Учебно — методическое пособие «Мнемотаблицы по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста»




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района Санкт- Петербурга






Учебно- методическое пособие «Мнемотаблицы по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста».



Автор: педагог дополнительного образования

Рыбкина Любовь Ивановна













Санкт- Петербург


2012 год.


Описание работы с использованием мнемотаблиц по изобразительной деятельности.




Анкетирование родителей показало, что им важно не только пробуждение в ребенке творческого начала и овладение им навыками изобразительной деятельности, но и получение определенных представлений в области изобразительной деятельности и различных искусств. Изучение же результатов мониторинга первого года работы показало следующее: с прогрессированием развития навыков изобразительной деятельности показатели в области представлений детей об искусстве оказалось на хорошем среднем уровне, но не более того.

Это послужили толчком к разработке и созданию специальных мнемотаблиц по изодеятельности, которые бы позволили детям в игровой форме быстрее и прочнее запоминать предложенную информацию.

Не стоит думать, что работа с мнемотаблицами сводится лишь к чисто механическому их заучиванию. Здесь крайне важно не «напичкать» ребенка информацией, а прежде всего постараться затронуть его эмоции. Именно поэтому необходимо было ввести элемент игры, сказки. А главным сказочным героем нашей изостудии «Семицветик« является Красная Краска, живущая в стране Красок. Вот она-то и приносит детям свои таблицы-загадки и просит отгадать.

Мониторинг развития детей после второго года работы с применением мнемотаблиц по изобразительной деятельности показал высокие результаты. Главным же достижением в работе явилось, овладение детьми более прочными представлениями с одной стороны, и развитию большего интереса к изобразительной деятельностис другой стороны. Эта методика способствовала развитию памяти, образного мышления, ассоциативного мышления, а так же побудила детей фантазировать.

Анкетирование родителей и воспитателей показало, что они считают применение мнемотаблиц по изобразительной деятельности при проведении совместной образовательной деятельности с детьми актуальной, полезной и необходимой в дальнейшей работе.

Цель работы с мнемотаблицами: способствовать более быстрому и прочному запоминанию новых представлений при ознакомлении детей с искусством.

Задачи:

  • способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления;

  • поощрять составление рассказов , развивая речь детей.


Содержание работы: ведущая роль принадлежит педагогу, его внутреннему настроению, выразительности его речи. Дети получают новую информацию без эмоционального и психологического напряжения.

Таблицы вносятся с использованием игрового персонажа Красной Краски и

представляются, как её загадки.

На первом этапе работы с мнемотаблицами используется показ и рассматривание того, что на ней изображено — группировка информации.

На втором этапе — дети с помощью педагога «расшифровывают« информацию — перерабатывают символы в образы.










Система работы с мнемотаблицами в перспективном планировании.

пп

Месяц

Название таблицы.

таблицы.

1.

Сентябрь

Натюрморт.

7.



Основные цвета.

1.

2.

Октябрь

Пейзаж.

5.



Виды пейзажа.

6.



Теплые цвета.

2.



Холодные цвета

3.

3.

Ноябрь

Дымковская игрушка.

10.



Цветовой спектр.

4.



Виды народных игрушек.

10-а.



Портрет.

8.



Виды портретов.

9.

4.

Декабрь

Городецкая роспись.

12.

5.

Январь

Гжельская роспись.

11.

6.

Февраль

Хохлома.

13.



Портрет. Виды портретов.

8, 9.

7.

Март

Работа со всеми видами таблиц по закреплению и

8.

Апрель

систематизации знании.


9.

Май



















Описание мнемотаблиц.


Таблица № 1. Основные цвета.

1

_____

2

3


4

_________

5


6


7


8

9


1. Клетка- «кисточка»- Красная Краска взяла кисточку и пошла гулять по стране Красок;

2.Клетка- «ёлка»- Красная Краска прошла через лес;

3. Клетка- «квадрат красного цвета»- и попала в свой домик красного цвета;

4. Клетка- «дорожка»- затем Красная Краска дальше пошла по дорожке;

5. Клетка- «квадрат жёлтого цвета»- и пришла в домик Жёлтой Краски, но там никого не было;

6. Клетка— «ёлка»-затем Красная Краска пошла через лес;

7. Клетка— «квадрат синего цвета»- и пришла в домик Синей Краски , но и там никого не было;

8. Клетка— «цветок»- Красная Краска оказалась на поляне цветов, собрала букет;

9.Клетка— «улыбка»- пришла к нам в детский сад и встретила здесь Синюю и Жёлтую Краску. Художник, который был в гостях у ребят, рассказал, что Синяя, Жёлтая и Красная краски у него самые главные, потому что, смешиваясь они образуют новые цвета.


