Разработка учебного занятия в изостудии «Праздник цветения сакуры»



Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Кежемский районный центр детского творчества»

г. Кодинск, Красноярский край









    1. Разработка учебного занятия в изостудии


    1. « Праздник цветения сакуры»








Подготовила:

Пилипченко Галина Николаевна,

педагог дополнительного образования














г. Кодинск,

2015 г




Пояснительная записка



Занятие предназначено для детей 9-11 лет, занимающихся по дополнительной образовательной программе художественно — эстетической направленности «ИЗО и художественный дизайн» в изостудии «Палитра» Кежемского районного ЦДТ.

Дети занимаются по программе второй год и уровень обучения у них выше среднего. Они достаточно хорошо подготовлены, сильные, хорошо владеют навыками рисования, хорошо понимают инструкции к заданию, активны на занятии, любят отвечать на вопросы и задавать их.

Данное занятие реализует идеи толерантности, которые лежат в основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского. Самый главный принцип построения содержания программы — «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Каждый народ, живущий на нашей земле, имеет свою национальную, фольклорную и профессиональную культуру. И долг педагога воспитать в детях не исключительное и изолированное отношение к собственной культуре, а показать связь своей культуры с культурой иных народов. «Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира», — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1985году.

Тема занятия «Праздник цветения сакуры»: образ художественной культуры Японии» приурочена именно к сегодняшним событиям в мире, когда рушатся вековые связи между народами, некогда живших в дружелюбии и согласии.



Конспект занятия


Тема занятия: «Праздник цветения сакуры»: образ художественной культуры Японии

Задачи:

  • Образовательная: продолжить формирование навыков рисования по предложенной теме, знаний технических приемов владения карандашом и кистью, закрепить правила при работе с гуашью, акварелью, цветными карандашами, познакомить с техникой выполнения цветка сакуры.

  • Развивающая: способствовать развитию воображения, навыков
    последовательного ведения работы, познавательного интереса,
    творческого поиска.

  • Воспитательная: воспитывать в детях толерантность, умение
    работать в группах, воспитывать такие личностные качества, как
    любознательность, отзывчивость, доброта, содействовать совершенствованию у детей эстетического восприятия.

1


Методы:

  • словесные: беседа, объяснение

  • наглядные: демонстрация, иллюстрация

  • практические: практическая работа.

  • метод диалогичности

  • метод сравнений

  • метод коллективных и групповых работ


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная


Педагогические технологии:

  • Личностно-ориентированные технологии (индивидуальный подход): основной способ взаимодействия с детьми — диалог, равноправное речевое общение; учет индивидуальных особенностей и способностей детей; главная методическая особенность — учет субъективной позиции личности; оценивая результаты детей — похвалить за успех и инициативу, участие в выставке и т.д., отметить любые позитивные шаги и достижения.

  • Технология творческой деятельности: в основе способность детей к самостоятельной творческой деятельности и живой интерес к ней, их желание все сделать самим; создание ситуаций активного участия детей в творческой изобразительной деятельности с выходом на конкретный продукт – коллективное панно, что в итоге способствует общему развитию воспитанников.

  • Здоровьесберегающие технологии: доброжелательная и комфортная психологическая атмосфера на занятии; смена видов деятельности с целью поддержки работоспособности детей; использование приемов психологической разгрузки, музыкальное сопровождение; соблюдение санитарно-гигиенических требований, перерыв с проветриванием помещения.

Информационно-коммуникативные — на занятии используется музыкальное сопровождение, демонстрация наглядного материала при помощи компьютера, экрана и проектора; педагогом компьютер используется как средство подготовки наглядных пособий и раздаточного материала к занятию.


Оборудование: аудиазапись песни о цветущей сакуре в обработке Д.Б. Кабалевского, медиаперезентация по теме занятия, лист большого формата, на котором изображена ветка сакуры без цветов, разделенная на квадраты-пазлы по количеству детей, двухсторонний скотч, краски, кисточки, палитры.


Этапы в структуре занятия:

  • организационный момент (1-2 мин);

  • вводная беседа, введение в тему занятия (10 — 15 мин);

  • зрительный ряд (5 мин);

  • музыкальная пауза (10 мин);

  • перерыв (15 мин);

  • ознакомление с японским народным эпосом (15 мин);

  • практическая работа (30 мин);

  • подведение итогов, рефлексия (5-7 мин)


Ход учебного занятия


1. Организационный момент

Педагог проверяет готовность обучающихся к занятию, наличие необходимых материалов и оборудования


2. Вводная беседа, введение в тему занятия
Педагог проводит беседу.

— Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомиться с искусством Японии. Давайте вспомним:

  • какая архитектура в Японии?

  • какую форму имеют дома, что они нам напоминают? (ель или корабль с парусами)

  • как называют национальный дом? (пагода)

  • из какого строительного материала строили дома в Японии? (дерево, в Японии произрастает большое количество деревьев)

  • что окружает жилые дома? (дома утопают в зелени, в садах, хорошо вписываются в пейзаж)

  • какие сады существуют в Японии? (в Японии много различных садов, есть сады «домашние», которые не больше комнаты. Существуют
    сады на воде, там есть ручьи и маленькие водопады)

  • какие сады называют «сухими садами»? Из чего они составлены, как их еще называют? (сад камней. Они состоят из гальки и камней. Иной каменный сад сделан наподобие группы скал).


