Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района Санкт- Петербурга
Учебно- методическое пособие «Мнемотаблицы по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста».
Автор: педагог дополнительного образования
Рыбкина Любовь Ивановна
Санкт- Петербург
2012 год.
Описание работы с использованием мнемотаблиц по изобразительной деятельности.
Анкетирование родителей показало, что им важно не только пробуждение в ребенке творческого начала и овладение им навыками изобразительной деятельности, но и получение определенных представлений в области изобразительной деятельности и различных искусств. Изучение же результатов мониторинга первого года работы показало следующее: с прогрессированием развития навыков изобразительной деятельности показатели в области представлений детей об искусстве оказалось на хорошем среднем уровне, но не более того.
Это послужили толчком к разработке и созданию специальных мнемотаблиц по изодеятельности, которые бы позволили детям в игровой форме быстрее и прочнее запоминать предложенную информацию.
Не стоит думать, что работа с мнемотаблицами сводится лишь к чисто механическому их заучиванию. Здесь крайне важно не «напичкать» ребенка информацией, а прежде всего постараться затронуть его эмоции. Именно поэтому необходимо было ввести элемент игры, сказки. А главным сказочным героем нашей изостудии «Семицветик« является Красная Краска, живущая в стране Красок. Вот она-то и приносит детям свои таблицы-загадки и просит отгадать.
Мониторинг развития детей после второго года работы с применением мнемотаблиц по изобразительной деятельности показал высокие результаты. Главным же достижением в работе явилось, овладение детьми более прочными представлениями с одной стороны, и развитию большего интереса к изобразительной деятельности— с другой стороны. Эта методика способствовала развитию памяти, образного мышления, ассоциативного мышления, а так же побудила детей фантазировать.
Анкетирование родителей и воспитателей показало, что они считают применение мнемотаблиц по изобразительной деятельности при проведении совместной образовательной деятельности с детьми актуальной, полезной и необходимой в дальнейшей работе.
Цель работы с мнемотаблицами: способствовать более быстрому и прочному запоминанию новых представлений при ознакомлении детей с искусством.
Задачи:
способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления;
поощрять составление рассказов , развивая речь детей.
Содержание работы: ведущая роль принадлежит педагогу, его внутреннему настроению, выразительности его речи. Дети получают новую информацию без эмоционального и психологического напряжения.
Таблицы вносятся с использованием игрового персонажа Красной Краски и
представляются, как её загадки.
На первом этапе работы с мнемотаблицами используется показ и рассматривание того, что на ней изображено — группировка информации.
На втором этапе — дети с помощью педагога «расшифровывают« информацию — перерабатывают символы в образы.
Система работы с мнемотаблицами в перспективном планировании.
Месяц | Название таблицы. | № таблицы. | |
1. | Сентябрь | Натюрморт. | № 7. |
|
| Основные цвета. | № 1. |
2. | Октябрь | Пейзаж. | № 5. |
|
| Виды пейзажа. | № 6. |
|
| Теплые цвета. | № 2. |
|
| Холодные цвета | № 3. |
3. | Ноябрь | Дымковская игрушка. | № 10. |
|
| Цветовой спектр. | № 4. |
|
| Виды народных игрушек. | № 10-а. |
|
| Портрет. | № 8. |
|
| Виды портретов. | № 9. |
4. | Декабрь | Городецкая роспись. | № 12. |
5. | Январь | Гжельская роспись. | № 11. |
6. | Февраль | Хохлома. | № 13. |
|
| Портрет. Виды портретов. | № 8, 9. |
7. | Март | Работа со всеми видами таблиц по закреплению и | |
8. | Апрель | систематизации знании. |
|
9. | Май |
|
|
Описание мнемотаблиц.
Таблица № 1. Основные цвета.
2 | 3 | |
4 _________ | 5 | 6
|
7 | 8 | 9 |
1. Клетка- «кисточка»- Красная Краска взяла кисточку и пошла гулять по стране Красок;
2.Клетка- «ёлка»- Красная Краска прошла через лес;
3. Клетка- «квадрат красного цвета»- и попала в свой домик красного цвета;
4. Клетка- «дорожка»- затем Красная Краска дальше пошла по дорожке;
5. Клетка- «квадрат жёлтого цвета»- и пришла в домик Жёлтой Краски, но там никого не было;
6. Клетка— «ёлка»-затем Красная Краска пошла через лес;
7. Клетка— «квадрат синего цвета»- и пришла в домик Синей Краски , но и там никого не было;
8. Клетка— «цветок»- Красная Краска оказалась на поляне цветов, собрала букет;
9.Клетка— «улыбка»- пришла к нам в детский сад и встретила здесь Синюю и Жёлтую Краску. Художник, который был в гостях у ребят, рассказал, что Синяя, Жёлтая и Красная краски у него самые главные, потому что, смешиваясь они образуют новые цвета.
Таблица № 2. Тёплые цвета.
2 | 3 | |
4 | 5
| 6 Т |
1. Клетка- «красный квадрат»- Красная Краска из своего домика прислала письмо;
2.Клетка- «розовый прямоугольник»- конверт розового цвета;
3. Клетка— «светло- зелёный круг»- она пишет, что около её домика растёт светло- зелёная трава, по которой она гуляет и угощается-
4. Клетка-«оранжевый круг»- оранжевыми апельсинами-
5. Клетка— «банан»- жёлтыми бананами.
6. Клетка-«буква»Т»- она хочет нам сообщить, что все эти цвета называются-
«тёплые».
Таблица № 3. Холодные цвета.
2 | 3 | |
4 | 5
| 6 Х |
1. Клетка— «синий прямоугольник»- письмо- конверт синего цвета;
2.Клетка- «дворец»- прислала из своего дворца Снежная Королева;
3. Клетка— «снежинка»- она пишет, что в её царстве часто идёт снег с фиолетовыми снежинками;
4. Клетка— «туча»- по небу плывут сказочные тучи тёмно- зелёного цвета;
5. Клетка- «волнистая линия»- плещется незамерзающее голубое море;
6. Клетка— «буква- Х»- эти названные цвета в Стране Красок называются
«холодные».
Таблица № 4. Цветовой спектр.
2 Рисунок ружья | 3 Ж | 4 З | |
5 ? | 6
| 7 Рисунок фазана | 8 |
Эта табличка- подсказка к стихотворению, которое помогает всегда правильно нарисовать Радугу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
1. Клетка— «буква — К — красного цвета»- первое слово — «каждый»- начинается на звук «К»- и первый цвет в Радуге- красный- тоже начинается на эту букву.
2.Клетка— «ружьё оранжевого цвета»- обозначает охотника»- второе слово-» охотник»-начинается на звук «О», как и второй цвет в Радуге;
3. Клетка— «буква «Ж»- жёлтого цвета»- третье слово -«желает»- и третий цвет в Радуге — жёлтый. Оба слова: «жёлтый» и «желает»- начинаются на звук»ж»;
4. Клетка— «буква «З» зелёного цвета»- четвёртое слово- «знать» и четвёртый цвет в Радуге -» зелёный»- оба слова начинаются на звук «З»;
5. Клетка— «знак» ?»- голубого цвета»- обозначает слово- «где», а пятый цвет в Радуге- голубой, оба слова начинаются на звук «Г».
6. Клетка— «стул синего цвета»- шестое слово -«сидит»- и шестой цвет в Радуге- синий, оба эти слова начинаются на звук «С».
7. Клетка— «фазан»- фиолетового цвета»- последний цвет в Радуге- фиолетовый, оба слова начинаются на звук «Ф».
8. Клетка— «радуга»- теперь мы легко нарисуем Радугу.
Таблица № 5. Пейзаж.
4
| 5 С | |
2 |
| 6 |
1 |
| 7 |
1. Клетка-«картина»- Если видишь на картине —
2.Клетка— «река»- Нарисована- река-
3. Клетка— «ель»- Или- ель и белый иней-
4. Клетка— «облака»- А над ними- облака-
5. Клетка-«буква «С»- Или- снежная равнина-
6. Клетка— «волнистая линия»- Или море-
7. Клетка— «шалаш»- И- шалаш- обязательно картина называется- пейзаж.
Таблица нарисована в букве «П»- потому что слово «пейзаж»
начинается на звук «П».
Таблица № 6. Виды пейзажа.
3
| 4 | |
1 П |
| 5 |
1. Клетка— «буква «П»- таблица про то, каким бывает пейзаж;
2.Клетка— «волнистая линия»- пейзаж бывает морской;
3. Клетка— «гора»- пейзаж бывает горный;
4. Клетка-«прямоугольник- дом»- пейзаж бывает городской;
5. Клетка— «ель»- пейзаж бывает ландшафтный или сельский.
Таблица может быть изображена в круге.
Таблица № 7. Натюрморт.
| 4 ваза | |
2 графин |
| 5 груша |
3 роза |
| 6 торт |
1. Клетка— «чашка»- Если видишь на картине чашку кофе на столе,
2.Клетка— «графин»- Или морс в большом графине,
3. Клетка— «роза»- Или розу в хрустале,
4. Клетка— «ваза»- или бронзовую вазу,
5. Клетка— «груша»- Или грушу,
6. Клетка— «торт»- Или торт, или все предметы сразу- знай, что это-
натюрморт.
Таблица № 8. Портрет.
2
| 3
| |
4 Рисунок самолёта
| 5 Б | 6
|
1. Клетка— «прямоугольник»- Если видишь, что с картины смотрит кто- нибудь на нас,
2.Клетка— «плащ»- Или принц в плаще старинном,
3. Клетка— «лесенка»- Или в робе верхолаз,
4. Клетка— «самолёт»- Лётчик,
5. Клетка— «буква «Б»- Или балерина,
6. Клетка— «лицо»- Или Колька твой сосед- обязательно картина называется —
портрет.
Таблица № 9. Виды портрета.
3 А | 4 К | |
1 2 |
| 5 |
1. Клетка— «цифра 2″- портрет бывает парный;
2.Клетка— «стол»- портрет бывает семейный;
3. Клетка— «буква » А «- когда художник рисует сам себя- это- автопортрет;
4. Клетка— «буква «К»- портрет бывает камерный;
5. Клетка— «флажок»- портрет бывает парадный.
Таблица № 10. Дымковская игрушка.
2 | 3 | |
4 | 5 . . . . | 6 Д |
1. Клетка— «кисточка»- Красная Краска взяла кисточку;
2.Клетка— «домик»- пошла путешествовать и пришла в деревню «Дымково»;
3. Клетка— «круг»- комочек глины- она увидела, что мастера лепят игрушки из глины;
4. Клетка— «печка»- затем ставят её в печь и обжигают, глина становится твёрдой;
5. Клетка— «элемент Дымковской росписи»- затем мастера раскрашивают игрушку узорами;
6. Клетка— «буква «Д»- Красная Краска узнала, что игрушка называется по названию деревни- Дымковская. Дымковские мастера подарили Красной Краске игрушку и она украсила ею свой дом.
Таблица № 10- А. Народные игрушки.
2 К | 3 Ф | |
4 | 5 | 6 |
1. Клетка— «буква «Д»- обозначает Дымковскую игрушку, слово Дымковская начинается на звук «Д»;
2.Клетка— «буква «К»- обозначает Каргопольскую игрушку-(слово начинается на звук «К»);
3. Клетка— «буква «Ф»- обозначает Филимоновскую игрушку- ( слово начинается на звук «Ф»);
4. Клетка— элемент Дымковской росписи;
5. Клетка— элемент Каргопольской росписи;
6. Клетка— элемент Филимоновской росписи.
Таблица № 11. Гжельская роспись.
2 | 3 | 4 | |
5 | 6 | 7 | 8 Рисунок птички |
1. Клетка-«буква «Г»- слово «Гжель» начинается на звук «Г»;
2.Клетка— «круг»- комочек глины- изделия изготовляют из глины;
3. Клетка— «печка»- изделия обжигают в печи;
4. Клетка— «овал синего цвета»- в росписи используется синий цвет;
5. Клетка-«овал голубого цвета»- в росписи используется голубой цвет;
6. Клетка— «капелька»- элемент Гжельской росписи;
7. Клетка— «роза»- элемент Гжельской росписи;
8. Клетка— «птичка- оглядка»- элемент Гжельской росписи.
Таблица № 12. Городецкая роспись.
2 . | 3 | |
4
| 5 | 6 Г |
1. Клетка-«дерево»- роспись выполняется на деревянных предметах;
2.Клетка— «цветок- розан»- так называется в этой росписи цветок с центром в середине;
3. Клетка— «купавка»- цветок, где серединка смещена в сторону;
4. Клетка— «полоски»- оживки- так называются белые полоски в этой росписи;
5. Клетка— «прямоугольник»- обозначает город- слова » Городецкая» и «город» похожи;
6. Клетка— «буква «Г»- слово Городецкая начинается на звук «Г».
Таблица №13. Хохломская роспись.
2
| 3 | 4
| |
5 | 6 | 7 | 8 Х |
1. Клетка— «дерево»- роспись выполняется на деревянных изделиях;
2.Клетка— «кудрины»- элемент Хохломской росписи;
3. Клетка— «ягодка»- элемент Хохломской росписи;
4. Клетка— «травка»- элемент Хохломской росписи;
5. Клетка— «овал чёрного цвета»- роспись может выполняться на чёрном фоне;
6. Клетка— «овал жёлтого цвета»- роспись может выполняться на жёлтом фоне;
7. Клетка— «овал красного цвета»- роспись может выполняться на красном фоне;
8. Клетка— «буква «Х»- роспись называется Хохломская- слово начинается на звук «Х».
15