Учебно-методическое пособие «Роль и место игры в процессе обучения черчению»



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19» г.Кемерово















Роль и место игры в процессе обучения черчению

(Учебно-методическое пособие)





Автор – составитель:

Марьясова Елена Владимировна

учитель черчения и изобразительного искусства

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»

г.Кемерово ул. Назарова, 8

телефон: 61-77-88

















Кемерово











Автор-составитель:

Марьясова Е.В. — учитель черчения и изобразительного искусства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Кемерово









Учебно-методическое пособие. Материал поможет учителям черчения при организации как индивидуальной, так и групповой работы в рамках урока и во внеурочное время.


















Содержание


Введение………………………………………………………………………..4

Роль и место игры в процессе обучения черчению………………………….5

Классификация игр…………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………16

Приложения ……………………………………………………………………17






































Введение.

Игра — один из основных видов человеческой деятельности, один из важнейших способов познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте. Чем привлекает игра? Особым эмоциональным состоянием (игровым). Это состояние представляет собой ожидание и сам процесс удовольствия от умственной активности, проявляемою в свободной творческой атмосфере игровой дисциплины, юмора или соревнования.

А потому новая воспитательная технология учитывает особенности детской психологии: стремление к деятельности, игровым формам занятий, основанным на их интересе и потребности.

Представляет практический интерес система воспитательных дел с опорой на школьные учебные предметы. Участие школьников в разнообразной по форме деятельности позволяет им по-другому взглянуть на свои учебные занятия по ряду предметов, оценить интеллектуальную ценность получаемых знаний.

Современного школьника трудно «зацепить» задеть за живое при помощи какого-то отдельного, пусть даже прекрасно подготовленного урока. И если это и произойдет, то счастливый эпизод останется только эпизодом. Сокращение количества часов, отводимых на курс черчения, ставит перед нами задачу повышения эффективности уроков. Более широкого применения современных форм учебной работы. Из своего опыта практической реализации программы «Черчение», хотелось бы отметить, успешность ее освоения намного повышается при использовании в процессе обучения различного рода игр.

В своей работе хотим наметить контуры обновления этой деятельности, предложив в качестве варианта комплекс методических материалов, а также методических приемов, позволяющих проводить работу со школьниками в процессе изучения дисциплины «черчение».

В своей практике работы с учащимися по предмету мы все больше убеждаемся, что учебно-воспитательная работа, организованная на основе игровых коллективных творческих дел, является наиболее эффективной и действенной.

Мы не преследуем цели глубокого погружения в проблему, лишь хотим поделиться своим скромным опытом, как можно использовать разнообразные виды работы по предмету для повышения мотивации и формировать устойчивый интерес к предмету «ЧЕРЧЕНИЕ», в целом, и в этой связи показать серьезность, важность и необходимость внедрения игры в процесс обучения и воспитания.

Опыт показывает, что учащиеся активнее включаются в игровые формы работы. Здесь наряду с познавательными мотивами появляются и другие, которые в явной или неявной форме проявляются в желании соревноваться, общаться с учителем и товарищами, показать себя перед ними с лучшей стороны, желание просто поиграть, развлечься и так далее.

Важно помнить о требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр.


1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся

2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое оформление — красочным и разнообразным.

3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует деятельность.

4. Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Включение игры в процесс уроков ЧЕРЧЕНИЯ, строящихся с опорой на данный учебный предмет, вполне оправдано и эстетически, и педагогически.





Роль и место игры в процессе обучения черчению.


Чтобы игра не потеряла свой изначальный смысл (эмоциональную активность, интерес, азарт) и не превратилась в дополнительную контрольно-проверочную работу, любая игра начинается с «включения» эмоций, переживания, провоцирующих интерес к предстоящей деятельности. Средствами такого эмоционального погружения в тему, интеллектуальную деятельность могут быть различные стимулы: эмоциональные провокации, примеры из жизни, театрализованное действие, поисковые творческие задания.

Преподавателю черчения часто приходится думать над тем, как сделать уроки увлекательными, как приучить детей заглядывать в словари и специальную литературу. Один из эффективных способов добиться этого — игры. В приложении дан ряд разработок различного рода игр, которые можно использовать на уроках черчения.