— Японцы очень гордятся своими садами, они могут часами любоваться ими. Японцы стараются не переделать природу, а гармонично слиться с ней. Природа для них священна и художники любят изображать природу в своих картинах в любое время года. Они изображают живописные берега, реки, горы, водопады, рощи, мир животных и насекомых, сцены из жизни города и деревни. И ценят японцы картины художников как национальное сокровище. Может быть, вы считаете, что сокровище — это золото и бриллианты? Ох, как вы ошибаетесь! Любой японец вам возразит: только то, что может прославить страну, достойно считаться национальным сокровищем.


3. Зрительный ряд (медиапрезентация)

— Величественная гора Фудзияма это сокровище, сад цветущей вишни «сакуры» — сокровище, ребенок, занявший первое место на математических соревнованиях тоже сокровище. А знаменитые национальные куклы сокровища из сокровищ. Они очень дорого стоят, поэтому ими не играют, а выставляют на «такэному» (полку на центральной стене) в «Праздник девочек», который проводится уже тысячу лет 3 марта, а после праздника куклу упаковывают и убирают.

— Своих мальчишек японцы тоже не обидели. В начале мая, ежегодно

отмечается «Праздник мальчиков». В этот день повсюду надувают надувных карп-рыб. Они являются символом мужества, смелости и отваги. А дарят мальчикам в этот день тоже кукол, но только кукол-самураев (воинов), богатырей.


4. Музыкальная пауза

ч

— Сегодня мы будем рисовать одно из сокровищ Японии — цветущую вишню-сакуру. Но в начале давайте насладимся нежной японской музыкой.

В Японии сложено много песен о цветущей вишне — сакуре. Сегодня мы прослушаем одну из них в обработке русского композитора Д.Б. Кабалевского (звучит песня в записи).


Беседа по вопросам:

  • Как вы назовете эту песню? (вишня)

  • Прослушайте еще раз, и определите характер песни (плавная, нежная)

  • Что есть общего между русскими и японскими народными песнями?
    (распев, напевность)


5. Перерыв


6. Ознакомление с японским народным эпосом

— Ребята, Д.Б. Кабалевский, когда писал музыкальное произведение, он услышал легенду о сакуре, которую и рассказал с помощью музыки. Послушайте эту легенду.

В одной японской деревне жил со своей семьей старик Сакура. Семья его работала с восхода до заката солнца, не покладая рук, на рисовом поле. Выращивать рис было нелегко. Целыми днями им приходилось работать по колено в холодной воде: садить рис, прореживать, пропалывать сорняки. Но князю Хотта казалось, что Сакура со своими детьми работает плохо. Хотта часто избивал своих работников. Однажды Сакура пожаловался правителю края Сегуну на жестокое обращение князя. Не поверил Сегуна старику, и тогда привел Сакура своих детей и показал их спины, сплошь покрытые рубцами от побоев княжьих слуг. Пришлось Сегуну наказать Хотта. Разъяренный Хотта решил отомстить старику Сакуре. Он со слугами, тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к цветущей вишне и запорол до смерти.

С тех пор вишни в Японии стали называть Сакурой, а цветы у вишни белые, превратились в розовые, их окропила кровь безвинных детей.


Над густой поляной хмурой, Озаряя пустыри,

Золотистая сакура

Ярким факелом горит!


Беседа по вопросам:

  • Ребята, какое у нас в стране любимое дерево? (береза — наш символ)

  • А какое любимое дерево у японцев? (сакура)


— Сакура — это японская вишня с розовыми махровыми цветками. Плоды у сакуры несъедобные, ее выращивают как декоративное растение.

Это дерево красиво всегда. Листья весной красные, летом зеленые и оранжевые, а осенью фиолетовые или коричневые. Но особенно восхитительна сакура весной, во время цветения. Крона деревьев покрывается сплошной пеленой нежно-розовых соцветий, похожих на сказочные кружева. В течение трех дней цветки сакуры восхищают людей, а затем, не увядшие лепестки, опадают на землю.


7. Практическая работа

На доске лист большого формата, на котором изображена ветка сакуры без цветов, разделенная на квадраты-пазлы по количеству детей.

Детям предлагается на каждом квадрате-пазле изобразить один или несколько цветов сакуры, смешивая белый и красный цвета с водой, до получения нужного цвета на палитре. После завершения рисования, дети, используя двухсторонний скотч, возвращают квадрат-пазл на доску, где мелом расчерчены квадраты.

Совмещая квадраты-пазлы, получаем панно цветущей ветви сакуры.


Ребята, а теперь посмотрите, что у нас получилось. Да, панно
получилось великолепным!
Невольно вспоминаешь строчки:

Над густой поляной хмурой, Озаряя пустыри,

Золотистая сакура

Ярким факелом горит!


8. Итог занятия. Рефлексия

— Сегодня мы завершили знакомство с культурой Японии. Что вам
больше всего запомнилось и понравилось в этой культуре?

  • Помогло ли вам это знакомство лучше узнать японский народ?

  • Что общего между культурами Японии и России?

  • После каждого занятия мы делали выставку ваших работ, каждого
    отдельно, а сегодня мы сделали общую, коллективную работу,
    великолепное панно. Понравилось ли вам работать вместе?


— Мы, люди, живущие на земле, имеем разные культуры, цвет кожи,
традиции, вероисповедания. Жить в мире всем людям помогает
толерантность, терпимое и дружелюбное отношение друг к другу. А вы
толерантны?

  • Какое у вас настроение ребята? Почему?

  • Большое вам спасибо за работу. Пусть это настроение останется с вами
    надолго.















Литература


  1. Неменский Б.М. и др. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». — М.: Педагогический университет
    «Первое сентября». 2010.

  2. Неменский Б.М. Познание искусством.- М.: Издательство УРАО, 2000.

  3. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 классы».- М.: Просвещение, 2006.





Свежие документы:  Урок для 9 класса по теме: «Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: