Рабочая программа по ИЗО 5 класс (Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой, А.С. Питерских)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5 КЛАСС»


Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, программы «Изобразительное искусство» 5-9 классы, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2011 год, под редакцией Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой, А.С. Питерских и базисному учебному плану.


Основа содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, на познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Цель: освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры.

Задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


Общая характеристика учебного предмета

Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства.

Для формирования мировоззрения школьников особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.


Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 часа для обязательного изучения изобразительного искусства на этапе среднего общего образования в 5 классе по 1 часу в неделю.



Общая характеристика процесса изучения предмета


Методы, формы и средства обучения

Разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. Уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.


Формы текущего и итогового контроля

Устный опрос, изо викторин, изо кроссвордов, художественно-практические задания, выставки, викторины и др.


Межпредметные и внутрипредметные связи

ИЗО – математика (глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка);

ИЗО – литература (художественный образ, сюжетная линия рисунка);

ИЗО – биология (знакомство с внешним строением растений, животных, людей);

ИЗО – трудовое обучение (выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца).

«Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

УМК: Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник для 5 класса. Москва «Дрофа» 2010 год.



Результаты освоения программы по предмету


Личностные результаты изучения учебного предмета

— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

— умение сотрудничать с товарищами в природе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.


Метапредметные результаты изучения учебного предмета

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Предметные результаты изучения учебного предмета

Ученик научится:

— языку декоративно-прикладного искусства;

— различать особенности уникального крестьянского искусства; (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

— связывать времена в народном искусстве;

— особенностям народного (крестьянского) искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало);

— представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Ученик получит возможность научиться:

— отображать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

— создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);

— создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

— объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале;

— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.


Содержание учебного предмета

Древние корни народного искусства

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса – неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Связь времен в народном искусстве

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

Декор – человек, общество, время

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различии людей по специальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы 17 века.

Декоративное искусство в современном мире

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.







Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Предметные

Планируемые результаты

Дата

Личностные и метапредметные УУД

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека»

Тема 1: Древние корни народного искусства. 8 часов

1

Древние образы в народном искусстве

Изучение нового материала

Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

сравнивать, сопоставлять декоративные решения традиционных образов в резьбе и росписи по дереву


2

Декор русской избы

Изучение нового материала

Знать единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Уметь подчеркивать формы и конструкции узором

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов


3

Внутренний мир русской избы

Изучение нового материала

Знать органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею, сопоставлять интерьер жилищ у разных народов


4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Изучение нового материала

Знать культуру быта, культуру труда народа, культуру человеческих отношений. Уметь почувствовать особый склад мышления наших предков, создавать объекты предметной среды

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею


5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Повторение

создавать объекты предметной среды

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда


6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Изучение нового материала

Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель)

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею


7

Народный праздничный костюм

Изучение нового материала

Знать разнообразие форм и украшений народного костюма, символику цвета в народной одежде. Уметь создавать эскизы народного праздничного костюма

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею


8

Народные праздничные обряды

Изучение нового материала

Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами.

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства


Тема 2: Связь времен в народном искусстве. 8 часов

9,10

Древние образы в современных народных игрушках

Изучение нового материала

Понимать значение декоративного искусства в жизни людей. Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушку. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Изучение нового материала

Знать особенности росписи, цветового строя, главный элемент орнамента. Уметь передавать единство формы и декора. Выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



12,13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Изучение нового материала

Знать основные приемы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



14,15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Изучение нового материала

Знать основные приемы жостовской росписи. Уметь выполнять орнаментальную композицию определенного типа

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Урок-игра

Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан). Уметь анализировать произведения народных мастеров

оценивать собственную деятельность

анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей

участвовать в отчете поисковых групп, в презентации выставочных работ

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



Раздел 3: Декор – человек, общество, время. 11 часов

17

Зачем людям украшения?

Изучение нового материала

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства


18

Декор и положение человека в обществе

Изучение нового материала

Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью ее хозяина. Уметь работать выбранными материалами

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



19

Декор и положение человека в обществе

Изучение нового материала

Различать предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции. Выполнять эскизы чернофигурной или краснофигурной греческих ваз

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



20

Одежда говорит о человеке

Изучение нового материала

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



21

Одежда говорит о человеке

Изучение нового материала

Выполнять композиции узоров на одежде

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



22

Одежда говорит о человеке

Изучение нового материала

Знать различия между стилями барокко древнеегипетского и древнекитайского. Уметь творчески работать над предложенной темой

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



23

Одежда говорит о человеке

Изучение нового материала

Выполнять эскизы модной одежды, в которой определяется колорит и основной характер костюма

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



24

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Изучение нового материала

Знать сущность герба как отличительного знака человека. Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



25

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Изучение нового материала

Знать истории геральдики. Уметь составлять герб ремесленного цеха на материале средневековья

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



26

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Изучение нового материала

Знать символику наших дней, символы и эмблемы в нашем обществе. Сферы их использования, значение их элементов. Уметь составлять эмблемы

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Урок-викторина

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов

участвовать в игровой викторине

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка декоративно-прикладного искусства

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире. 7 часов

28

Современное выставочное искусство

Изучение нового материала

Знать о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; о специфике языка разных художественных материалов

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа

выявлять и называть характериные особенности современного декоративно-прикладного искусства


29

Народная праздничная одежда. Женский и мужской костюм

Изучение нового материала

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



30

Народная праздничная одежда. Головной убор

Изучение нового материала

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



31

Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме

Изучение нового материала

Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. Уметь использовать выразительные возможности материала

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



32

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»

Изучение нового материала

Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



33

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»

Изучение нового материала

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею



34

Красота земли родной. Обобщающий урок-путешествие

Урок-путешествие

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

уважительное отношение к национальному искусству

ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда

умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

умение находить нужную информацию и пользоваться ею














Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы


УМК по программе, список использованной литературы:

  1. Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник для 5 класса / под ред. Б.М. Неменского. — М.: Просвещение, 2010

  2. Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс»

  3. Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс»

24


Свежие документы:  Классный час для первого знакомства с пятиклассниками

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: