бумаги – выкраска. Выполнение эскизов (поиск изображения). Нанесение рисунка на выкрашенную бумагу. Вырезание нанесенных рисунков. Создание композиции на стене по намеченному плану

Уметь работать в коллективе: вести диалог; высказывать мнение относительно решения художественной задачи; отстаивать свою точку зрения; понимать и уступать другому мнению. Видеть целое, работая над деталями




Раздел 3

«ИСКУССТВО В ЧЕЛОВЕКЕ»

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • осознание себя как гражданина и представителя определенного народа и культуры;

  • интерес и уважение к культуре других народов;

  • эмоциональное восприятие образов, отраженных в произведениях изобразительного искусства разных видов, жанров (пейзаж, портрет).

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • эмоционального восприятия произведений разных художников и народного творчества;

  • внутренней позиции школьника, ответственности, целеустремленности и положительного отношения через авторство творческих работ;

  • понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;

  • первоначальных представлений о поликультурности изобразительного искусства;

  • первоначального представления о художественных профессиях;

  • эстетического отношения к окружающей среде;

  • познавательного интереса к содержанию уроков, в том числе в ходе выполнения упражнений и заданий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • на доступном уровне осуществлять планирование своей деятельности;

  • осуществлять выбор способов работы (материалов, инструментов) для достижения результата;

  • первоначальным навыкам самоконтроля и самооценки достигнутого результата.

Обучающийся получит возможность:

  • организовывать собственную учебную и творческую деятельность;

  • проводить коррекцию своих достижений, осознавая имеющиеся трудности, поиск их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника;

  • соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение»;

  • способность к познанию окружающего мира;

  • осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Обучающийся получит возможность:

  • понимать содержание художественных произведений;

  • делать несложные выводы;

  • выполнять учебно-познавательные задачи в материалистической и умственной форме;

  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа и синтеза.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе;

  • проявлять толерантность в общении со сверстниками;

  • формулировать собственные мысли;

  • работать в коллективе, контролировать свои действия в групповой работе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности;

  • проявлять инициативу для улучшения качества или ускорения выполнения работы;

  • использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения искусства и процесса выполнения работы.



п/п


Наименование разделов, тем


Кол-во часов


Дата


Характеристика основных видов деятельности


Планируемые результаты обучения


Формы контроля

план

факт


1. Художник-живописец (учебник, с. 60–61)




Знакомство с творчеством известных живописцев. Изображение избранного объекта (объектов) в живописной манере

Иметь представление об отличительных признаках живописи как одного из видов изобразительного искусства.

Уметь наблюдать за объектами природы и в окружающем пространстве. Уметь изображать выбранные объекты на бумаге



2. Деревья поведали (учебник, с. 64–65)




Знакомство с жанром живописи – пейзажем. Выбор времени года и сюжета для творческой работы. Выбор техники исполнения. Выполнение работы по запланированному и выработанному плану

Уметь находить отличительные признаки пейзажа. Иметь представление о творчестве пейзажиста И. И. Шишкина



3 . Скульптор

(учебник, с. 66–67)




Знакомство со скульптурой как одним из видов изобразительного искусства. Подготовка рабочего места. Лепка из соленого теста. Украшение готового изделия

Иметь представление об отличительных признаках скульптуры.

Знать некоторые приемы лепки из соленого теста.

Приобрести навыки лепки из соленого теста



4. Архитектор

(учебник, с. 70–71)




Знакомство с архитектурой как одним из видов изобразительного искусства. Воображаемый эскиз архитектурного объекта. Изображение задуманного на бумаге с помощью фломастеров

Иметь представление об отличительных признаках архитектуры.

Отличать эскиз (рисунок-проект) архитектурного объекта.

Уметь создавать объемную форму домика с помощью пластических материалов



5. П ряничный

домик (учебник,

с. 72–73)




Знакомство с творчеством выдающегося

испанского скульптора Антонио Гауди. Комбинированный способ лепки – из фольги и пластилина. Украшение готового изделия

Использовать комбинированный способ лепки. Понимать значение профессии архитектора



6 . Д и з а й н е р

(учебник, с. 74–75)




Знакомство с профессией художника-дизайнера. Изготовление веера. Знакомство с разными способами. Выбор своего способа и изготовление веера. Украшение готового изделия

Иметь общее представление о профессии дизайнера, истории ее развития и современных направлениях. Выбирать способы изготовления и украшения веера (решения собственного замысла)



7. Золотая трава хохломы (учеб( ник, с. 76–77)




Знакомство с одним из видов изобразительного искусства – декоративно-прикладным искусством на примере хохломской росписи. Проба элементов хохломской росписи. Создание рисунка росписи. Выполнение росписи гуашевыми красками

Иметь представление о хохломской росписи.

Выполнять отдельные элементы хохломской росписи. Создавать рисунок росписи и выполнять его гуашевыми красками



8. И зумрудный

город (учебник,

с. 78–79)




Выполнение различных видов деятельности: лепка, конструирование, рисование

Участвовать в коллективной работе.

Сочетать навыки раскрашивания, конструирования, лепки и рисования



Раздел 4

«ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ»

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к обучению и приобретению новых знаний;

  • эмоциональное восприятие образа человека, отраженно- го в произведениях изобразительного искусства;

  • интерес к отечественной художественной культуре;

  • восприятие себя как части природы;

  • уважительное отношение к другим людям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к новым знаниям и умениям, совершенствованию приобретенных навыков;

  • понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;

  • уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе;

  • стремления к выполнению заданий повышенной сложности;

  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • определять последовательность заданий, выраженных в рисунках и схемах;

  • вносить необходимые коррективы в собственную деятельность.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • творчески выполнять задания;

  • находить разные способы решения творческого замысла.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осознавать познавательную задачу;

  • искать дополнительную информацию в материалах учебника;

  • пользоваться изображениями, знаками, символами, при- веденными в учебнике и рабочей тетради;

  • понимать содержание художественных произведений.

Обучающийся получит возможность:

устанавливать причинно-следственные связи, делать сравнения и формулировать выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

  • выслушивать и уважать мнение одноклассников;

  • отвечать на вопросы учителя и одноклассников, задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к мнению одноклассников;

  • отстаивать свою точку зрения относительно выполнения и оценки творческих работ;

  • предлагать свои варианты выполнения задания.



п/п


Наименование разделов, тем


Кол-во часов


Дата


Характеристика основных видов деятельности


Планируемые результаты обучения


Формы контроля

план

факт


1. Человек-звезда (учебник, с. 82–83; рабочая тетрадь, упр. 16 «Человек, как звезда…»)




Тренировочный рисунок построения звезды. Рисунки фигур человечков на основе пятиконечной звезды

Иметь начальное представление о простейших способах изображения человека на основе формы и пропорций пятиконечной звезды



2. Три возраста

(учебник, с. 84–85)




Изображение фигуры человека различной высоты

Уметь (на доступном уровне) изображать фигуры людей разного роста



3. Рисуем детский портрет (учебник, с. 88–89, рабочая тетрадь, упр. 17 «Это ты, это я…»)




Знакомство с одним из способов рисунка портрета. Построение рисунка портрета одноклассника или автопортрета

Знать один из способов создания портрета. Осуществлять построение рисунка портрета (автопортрета)


Резерв – 2 часа

VII. Описание материально — технического обеспечения образовательного процесса


Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 1 класса / под ред. А.А. Мелик_Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».

репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

портреты русских и зарубежных художников;

таблицы по цветоведению, построению орнамента;

открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: