Урок для 4 класса по теме: «Образ художественной культуры средневековой Западной Европы»




План и конспект урока

по изобразительному искусству и художественному труду.


Тема четверти: Каждый народ земли — художник.

Тема урока: «Образ художественной культуры средневековой Западной Европы4 класс



Цель и задачи

  • Создать и познать творческое содружество.

  • Чувство наслаждения от самостоятельной работы.

  • Формирование у учащихся целостных представлений о культуре разных народов.

  • Познакомить с костюмами средневековья.

  • Научить правильно, передавать характер и настроение западно — европейского человека.

Распределение бюджета времени урока (в мин.)


  1. Проверка присутствующих 1-2

  2. Опрос учащихся. 5

  3. Изложение нового материала. 15

  4. Закрепление урока. 20

  5. Задание на дом. 3



Ход урока.

Опрос пройденного материала: В начале урока мы с вами вспомним, что мы проходили в этой четверти с помощью кроссворда

1.Русское название жилище горцев Кавказа. Бывает каменное и т. д.

2.Вид вишни. Национальный символ Японии.

3. Национальная одежда японцев.

4. Мусульманское культовое сооружение.

5.Жилище переносного типа кочевых и полуоседлых народов Средней Азии.

6.Искусство составления букета.

7. У украинцев, белорусов и части, русских жилое помещения.

8. Композиции из стекла, старинный вид искусства. Этим славится средневековые соборы.

9. Порядок расположения архитектурных элементов здания в зависимости от характера сооружения.

Изложения нового материала.

Эпоха рыцарства и культа, прекрасных дом.

Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля, определяет мужественность воина. Впервые взгляд Европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты начинает


противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты. Именно с Западной Европы пришло публичное уважение к женщине. По описанию поэтов 11-12 вв. у женщины должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся губы. Ее красота и верность воспевается на рыцарских турнирах. Женщине принадлежало право последнего слова в решении поединков, она венчала победителя на турнирах, и рыцарь добивался права выступать в

честь избранной дамы. Какой же был костюм женщин и мужчин?

Именно с Западной Европы пришло искусство одежды. В специальных цехах по пошиву одежды портные чаще всего, это были мужчины шьют одежду на заказ.

Появляются новые виды тканей сукно, лен, холст, мех, кожа, шелк, парча, бархат и т. д.

В городах развиваются ткачество. Ткани становится гладкими, набивные, украшенные золотом и серебром. Узоры на тканях были различные ромбы, кресты, животные, птицы, различные цветы (тюльпаны, гранаты, гвоздики, розы). Из этих тканей жили платья, мягко облегавшие фигуру.

Мужчины были одеты так.

Мужчины носили две одежды — одну поверх другой:

верхняя, длинная и широкая котта, была без рукавов, с прорезями для рук, часто окруженные мехом, из них выходили длинные, узкие рукава нижней одежды камиза.

Впервые в костюмах появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкая и снять её иначе было невозможно. Иногда рукава привязывали шнурками, и только позднее, когда изобрели застежку, стали вшивать постоянно.

Модным стал пурпуан – короткая куртка с узкими рукавами. Щеголи носили пурпуан с длинными, свисающими до пола декор. рукавами. Носили плащи на шнуре, также были плащи с капюшонами при охоте. Также при охоте мужчины надевали шляпы с полями украшенная с павлинным пером, и элегантные перчатки с отворотом.

Боевое снаряжения война и рыцаря дополняет картину средневекового мужского костюма.

Воины и рыцари облагались в чешуйчатые панцири или панцири из колец. Железные чешуйки нашивались на доходящие до колен верхней одежды из кожи или ткани. Также защищали ноги, руки, голову до подбородка.

Были два вида шлема: круглый с застёжками, и остроконечный.

Поверх кольчуги рыцарь носил широкую верхнюю одежду без рукава блио или сюрко, украшенный цветками и гербами рыцаря или его сеньора. Также гербы изображались на попоне рыцарского коня. Кольчуга видоизменялось, они выполнялись из пластин, были диски на локтях, были железные перчатки и обувь.

Шлемы видоизменялись, выполнялась смотровая щель.

Поговорим об обуви. Были длинные носки туфель из кожи или бархата без каблуков (пигашей или пуленов), носочная часть становилась очень длинной до 70 см. что зависит от общественного положения её владельца. В удлиненный носок таких туфель набивали паклю (грубое волокно льна), а иногда, чтобы он не мешал ходить, подвязывали его к стопе у подъема или под коленом. Щеголи прикрепляли на кончик носка колокольчики или погремушку. Цвет обуви подбирали к нарядной одежде. Знать украшали обувь вышивками и драгоценными камнями.

Головные уборы.

Капюшон, шаперон — драпированный головной убор с длинными спускающимися концами, суконные и фетровые шляпы с конусообразной тульей, с полями и без полей. Прически длинные с локонами и короткие с челкой на лбу.

Женская одежда.

Платье плотно прилегает к фигуре. От талии книзу силуэт расширялся, длина и ширина нижней одежды значительно увеличивались за счет юбки клеш. Подчеркивая бедра, юбка приобрела шлейф. Длинна шлейфа зависела от положения женщин в обществе: чем знатнее была дама, тем длиннее шлейф. Королевы имели право носить шлейф длинной 4 метра 95 см., герцогини и принцессы 3 метра 60 см. Появление шлейфов определило и новое занятие пажам, приставленные к дамам. Украшением женского костюма стали высокие головные уборы разных фасонов- эннен. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Высота головного убора зависит от степени знатности от 1 метра до 50-60 см. В таком головном уборе женщина при входе в помещение грациозно приседала. Женщины использовали косметику. Они надевали плащи длинные, украшали меховым воротником и часто подпоясывали. К поясу подвешивали коженные или парчовые кошельки.

Цвет характеризовал определенное состояние человека. Костюмы из синего и зеленого материала шили редко. Эти цвета были символами любви, зеленый — влюбленности, синий — верности. Повседневные платья шили из серого, черного и фиолетового цвета. В парадных платьях преобладал красный и белый цвет. Одежда, разделенная в соответствии с цветами герба по вертикали на две половины называлась — ми-парти. В ми-парти правая и левая сторона были разных цветов, даже обувь, соответствовала цвету штанов и верхней одежды.

Практическая работа.

Выполнить женщину и мужчину в средневековой одежде. На доске даны наглядные пособия по теме. Мальчики выполняют рыцарей, а девочки дам.

Работу выполняем в альбоме простым карандашом, затем красим гуашью.

После завершения работы фигуры людей вырезаем и приклеиваем на большую работу, где выполнен пейзаж и архитектурная постройка.

Итог урока.

Вспомнить о чем мы говорили на уроке и оценить работы.

Материал.

Гуашь, альбом, карандаш, ножницы, клей.


Свежие документы:  Конспект классного часа для 3 класса на тему "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: