Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
Утверждено
Протоколом Медико педагогического совета
от «___» __________ 2013г.
Приказ №______ от «____»_____2013г.
Директор школы-интерната
____________ Мягдеева Н.Н.
Рабочая программа
по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
для 1 КОРРЕКЦИОННОГО класса
1 часа в неделю; 33 часов в год
Составитель: Денисова Полина Александровна, учитель начальных классов
Согласовано
Зам. директора по УР______________А.А.Демидова
Рассмотрено
На заседании ШМО, протокол № ___ от «____» ____________ 2013 г.
Руководитель ШМО _____________ Е.Б. Падьярова
Альметьевск, 2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании» №273 –Ф3. Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г;
типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г;
базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии от 10.04.2002г., №29/2065
авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой;
учебного плана «Альметьевской специальной (коррекционной) школы-интернат VI вида (для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и умственную отсталость) на 2013-2014 учебный год;
положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в Альметьевской школе-интернат VI вида;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Целью данной программы является:
оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
способствовать формированию личности ребенка;
воспитание положительных навыков и привычек.
Основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико — синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
развитие опыта восприятия
Требования к уровню подготовки учащихся (Знать/уметь)
Учащиеся должны уметь:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Содержание программы
Согласно авторской программе на изучение изобразительного искусства отводится 33 часа в год (1 час в неделю) и по учебному плану Альметьевской школы-интернат VI вида на изучение данного предмета отведено 1 час в неделю (33 часа в год). Исходя из этого, предлагается следующее распределение часов:
Количество часов | |
| По рабочей программе |
Подготовительные упражнения | 16 |
Декоративное рисование | 5 |
Рисование на темы | 6 |
Рисование с натуры | 6 |
Итого | 33 |
Учебно – методическое и программное обеспечение
И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002.
И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 2009.
Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974.
В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО
Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Словарь | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||||
Подготовительные упражнения 16 ч | |||||||||
1 | Урок – игра на тему: «Найди такой же цвет». | 1 | УОНМ |
| Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы | ПР | Названия основных цветов | 5.09 |
|
2 | Рисование предметов разной величины | 1 | УОНМ |
| Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем). | ПР | Большой маленький | 12.09 |
|
3 | Урок-экскурсия. Рисование мелом на асфальте прямых линий в разных направлениях | 1 | УОНМ | Рисование прямых линий в разных направлениях | Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы | ПР | Прямая
| 19.09 |
|
4 | Рисование мелом на доске прямых вертикальных и горизонтальных линий | 1 | УЗИМ | Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу). | Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии. | ПР | Вертикально Горизонтально | 26.09 |
|
5 | Рисование пальчиками дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик) | 1 | УОНМ | Рисование пальчиками на ватмане дугообразных линий (по показу). | Уметь проводить от руки волнистые линии | ПР |
| 3.10 |
|
6 | Рисование на подносе замкнутых круговых линий (клубок ниток, цепочка). | 1 | УОНМ | Рисование на подносе с манной крупой замкнутых круговых линий (по показу). | Уметь проводить от руки округлые (замкнутые) линии | ПР | Замкнутая линия | 10.10 |
|
7 | Урок – игра на тему: «Разноцветные шары». | 1 | УОНМ | Рисование замкнутых круговых линий. | Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы | ПР | Названия основных цветов | 17.10 |
|
8 | Игра –инсценировка «Огород». Рисование фруктов и овощей. | 1 | УОНМ | Рисование (по показу) предметов круглой и овальной формы | Уметь правильно держать карандаш, проводить от руки округлые, прямые замкнутые линии: закрашивать рисунок цветным карандашом, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов. | ПР | Названия фруктов и овощей | 24.10 |
|
9. | Урок – игра на тему: «Мои учебные принадлежности». | 1 | УОНМ | Рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы. | Уметь правильно держать карандаш, проводить от руки прямые замкнутые линии: закрашивать рисунок цветным карандашом, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов. | ПР |
| 31.10 |
|
10 | Дом. | 1 | УОНМ | Выполнение рисунка по опорным точкам. | Уметь организовывать свое рабочее место, правильно держать карандаш; соединять точки. | ПР |
| 14.11 |
|
11 | Кораблик. | 1 | УОНМ | Беседа: «Водный транспорт» | Уметь рисовать предметы по опорным точкам | ПР |
| 21.11 |
|
12 | Рисование узора в полосе по клеточкам | 1 | УОНМ | Рассматривание образцов | Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры | ПР | Симметрия | 28.11 |
|
13 | Узор в полосе из кругов и квадратов | 1 | УОНМ | Выкладывание узора из геометрических фигур | Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры. Знать геометрические фигуры | ПР | квадрат | 5.12 |
|
14 | Праздничные флажки. | 1 | УОНМ | Рассматривание иллюстраций | Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры | ПР | прямоугольник | 12.12 |
|
15 | Снеговик. | 1 | УОНМ | Уметь рисовать замкнутые округлые линии, закрашивать их. | Рисование кругов разных по размеру. | ПР |
| 19.12 |
|
16 | Новогодние игрушки. | 1 | УОНМ | Рисование круга по шаблону | Уметь рисовать по памяти(после показа) несложные по форме елочные игрушки | ПР | Круг шаблон | 26.12 |
|
17 | Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка |
| УОНМ | Развитие наглядно-образного мышления | Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии | ПР |
| 16.01 |
|
18 | Узор на рукавице. | 1 | УОНМ | Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов | Уметь выбирать узор, равномерно размещать его в пределах контурного изображения; аккуратно закрашивать элементы, соблюдая контур рисунка; различать и называть цвета. | ПР | Рукавица узор | 23.01 |
|
19 | Узор в полосе из снежинок. | 1 | УОНМ | Создание равномерного симметричного узора в полосе. | Уметь равномерно заполнять плоскость полосы бумаги декоративными элементами; делить полосу на равные части, соблюдать симметрию. | ПР | симметрично | 30.01 |
|
20 | Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам | 1 | УОНМ | Рисование геометрического орнамента | Уметь рисовать предметы по опорным точкам | ПР | Треугольник квадрат | 6.02 |
|
21 | Рисование с натуры игрушки – светофора. | 1 | УОНМ | Беседа по ПДД | Уметь передавать в рисунке основные его свойства | ПР | светофор | 13.02 |
|
22 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 1 | УОНМ | Уметь изображать постройку на листе бумаги, соблюдая пропорции. | Составление предмета из геометрических фигур. | ПР | башня | 27.02 |
|
23 | Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. | 1 | УОНМ | Рассматривание готовых работ, глиняных игрушек | Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине | ПР | Барышня Свистулька | 6.03 |
|
24 | Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. | 1 | УОНМ | Беседа о празднике | Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге | ПР |
| 13.03 |
|
25 | Грибы (белый, мухомор, подосиновик). | 1 | УОНМ | Дид. игра: «Съедобный-не съедобный» | Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | ПР | Гриб Мухомор, Подосиновик подберезовик | 20.03 |
|
26 | Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» | 1 | УОНМ | Рисование по представлению. | Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных; передавать в рисунке величинные отношения предметов. | ПР | Солнце шарик | 3.04 |
|
27 | Веточка в вазе. | 1 | УОНМ | Рисование с натуры Загадки о растениях | Уметь передавать образные представления об окружающей действительности и ее явлениях. | ПР | Сирень верба | 10.04 |
|
28 | Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке») | 1 | УОНМ | Рассматривание иллюстраций к сказке, рассказывание сказки. | Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений | ПР |
| 17.04 |
|
29 | Игрушка-рыбка. | 1 | УОНМ | Рисование с натуры | Уметь определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали. | ПР |
| 24.04 |
|
30 | Деревья. | 1 | УОНМ | Рисование с опорой на наглядность Беседа на тему «Деревья нашего города» | Уметь соблюдать пропорции частей предмета. | ПР | Дуб Береза клен | 1.05 |
|
31 | Тематический рисунок «Я ракету нарисую» | 1 | УОНМ | Беседа о космосе, чтение стихов | Уметь выполнять тематический рисунок | ПР | Космос Космонавт ракета | 8.05 |
|
32 | Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки) | 1 | УОНМ | Рассматривание картин, беседа | Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги | ПР | посуда | 15.05 |
|
33 | Здравствуй лето | 1 | УОНМ | Беседа о лете. | Уметь выражать свои мысли в рисунке | ПР | Июнь Июль август | 22.05 |
|
УОНМ – урок ознакомления с новыми знаниями
ПР — практическая работа