Сейчас на ТВ много популярных и интересных игр, идеи которых можно использовать при изучении черчения. Включение форм любимых телепередач во внеклассное мероприятие всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут практически в любой параллели и по любой теме.

Несколько видоизменив телевизионный вариант, можно применять в школьной практике не только индивидуальную форму состязательности, но и командную. В конце учебного года, в школе можно провести районную игру «ЭРУДИТ» в рамках предметной недели. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Продолжая разговор о роли и месте игры в школьном процессе обучения черчению, хочется особо подчеркнуть, что любая игра должна способствовать решению основной задачи урока (например, закреплению знаний). В качестве примера предлагаем игру, которую можно провести на заключительном уроке, по теме «Развертка» с целью повторения и закрепления полученных знаний.

Тема «Развертка». Для активизации внимания учащихся нужно, чтобы они не только слушали, но и сами работали. Поэтому на уроке мы строим элементарную развертку куба, отрабатывая правила её оформления на чертеже. Потом предлагаем учащимся 30 различных его разверток (рис.1), часть из которых неправильные. Нужно их определить. Этот вид игры неизменно вызывает у школьников большой интерес.

Рис. 1

Классификация игр.

Используя в работе различные игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное.

В школе дети принимают участие в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, играх-соревнованиях, дидактических, подвижных. Взаимосвязь черчения с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития творческой активности.

Рассмотрим некоторые виды игр и игровые приемы, которые мы использовали на уроках черчения.

1. Дидактические игры.


Опытные учителя широко используют на уроках по черчению дидак­тические игры, которые повышают интерес к изуче­нию предмета, снимают напряжение, помогают пе­реключать внимание учащихся от одного вида дея­тельности к другому.

Существует ряд дидактических игр, которые, занимают на уроке не более 5 мин. По усмотре­нию учителя они проводятся либо в его начале для повторения пройденной ранее темы, либо в кон­це — для закрепления нового материала. Но мож­но их использовать и в середине занятия для активизации внимания учащихся.

Сущность предлагаемых игр состоит в упраж­нении школьников в чтении чертежей. Много­летние наши наблюдения показывают, что в сред­нем 30—35 мин урока учащиеся беспрерывно выполняют чертежные работы, что приводит к утомлению.

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 7 класса «Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц»

Например при изучении темы «Способы проецирования и чер­тежи в системе прямоугольных проекций» мы успешно используем специально разработанные кубики. Всего их шесть (может быть и больше). На одной (двух) из граней дана аксонометрическая проекция детали, обозначенная прописной буквой, а на других — вид спереди, вид свер­ху и вид слева, обозначенные цифрами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Суть проверки заключается в следующем: получив кубик с изображением детали (например, Б), ученик должен отыскать ее виды среди других кубиков и рас­ставить их согласно правилам проецирования, как по­казано па схеме.


20

Вид спереди

13

Вид слева

6

Вид сверху

Б

Изображение детали


Правильные ответы для удобства проверки сведены нами в таблицу. Развертки шести кубиков приведены на рисунке. А изготовить их несложно на уроках труда из любого ма­териала (плотной бумаги, картона, дерева). Подобные кубики можно разработать и по другим темам. Все за­висит от желания и добросовестности учителя.

Не меньший интерес у обучающихся вызывает игра «Вертись, крутись» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Игра состоит в том, чтобы по чертежу де­тали найти оптимальный вариант проекций. Изго­тавливают пять одинаковых кругов из картона или фанеры. Один из них делят на четыре, а остальные — на три равные сектора. Подбирают четыре детали. На каждую выполняют по три чертежа, содержащих разное количество видов и их наглядные изображения. Последние наклеивают в секторах центрального круга, а на остальные четы­ре — чертежи деталей (в трех вариантах). Вращая один с изображением вариантов чертежей деталей, подбирают к наглядному изображению нужный.

Центральный круг можно разделить на пять или шесть равных частей с тем, чтобы увеличить коли­чество деталей. Тогда соответственно увеличится число кругов, на которых будут изображены черте­жи деталей.

Еще один вид дидактической игры представлен на рис. 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) и включает серию задач, в каждой из которых надо построить третью проекцию по двум заданным и аксонометрическое изображение предмета. При кажущейся простоте они требуют сообразительности, развитых пространственных представлений и определенного запаса графических знаний, тем более что каждая из них имеет несколько вариантов решения.

Игра представляет собой готовальню, на крышке которой наклеен лист бумаги с условиями задач (см. рис. 1), а внутри помещается один из трех наборов деталей (рис. 2), изго­товленных на уроках труда. При решении, например, пер­вой задачи ученику предлагается приоткрыть крышку гото­вальни и убедиться в том, что она действительно имеет 12 решений. Каждое из них оформляется чертежам третьей проекции и наглядным изображением. Эта задача служит базовой для решения последующих. И, как нетрудно заме­тить, в первом наборе (см. рис. 2) предлагаются наглядные изображения только к трем задачам. В дальнейшем такая зрительная опора, как правило, не нужна. Наборы 2 и 3используются как средство самоконтроля. Более того, ко­личество приведенных здесь решений дано условно. Воз­можны и другие варианты.

Предлагаемая игра может быть использована для фрон­тальной и индивидуальной работы с учащимися 8 класса. Но ее можно использовать и как элемент школьного кон­курса, пригласив участвовать в нем и учеников 8-10 классов.

Увлечение дидактической игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи. Мы предлагаем вам в качестве примера несколько вариантов дидактических игр (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).


















2. Кроссворды.

В последние годы любимое занятие наших соотечественников — решение кроссвордов.

Перед нами встал вопрос: «Приемлем ли данный вид всеми любимой игры в процесс обучения черчению? Как может «повести» себя тематический кроссворд на уроках ЧЕРЧЕНИЯ?» В результате было подобранно несколько вариантов кроссвордов, которые были успешно апробированы на практике ( ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Контроль знании обучающихся по той или иной теме может осуществляться разными способами. Если он проходит в игровой форме, например с использовани­ем кроссвордов, то учащиеся работают значительно активнее и процесс усвоения и закрепления материала происходит гораздо успешнее.

Использование в учебной работе по черчению кроссвордов способствует развитию интереса к предмету, позволяет в занимательной форме повторить и закрепить изученный материал, развивает у школьников сообразительность, помогает запомнить правильное написание терминов, учит работать с учебной и справочной литературой. Решение кроссвордов на уроках черчения, всего лишь одна из форм проверки знаний учащихся.

Составлять и предлагать кроссворды надо в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. Наиболее интересные и содержательные кроссворды можно использовать для дальнейшей работы с учащимися других классов.

Выполнять каждое задание рекомендуется на отдельном чистом листе бумаги, предварительно быстро приготовив сетку для кроссворда.

Решая кроссворды на уроках, давая их в качестве домашних заданий можно достичь многого, так как в игре происходит многократное повторение, закрепление и усвоение материала.

Применение кроссворда в учебном процессе весьма разнообразно. Он может использоваться для закрепления пройденного материала, контроля, для получения новых знаний и более глубокого осмыс­ления всей графической информации. В зависимо­сти от цели кроссворд может быть большим или ма­леньким, состоящим из более трудных (специаль­ных) или более распространенных слов, с широкой или узкой тематикой.

Кроссворды легко проверить и оценить. Разно­образие применения кроссвордов в учебном про­цессе определяет количество слов, содержание и конструкцию кроссворда. Так для обычных уроков достаточно кроссвордов, содержащих 10-12 слов, для контроля знаний чуть меньше 8-10, а для олим­пиады необходимо 15-20 слов. Приведем пример:








По горизонтали:

4. Важное качество при выполнении чертежа. 7. То же, что и середина. 8. Электрическая, газовая или на стройке… 12. До­ля, кусок. 13. Знак для обозначения действия вычи­тания. 15. Обязательная часть любого измерительно­го прибора. 17. …на вопрос. 20 Стандартная деталь, применяется для соединения деревянных деталей. 22. Плоская кривая, состоящая из двух бесконечных ветвей. 24. Оно состоит из цифр. 27. Антоним к сло­ву «начало». 28. Им пишут на доске. 29. Основной конструкторский документ. 30. Другое название шлифовальной бумаги 31. Начало, основы чего-то. 35. Показатель крутимы склона. 36. Очень малень­кий объем жидкости. 38. Тысячная доля метра, 40. Футляр для переноски чертежей. 41. Пересечение штрихов. 43. Буква греческого алфавита. 45. На ней в древности выполняли чертежи. 46. Один из параметров, обозначающих габариты пред­мета. 49. Поверхность, ограничиваю­щая шар. 50. Прописной, строчной, чертежный… 52. Заключитель­ная стадия работы над черте­жом.

По вертикали:

1.Орудие живописца. 97, 98, 99, …3. Мусор, материал, подлежащий переработке. 5. Линия. 6. Он используется для пе­редачи объема в ри­сунке, но необходим и в черчении 9. Сторона в прямоугольном треугольни­ке. 10. Прямоугольник с равными сторонами. 11. Этот металл используется для изготовления водо­проводной и газопроводной арматуры. 14. Из этого металла изготавливают болты, гайки, валы, оси, штифты. 16. В виде чего про­дают ватман или обои? 18. При построении некото­рых деталей используются оси… 19. Горизонталь­ная, фронтальная или профильная … проекций. 21. Один из самых необходимых инструментов для вы­полнения чертежа. 23. Полевой чертежный столик. 25. Этой буквой греческого алфавита обозначают одну из осей в черчении. 26. Отрезок, соединяющий 2 точки окружности. 32. Геометрическое тело, напо­минающее кулек. 33. Стержень карандаша. 34. По­лучится, если обьем умножить на плотность. 37. Бы­вает дверная, перьевая или автоматическая… 39. Часть поверхности многогранника. 42. В таблице: столбец и … 44. Первая буква греческого алфавита. 47. Состоит из числителя и знаменателя. 48. Чертеж участка местности, выполненный при глазомерной съемке. 51. Геометрическое тело, форму которого имеет баранка.

Ответы

По горизонтали: 4. Чистота. 7. Центр. 8. Пли­та. 12. Часть. 13. Минус, 15. Шкала. 17. Ответ. 20. Шу­руп. 22. Гипербола. 24. Число. 27, Конец. 28. Мел. 29. Чертеж. 30. Шкурка. 31. Азы. 35. Уклон. 36. Капля. 38. Миллиметр, 40. Тубус. 41. Крест. 43. Омега. 45. Шку­ра. 46. Длина. 49. Сфера. 50. Шрифт. 52. Обводка.

По вертикали: 1. Кисть.2. Сто.3.Утиль. 5. Чер­та. 6, Штрих. 9. Катет. 10. Квадрат. 11, Чугун. 14. Сталь. 16. Рулон. 18. Симметрии. 19. Плоскость. 21. Линейка. 23. Мензула. 25. Игрек. 26. Хорда. 32. Конус. 33. Гри­фель. 34, Масса. 37. Ручка. 39. Грань. 42. Графа. 44. Альфа. 47. Дробь. 43. Кроки. 51. Тор.









3. Ребусы.

Ребусы — загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.

Появились ребусы 400 лет назад во Франции. В Рос­сии первые публикации ребусов относятся к середине XIX в.

Разгадывание ребусов, в которых использованы ин­тересные сведения, способствует развитию познава­тельной активности учащихся, их сообразительности и фантазии.

Чтобы использовать ребусы в учебной работе, учи­тель должен быть знаком с основными правилами их составления и разгадывания.

  1. Названия всех предметов, изображенных в ребу­сах, читаются только в именительном падеже.

  2. Если изображение предмета перевернуто, слово следует читать справа налево. На рис. 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) дом изображен в перевернутом виде, поэтому слово читает­ся так: мод. Рядом изображена ель. В этом ребусе заши­фровано слово «модель».

  3. Если около рисунков стоят запятые, то в зависи­мости от их количества и расположения (в начале или в конце) от слова надо отнять одну или несколько букв. На рис. 2 перед изображением сов поставлены две за­пятые. Отбросим две буквы от слова «совы» и получим окончание «вы». Поскольку рядом изображена тачка, ребус расшифровывается так вытачка.

  4. Иногда из слова нужно убрать букву или заме­нить се па другую. Тогда ее помещают возле слова в перечеркнутом виде или ставит знак заметя «=». Па рис. 3 рядом с изображением бюста зачеркнута буква «с», перед ним стоит запятая. Это означает, что следует читать «ют». Там же у слова «репа» буква «п» заменя­ется на букву «ч».

  5. Цифры, поставленные возле изображения, указы­вают па порядок, в котором нужно переставить буквы. На рис. 3 изображен вопросительный знак, обозначаю­щий слово «вопрос», с запятой после него. Уберем последнюю букву, а остальные поставим в указанном здесь же порядке. Получится «прово».

На рис. 4 в слове «арбуз» уберем вторую букву, а ос­тальные расположим в соответствии с цифрами. Полу­чится «збау».

  1. Изображение нот подменяют соответствующими словами. Так, на рис. 4 следует читать: «ми» (скрипич­ный ключ не читается).

  2. Предметы могут быть изображены один над дру­гим, или буквы разделяются горизонтальной линией (т.е. изображение их имеет вид дроби). В этом случае, соединяя слова, обозначающие изображенные предме­ты или буквы, надо использовать по смыслу предлог «на» или «под». На рис. 5 черта между буквами «п» и «о» означает, что нужен предлог «на» (получится «напо»). На рис. 4 буква «с», расположенная на пиле, и запятые дают «снапи».

  3. На поверхности одной буквы могут быть разме­щены другие. В этом случае следует добавить слог «по». Поэтому на рис. 3 букву «д» читаем как «поод», а букву «м» — как»поум».

  4. В ребусе может быть изображен фрагмент геогра­фической карты. К примеру, на рис. 5 показано место впадения Волги в Каспийское море. т.е. устье. С учетом двух занятых читается так: тье.

  5. Если в ребусе встречаются буквы, отдельные или объединенные в слоги, они читаются, как обычно.

  6. Если фрагменты предмета изображены пунктир­ными линиями, то на них не следует обращать внима­ние. На рис. 5 нос и подбородок изображены пункти­ром, — значит, зашифровано слово «ус».


Расшифровка приведенных ребусов.

Ребус 1 (рис. 3): поод+еж+кев+ст+рсча+ют+по-ум+у+прово+жа+ют. Пословица «По одежке встречают, по уму провожают».

Ребус 2 (рис. 4): не+кра+сна-и+збау+гла+ми+ак+ра+снапи+рога+ми. Пословица «Не красна изба уг­лами, а красна пирогами».

Ребус 3 (рис. 5): г+ость+напо+рог-с+час+тьс+в+ дом. Пословица «Гость на порог — счастье в дом».

4. Чертежное домино.

Эта игра по своему характеру и содержанию соответствует детской игре с таким же названием. Мы предлагаем материал, который дан в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) разрезать на карточки для более удобного его использования учащимися. В игру домино можно играть парами или индивидуально, предложив результаты записать в тетрадь.

В приложении 9 (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) нами предложено домино в натуральную величину, такое домино можно использовать у доски и играть всем классом.






5. Чертежное лото.

При закреплении и повторении темы «Про­ецирование» можно применить на уроке чертежное лото. Учащимся раздаются карточки, на которых изображены проекции плоскогран­ных предметов. По двум заданным видам (главному и виду сбоку) необходимо выбрать из предложенных вариантов правильный вид сверху (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).

Результаты выполнения этого задания поз­воляют определить уровень развития прост­ранственного воображения и творческого мы­шления учащихся.





6. Игра – аукцион.


Чертежный — аукцион «Юный чертежник»

Называю вопрос, принимаю ответ по поднятой руке. После 3-х ударов ответы не принимаются. За ответ жетон. Побеждает ученик, имеющий в конце игры больше всех жетонов. Выявить лучших 3-х учеников-эрудитов.

  1. Назовите геометрические фигуры.

  2. Какие линии чертежа знаете?

  3. Назовите чертежные инструменты необходимые школьнику на уроках черчения.

  4. Назовите тела вращения.

  5. Скажите крылатую фразу о черчении, о чертеже.

  6. Назовите размеры сторон формата A3, А4.

  7. Кто отлил царь-пушку?

  8. Назовите разновидности графических изображений.

  9. Кто автор часов формы куриного яйца?

  1. Какие сведения указывают в основной надписи?

  2. Где используется штриховая линия?

  3. Какой линией показывают на развертке линию сгиба.

  4. Назовите размеры шрифта, установленные стандартом.

  1. В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?

  2. Назовите какой бывает масштаб (приведите примеры) в машиностроительном черчении.

  1. Что общего у цилиндра и конуса?

  1. Чем отличаются пирамиды и призмы.

  2. Назовите детские художественные произведения, где прославляют мастеров умельцев.

  3. Расскажите четверостишье, где говорится о чертеже, рисунке, цифрах, линиях…

20. Кто автор учебника «Черчение».



В пособии мы постарались привести примеры самых распространенных и наиболее используемых на уроках и во внеурочное время игр по черчению. Безусловно, не следует преувеличивать образовательное значение различных игр, так как они не могут быть источником систематических знаний, умений, навыков и должны использоваться в сочетании с другими формами обучения.

























Заключение.


Игровая форма занятий позволяет увлечь школьников, полнее выявить их смекалку, эрудицию, нестандартность и гибкость мышления, повысить интерес к изучаемому предмету. Введение игровых ситуаций на уроках создает положительный эмоциональный настрой. Используя игру как форму организации учебно-воспитательного процесса, учитель решает ряд задач: привлекает учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала, выявляет уровень их знаний и умений, формирует потребность реализовать свои возможности в практической деятельности.

Однако учителю важно помнить: игра не может быть навязана детям. Она должна исходить из возможностей и интересов учащихся, привлекать их к участию всем своим содержанием и структурой. Поэтому огромную роль играет подготовка учителем всех аспектов игры. И в первую очередь это касается цели игры, ее учебного и воспитательного содержания, ее структуры и организации. Для учителя включение игры в урок или во внеклассную работу по предмету должно быть не просто данью моде, а продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения, отвечающей целям обучения и воспитания. А для учащихся игра — способ самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки. Если для учителя игра — средство достижения определенной педагогической цели, то для учащихся, точнее для учащегося, цель — сам процесс игры. Но этот процесс организуется такими способами, которые позволяют ненавязчиво вести ребенка к освоению и приобретению новых личностных качеств.






















Список литературы


  1. Хакимов Г.Ф. Эврестические графические задачи. Москва,- 1999

  2. Журнал «Школа и производство» 2001-2003гг.

  3. Виноградов В.Н. Словарь-справочник по черчению. Москва,- 1999

  4. Воротников И.А. Занимательное черчение. Москва,- 1990

  5. Севастопольский Н.О. Задания по проецированию. Москва,- 1992

  6. Ботвинников А.Д. Повышение эффективности и качества преподавания черчения. Москва,- 1981

  7. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. Москва,- 1998

  8. Виноградова В.Н. Методика факультативных занятий по черчению. Москва,- 1979

  9. Рассохин В.В. Занимательные задачи по проекционному черчению. Москва,- 1969

  10. С.В.Кульиевич, Т.П.Лакоценина Не совсем обычный урок. Совсем необычный урок. Издательство «Учитель» Москва,- 2001

  11. В.Н.Кузьменко, М.А.Косолапое Методика преподавания черчения в школе. Издательство «Просвещение» Москва,- 1981

  12. .СВ. Титов. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Издательство «Учитель» Москва,- 2006

  13. Я.П.Перельман. Занимательные задачи и опыты. Издательство -Екатеренбург , -1995























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПОЛОЖЕНИЕ

о районной игре по черчению среди 8 классов «ЭРУДИТ»

Цель: способствовать приобщению детей к интеллектуальным играм, стимулировать интерес к предмету черчение, воспитывать стремление добросовестно и рационально выполнять поставленные задачи.

Время и место проведения: 28 апреля 2009 года, в 12.00-13.00, в здании шкалы №19, г. Кемерово, ул. Назарово,8.

Участники игры: обучающиеся 8-х классов, первого года обучения.

Условия игры:

  1. Школа-участник, создает основную команду в количестве 5 обучающихся, из 8-х классов, которые изучают черчение первый год.

  1. Команда должна иметь название, девиз, эмблему, приветствие для соперников и жюри.

  1. Необходимо создать команду болельщиков в количестве 8-10 человек, которые составляют не менее 5-8 вопросов для соперников.

  1. Каждая школа предоставляет одного обучающегося в состав жюри.

  1. Заявку на участие необходимо передать за неделю до назначенного дня проведения игры (можно телефонограммой): номер школы, название команды, Ф. И. О. учителя, Ф. И. обучающегося для работы в жюри.

Порядок проведения:

  1. Игра начинается в 12.00.

  2. Представление команд и жюри.

  1. 1 тур для основной команды: ответы на вопросы ведущего (ответы напечатаны, лежат в конверте).

  2. 2 тур для всех команд: основной и болельщиков, используя наглядные изображения и их проекции прочитать зашифрованное выражение.

  1. Музыкальный номер.

  2. Эстафета для основной команды.

  3. Вопросы болельщиков для основной команды.

8. Основная команда «Дочертить линии».
9. Найти и исправить ошибки в чертеже.

  1. Музыкальный номер.

  2. Подведение итогов.

  3. Награждение.





РИЛОЖЕНИЕ 2


ИГРА КУБИКИ











Таблица с ответами



Задание

Ответ (грань кубика)

(грань

Вид

Вид

Вид

кубика)

спереди

сверху

слева

А

24

2

14

Ъ

20

6

13

В

7

21

16

г

26

12

22

л

5

3

15

г

9

17

25

ж

19

4

8

3

18

10

27















ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕРТИСЬ, КРУТИСЬ»




















ПРИЛОЖЕНИЕ 4






рис.1 рис.2










Какие из 20 кубиков соответствуют развертке А, а какие развертке Б?







На рисунке изображены предметы с тремя отверстиями или углублениями. Придумайте, вычертите в необходимом количестве видов и нарисуйте для каждого случая пробку, которая могла бы без зазора закрыть любое из трех

отверстий.







Три предмета (А, Б, В) можно расположить шестью

способами, если ставить их один на место другого по образцу

рисунка.

Покажите на видах сверху варианты перестановок призмы,

пирамиды и цилиндра, расположив решение задачи

столбиком.







Как вы думаете, правильно ли приставлены к чертежам 1 и 2 отрезанные ранее их части 3 и 4? Может быть, их следует поменять местами?






Среди представленных фигур найдите одинаковые.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 6


ТЕМАТИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ






















Ответы

«Линии чертежа». 1. Сплошная волнис­тая. 2. Сплошная тонкая с изломами, 3. Сплошная толстая основная. 4. Сплошная тонкая. 5. Штрих-пунктирная с двумя точка­ми. 6. Штрих-пунктирная тонкая. 7. Штрих-пунктирная утолщенная. 8. Штриховая. 9. Разомкнутая.

«Размеры». 1. Технологический. 2. Эле­мент детали. 3. Габаритный. 4. Конструк­тивный. 5. Координирующий, 6. Установоч­ный. 7. Присоединительный.

«Разрезы». 1. Фронтальный. 2. Наклон­ный. 3. Местный. 4. Ступенчатый. 5. Лома­ный. 6. Сложный. 7. Профильный. 8. Гори­зонтальный. 9. Простой.

«Соединения деталей». По горизонта­ли. 4. Шпоночное. 7. Шурупное. 9. Закле­почное. 10. Сшивание. 11. Зубчатое. 12. Винтовое. 13. Болтовое. По вертикали: 1. Трубное. 2. Шплинтовое. 3. Шпилечное. 5. Сварное. 6. Клеевое, 8. Штифтовое.

«Элементы деталей». По горизонтали:2. Накатка. 5. Ушко. 6. Резьба. 8. Торец. 10.Шпоночная канавка. 12. Ступица. 14. Отверстие. 15. Обод. 16. Шлиц. 17. Фаска. 18. Лыска. 19, Бобышка. 20. Спица.

По верти­кали 1. Окно. 3. уртик. 4. Ребро жесткости.7. Проточка. 9. Галтель. 11. Засверловка.13. Прорезь.














ПРИЛОЖЕНИЕ 7

РЕБУСЫ










ПРИЛОЖЕНИЕ 8








ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ЧЕРТЕЖНОЕ ДОМИНО 2 вариант















































































































































ПРИЛОЖЕНИЕ 10


ЧЕРТЕЖНОЕ ЛОТО









Ответы.

Вариант № 1 1 — Б; 2 — Г; 3 — А; 4 — Г; 5-Д.

Вариант № 2 1 — Д; 2 — В; 3 — Г; 4 — Б; 5- А.

Вариант № 3 1 — А; 2 — Б; 3 — В; 4 — Г; 5- Д.

Вариант № 4 1 — Б; 2 — В; 3 — А; 4 — А; 5- Д.

Вариант № 5 1 — Б; 2 — Д; 3 — В; 4 — Д; 5 — В.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: