Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой, О. А.Кабловой, Г. А. Мухиной М.: Просвещение, 2013.
Предмет направлен на формирование художественной культуры учащихся.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
ЗАДАЧИ : формирование нравственно-эстетической отзывчивости, формирование художественно-творческой активности, овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний , умений и навыков; развивать наблюдательность детей ,способность живо откликаться на события жизни и первичное освоение художественных материалов..
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственностъ этапов обучения.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
На изучение предмета в 1классе отводится 33 часа в учебный год (1час в неделю). Срок реализации 2013-2014г
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. порога
В основу программы положен принцип «от родного в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень предмета.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач предмета — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий.
Общая характеристика учебного процесса
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии ; используются видеоматериалы о художественных музеях.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 1 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
— узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
— узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
—различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
— эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
— особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
— знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
— способы и приёмы обработки различных материалов;
— организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
— передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
— составлять композиции с учётом замысла;
— конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
— конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
— конструировать из природных материалов;
— пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
— усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
— приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
— развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
— научиться анализировать произведения искусства;
— приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
— приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание тем учебного предмета
Тема первого года обучения: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ» 33 часа
Раздел 1: Ты учишься изображать– 9 ч.
Раздел2: Ты украшаешь – 8 ч.
Раздел 3: Ты строишь – 11 ч.
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу–5ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 Ч)
Дата | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Тип урока | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
ТЫ учишься изображать 9 часов | |||||||
1. | 03 09 |
Все дети любят рисовать
| Находить в окруж. действительности изображения, сделан. художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | Познавательные УУД: — овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; — стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: — овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; — использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; — владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: — уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, — находить варианты решения различных художественно-творческих задач; — уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность, — уметь организовать место занятий. | — Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; — понимать роли культуры и искусства в жизни человека; — уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; — иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; — уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; — уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
Урок «открытия» нового знания. |
2 | 10 09 | Изображения всюду вокруг нас. Изображения в жизни человека. Предмет «Изобраз. искусство». Чему мы будем учиться на уроках Кабинет искусства — художественная мастерская. | |||||
3 | 17 09 | Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. | Сравнение по форме разл. листьев и выявление ее геометрич. основы. Использование разн. по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (из каких простых форм состоит тело у животных). Изображать на плоскости заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). | Урок «открытия» нового знания
| ||
4. | 24 09 | Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Тень как пример пятна. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. | Использовать пятно как основу изобразительн. образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительн. впечатлений. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. | Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
5. | 01 10. | Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы | Находить выразител, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. | Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей. | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
6. | 08.10. | Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. |
|
| Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
| Урок отработки умений и рефлексии
|
7. | 15.10. | Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).
| Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с предмет. ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.) Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен | Изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
8 | 22.10. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление) | Изображать радость или грусть (работа гуашью). | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
9 | 29.10. | Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художествен. творчества и опыт восприятия искус-ва. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционал. оценивать выставку творческих работ одноклассников. Эмоцион. оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников | Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Знакомство с понят. «произведение искусства». Картина. Скульптура. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной худож. деятельности, а также деятельности одноклассников.
| Урок развивающего контроля
| ||
ТЫ УКРАШАЕШЬ. 8 часов | |||||||
10
| 12 11 | Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. | Находить примеры декоратив. украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетич. оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
| Познавательные УУД: — овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; — стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: — овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; — использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; — владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: — уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, — находить варианты решения различных художественно- | — Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; — понимать роли культуры и искусства в жизни человека; — уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; — иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; — уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; — уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). |
Урок отработки умений и рефлексии
|
|
| Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | |||||
11 | 19 11 | Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
| Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже.
| Знакомство с новыми возможностями художест. материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Объемная аппликация, коллаж, бумагопластики. Изображать бабочек (декоративно), передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Узоры на крыльях бабочек». | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
12 | 26 11 | Узоры на крыльях. Ритм пятен
Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.
| |||||
13 | 03 12 | Красивые рыбы.
Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. | Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Красивые рыбы» | Урок отработки умений и рефлексии
| |||
14 | 10 12 | Украшения птиц. Объемная аппликация | Изображать птиц (декоративно), передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц» | Урок отработки умений и рефлексии
| |||
15 | 17.12 | Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), создан. человеком. Разнообразие орнаментов и их применение. Прир. и изобразительные мотивы в орнаменте. | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. | Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
творческих задач; — уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, -уметь организовать место занятий. |
| Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
| Урок отработки умений и рефлексии
| ||||
16 | 24 12 | Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. | |||||
17 | 14 01
| Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Нов. году.Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Традиционные новогод. украшения. Новогод. гирлянды, елочные игрушки. | Урок развивающего контроля
| ||
Украшения для новогоднего карнавала. |
| ||||||
ТЫ СТРОИШЬ. 11 часов | |||||||
18
| 21 01
| Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанн. человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современ. дизайна с целью развития наблюдат-ти и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. | Познавательные УУД: — овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; — стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: — овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; — использовать средства информационны х технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; — владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: — уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, — находить варианты решения различных художественно-творческих задач; — уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность, -уметь организовать место занятий. | — Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; — понимать роли культуры и искусства в жизни человека; — уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; — иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоят. практической творческой деятельности; — уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; — уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома, для кого их строить и из каких материалов. Изображать придуманные дома для себя и друзей. | Урок отработки умений и рефлексии
|
Изображать сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. |
| ||||||
19 | 28.01. | Дома бывают разными Многообразие архитектур. построек и их назначение. Соотношение внешн. Вида
здания и его назначения. Составные части дома
| Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
| Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).
| Урок отработки умений и рефлексии
| ||
20
| 04 02
| Изображение сказочного домика.
| Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. | Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
21 | 11 02 | Домики, которые построила природа Природн. постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций. | Урок отработки умений и рефлексии
| ||||
22 | 25 02 | Какие можно придумать дома. | Анализировать и понимать форму, конструкцию, пропорции дома. | Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
23 | 04 03 | Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
| Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
24 | 11.03. | Строим город Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
| Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать из бумаги (или коробочек) дома, создавать коллективный макет игрового городка. | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
25 | 18.03. | Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
| Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрич. форм изображения животных в технике аппликации. | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
26 | 01 04 | Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? | Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
27 | 08 04
| Экскурся по селу.
Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно.
|
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор. Учиться воспринимать и описывать архитектур. впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективн. панно-коллажей с изображен. городских улиц. Овладевать навыками коллективной творческ. деятельности. Участвовать в обсуждении итогов совместной практич. деятельности. | Прогулка по родному селу целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.
Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Обсуждение работы. | Урок экскурсия. Урок отработки умений и рефлексии
| ||
28 |
15.04. |
Урок развивающего контроля
| |||||
ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ 5 часов | |||||||
29 | 22 04 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Взаимодействие трех видов худож. деятельности: участвуют в процессе создания практическ. работы и в анализе произвед. искусства; у каждого своя функция. | Различать три вида художественной деятельности Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства | Познавательные УУД: — овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; — стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: — овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; — использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; — владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: — уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия, — находить варианты решения различных художественно-творческих задач; — уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность, — уметь организовать место занятий. | — Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; — понимать роли культуры и искусства в жизни человека; — уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; — иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; — уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; — уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ, выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. | Урок отработки умений и рефлексии
|
30
| 29 04
| Праздник весны Создание панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.
| Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. | Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. | Урок отработки умений и рефлексии
| ||
31 | 06 05 | Сказочная страна | Урок отработки умений и рефлексии
| ||||
Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художествен. приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. | Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, бабочки) и украшение их. Придумывать, как достраивать простые формы, изображая различн. насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений также свойств художеств. материалов.
|
| |||||
|
|
|
| ||||
32 | 13 05 | Времена года. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). | Уметь повторить и затем варьировать систему действий с художест. материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с худож. материалами, изобретая, моделируя в художест. деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художеств. познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». |
Урок отработки умений и рефлексии
| ||
33 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. | Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и впечатления от произведений в худож. музее или на выставке. Выражать в изобразительн. работах свои впечатления | Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). | Урок развивающего контроля
|
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. – М.: Просвещение, 2011.
Серия таблиц «Введение в цветоведение» Автор:С. И. Гудилина. Художник:Г. Г. Банков.
Рабочие программы :Изобразительное искусство под редакцией Б. М. Неменского М: «Просвещение»2013г.