Таблица № 2. Тёплые цвета.


1


2

3

4

5


6

Т



1. Клетка- «красный квадрат»- Красная Краска из своего домика прислала письмо;

2.Клетка- «розовый прямоугольник»- конверт розового цвета;

3. Клетка— «светло- зелёный круг»- она пишет, что около её домика растёт светло- зелёная трава, по которой она гуляет и угощается-

4. Клетка-«оранжевый круг»- оранжевыми апельсинами-

5. Клетка— «банан»- жёлтыми бананами.

6. Клетка-«буква»Т»- она хочет нам сообщить, что все эти цвета называются-

«тёплые».











Таблица № 3. Холодные цвета.

1

2

3

4

5


6

Х










1. Клетка— «синий прямоугольник»- письмо- конверт синего цвета;

2.Клетка- «дворец»- прислала из своего дворца Снежная Королева;

3. Клетка— «снежинка»- она пишет, что в её царстве часто идёт снег с фиолетовыми снежинками;

4. Клетка— «туча»- по небу плывут сказочные тучи тёмно- зелёного цвета;

5. Клетка- «волнистая линия»- плещется незамерзающее голубое море;

6. Клетка— «буква- Х»- эти названные цвета в Стране Красок называются

«холодные».












Таблица № 4. Цветовой спектр.


1

К

2

Рисунок ружья

3

Ж

4

З

5

?

6

7

Рисунок фазана

8


Эта табличка- подсказка к стихотворению, которое помогает всегда правильно нарисовать Радугу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

1. Клетка— «буква — К — красного цвета»- первое слово — «каждый»- начинается на звук «К»- и первый цвет в Радуге- красный- тоже начинается на эту букву.

2.Клетка— «ружьё оранжевого цвета»- обозначает охотника»- второе слово-» охотник»-начинается на звук «О», как и второй цвет в Радуге;

3. Клетка— «буква «Ж»- жёлтого цвета»- третье слово -«желает»- и третий цвет в Радуге — жёлтый. Оба слова: «жёлтый» и «желает»- начинаются на звук»ж»;

4. Клетка— «буква «З» зелёного цвета»- четвёртое слово- «знать» и четвёртый цвет в Радуге -» зелёный»- оба слова начинаются на звук «З»;

5. Клетка— «знак» ?»- голубого цвета»- обозначает слово- «где», а пятый цвет в Радуге- голубой, оба слова начинаются на звук «Г».

6. Клетка— «стул синего цвета»- шестое слово -«сидит»- и шестой цвет в Радуге- синий, оба эти слова начинаются на звук «С».

7. Клетка— «фазан»- фиолетового цвета»- последний цвет в Радуге- фиолетовый, оба слова начинаются на звук «Ф».

8. Клетка— «радуга»- теперь мы легко нарисуем Радугу.

Таблица № 5. Пейзаж.


3

4


5

С

2


6

1


7








1. Клетка-«картина»- Если видишь на картине —

2.Клетка— «река»- Нарисована- река-

3. Клетка— «ель»- Или- ель и белый иней-

4. Клетка— «облака»- А над ними- облака-

5. Клетка-«буква «С»- Или- снежная равнина-

6. Клетка— «волнистая линия»- Или море-

7. Клетка— «шалаш»- И- шалаш- обязательно картина называется- пейзаж.

Таблица нарисована в букве «П»- потому что слово «пейзаж»

начинается на звук «П».








Таблица № 6. Виды пейзажа.





2

3


4

1

П


5






1. Клетка— «буква «П»- таблица про то, каким бывает пейзаж;

2.Клетка— «волнистая линия»- пейзаж бывает морской;

3. Клетка— «гора»- пейзаж бывает горный;

4. Клетка-«прямоугольник- дом»- пейзаж бывает городской;

5. Клетка— «ель»- пейзаж бывает ландшафтный или сельский.


Таблица может быть изображена в круге.







Таблица № 7. Натюрморт.


1

чашка


4

ваза

2

графин


5

груша

3

роза


6

торт



1. Клетка— «чашка»- Если видишь на картине чашку кофе на столе,

2.Клетка— «графин»- Или морс в большом графине,

3. Клетка— «роза»- Или розу в хрустале,

4. Клетка— «ваза»- или бронзовую вазу,

5. Клетка— «груша»- Или грушу,

6. Клетка— «торт»- Или торт, или все предметы сразу- знай, что это-

натюрморт.














Таблица № 8. Портрет.



1

2


3


4

Рисунок

самолёта

5

Б

6











1. Клетка— «прямоугольник»- Если видишь, что с картины смотрит кто- нибудь на нас,

2.Клетка— «плащ»- Или принц в плаще старинном,

3. Клетка— «лесенка»- Или в робе верхолаз,

4. Клетка— «самолёт»- Лётчик,

5. Клетка— «буква «Б»- Или балерина,

6. Клетка— «лицо»- Или Колька твой сосед- обязательно картина называется —

портрет.











Таблица № 9. Виды портрета.





2


3

А

4

К

1

2


5





1. Клетка— «цифра 2″- портрет бывает парный;

2.Клетка— «стол»- портрет бывает семейный;

3. Клетка— «буква » А «- когда художник рисует сам себя- это- автопортрет;

4. Клетка— «буква «К»- портрет бывает камерный;

5. Клетка— «флажок»- портрет бывает парадный.















Таблица № 10. Дымковская игрушка.

1

2

3

4

5 . .

. .

6

Д









1. Клетка— «кисточка»- Красная Краска взяла кисточку;

2.Клетка— «домик»- пошла путешествовать и пришла в деревню «Дымково»;

3. Клетка— «круг»- комочек глины- она увидела, что мастера лепят игрушки из глины;

4. Клетка— «печка»- затем ставят её в печь и обжигают, глина становится твёрдой;

5. Клетка— «элемент Дымковской росписи»- затем мастера раскрашивают игрушку узорами;

6. Клетка— «буква «Д»- Красная Краска узнала, что игрушка называется по названию деревни- Дымковская. Дымковские мастера подарили Красной Краске игрушку и она украсила ею свой дом.







Таблица № 10- А. Народные игрушки.


1

Д

2

К

3

Ф

4

5

6







1. Клетка— «буква «Д»- обозначает Дымковскую игрушку, слово Дымковская начинается на звук «Д»;

2.Клетка— «буква «К»- обозначает Каргопольскую игрушку-(слово начинается на звук «К»);

3. Клетка— «буква «Ф»- обозначает Филимоновскую игрушку- ( слово начинается на звук «Ф»);

4. Клетка— элемент Дымковской росписи;

5. Клетка— элемент Каргопольской росписи;

6. Клетка— элемент Филимоновской росписи.











Таблица № 11. Гжельская роспись.


1

Г

2

3

4

5

6

7

8

Рисунок птички


1. Клетка-«буква «Г»- слово «Гжель» начинается на звук «Г»;

2.Клетка— «круг»- комочек глины- изделия изготовляют из глины;

3. Клетка— «печка»- изделия обжигают в печи;

4. Клетка— «овал синего цвета»- в росписи используется синий цвет;

5. Клетка-«овал голубого цвета»- в росписи используется голубой цвет;

6. Клетка— «капелька»- элемент Гжельской росписи;

7. Клетка— «роза»- элемент Гжельской росписи;

8. Клетка— «птичка- оглядка»- элемент Гжельской росписи.
















Таблица № 12. Городецкая роспись.


1

2

.

3

4


5

6

Г








1. Клетка-«дерево»- роспись выполняется на деревянных предметах;

2.Клетка— «цветок- розан»- так называется в этой росписи цветок с центром в середине;

3. Клетка— «купавка»- цветок, где серединка смещена в сторону;

4. Клетка— «полоски»- оживки- так называются белые полоски в этой росписи;

5. Клетка— «прямоугольник»- обозначает город- слова » Городецкая» и «город» похожи;

6. Клетка— «буква «Г»- слово Городецкая начинается на звук «Г».












Таблица №13. Хохломская роспись.


1

2


3

4


5

6

7

8

Х


1. Клетка— «дерево»- роспись выполняется на деревянных изделиях;

2.Клетка— «кудрины»- элемент Хохломской росписи;

3. Клетка— «ягодка»- элемент Хохломской росписи;

4. Клетка— «травка»- элемент Хохломской росписи;

5. Клетка— «овал чёрного цвета»- роспись может выполняться на чёрном фоне;

6. Клетка— «овал жёлтого цвета»- роспись может выполняться на жёлтом фоне;

7. Клетка— «овал красного цвета»- роспись может выполняться на красном фоне;

8. Клетка— «буква «Х»- роспись называется Хохломская- слово начинается на звук «Х».















15


Свежие документы:  Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе «Классическая начальная школа»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: