Урок для 5 класса по теме: «Древние образы в современных народных игрушках»


Краснодарский край, ст. Староминская

учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9

Грудьева Наталия Алексеевна

Урок изобразительного искусства для 5 класса

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках» (2 урока)

1 урок

Цель: Создание игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов

Задачи:

  1. Продолжить знакомство учащихся с образами и символикой декоративно – прикладного искусства народов мира и России;

  2. Развивать умение работать с различными художественными материалами;

  3. Воспитывать любовь к природе, окружающему миру.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Материалы и инструменты: Пластилин, стек, подставка для лепки, кисти, гуашь, водоэмульсионная краска

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основной этап.

1. Активная беседа

  1. В первой четверти мы говорили о символике декоративно — прикладного искусства России.

  2. Назовите главные образы и символы русской вышивки, деревянного зодчества.

  3. Берегиня — макошь, древо жизни, звери и птицы, травы, солнце, земля, вода – эти символы были только у славянского населения или их использовали и другие народы?

  4. Что вы знаете о звериной символике? Кого из зверей почитали, боготворили наши предки?

Вывод: Наши предки защищали своё жильё обереговыми знаками. Поклонялись духам и силам природы.

2. Активизация творческой и познавательной деятельности.

Вы сказали, что некоторые образы и символы можно увидеть не только у славянских народов, но и других народов мира.

Что вы знаете о звериной символике народов мира? Кто такие священные животные?

Священные животные – покровители урожая, дома, семьи, страны, главное — искренне верить, что пятнистая кошечка или медлительная черепаха действительно помогут сохранить благополучие.

Еще в старинные времена наши предки поклонялись пред животными, приносили им дары и даже жертвы, чтобы получить покровительство высших сил.

Священные животные Китая возглавляет знаменитая «четверка»: тигр (Белый Тигр), черепаха (Черная черепаха или воин), дракон (Лазурный Дракон), феникс (Красный Феникс). Согласно геомантии и натурфилософии, они являются хранителями четырех сторон света.

Некоторых представителей животного мира считали предками рода, нации:
— волк, согласно верованиям, — предок лютичей. Диким животным сооружали жертвенные одры, тотемы, им посвящали песни, ритуальные танцы, благодарили либо просили прощения;
— черепаха – покровительница домохозяек. Она является атрибутом богинь Урании, Афродиты. По греческим традициям женщина обязана быть «домашней», работящей, спокойной, как рассудительная, медленная черепаха;

— слон – священное животное, особенно белый слон. Ходят слухи, что белый слон существует на самом деле, однако его никто не видел. В Таиланде слон – высшее божество;

— кошка – священное животное, которому даже храм построили! Японский правитель участвовал в войне, определяя время по сужающимся зрачкам кошек. Именно он приказал построить Храм Кошек в городе Кагосима (Япония). Не очень распространенная, но, все-таки, достойна внимания легенда о том, что именно кошка согрела Иисуса после рождения, за что Дева Мария была ей очень благодарна.

Коро́ва традиционно почитается в индуизме как священное животное. Она олицетворяет изобилие, чистоту, святость и рассматривается как благостное животное. Также как и мать Земля, корова является символом принципа бескорыстного жертвования, так и корова даёт молоко и питательные молочные продукты, которые служат одним из важных элементов вегетарианского питания, индуисты почитают её как материнскую фигуру. Бык, в свою очередь, выступает как символ дхармы.

Китайские легенды и мифы утверждают, что Лисица наделена сверхъестественными свойствами. Она может творить чудеса: вызывать пожар, отравлять пищу и делать человеку прочие пакости, но может иногда и делать добро. Чтобы умилостивить лисицу, ей приносили жертвы, для нее строили специальные храмы, в которых жили монахи-почитатели культа лисицы. Чтобы предохранить себя от гнева лисицы, крестьяне рисовали на стенах домов и оград большие белые круги. Убить лисицу считалось большим преступлением и виновнику грозила кара. Тем не менее, тело и кровь лисы широко применялось в древнем китайском врачевании.

Пожалуй, ни про одно животное человечество не придумало столько легенд, пословиц и примет, сколько про кошку. Она считается проводником в потусторонний мир и умеет видеть призраков и приведения. Кошки снимают головную боль, успокаивают нервы и предугадывают землетрясения. А во многих странах они считаются священными животными.

— А что вы мне скажите о священных животных у нас на Руси, кто они?

Конечно, это конь. А еще много игрушек – оберегов уточек, петухов, медведей.

Образ коня – в дымковской, филимоновской, каргопольской, городецкой игрушке.

Птицы — в дымковской, филимоновской, каргопольской игрушке.

Медведь — в дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской игрушке.

3. Творческая работа.

*Вы сегодня приготовили такие материалы и инструменты: пластилин, стек, подставка для лепки, кисти, гуашь, водоэмульсионная краска. Мы с вами сегодня в скульптурной мастерской.

*Физминутка. Разминка для рук.

*Сравнение техник лепки в дымковской, филимоновской, каргопольской игрушке.

Картинка 3 из 1461Картинка 1 из 1916img014.jpg









а) техника лепки;

б) лепка тела;

в) роспись и цвет росписи.

*Выбор образа для лепки игрушки.

Приготовление к работе:

а) разминаем пластилин;

б) поэтапная лепка коня, постоянно сравнивая с карточкой;

в) выравнивание фигуры.

3. Подведение итога

Продолжите предложение

1.Образ коня в русской символике соотносился с образом ……… .

2. Священное животное Египта – это ……., Индии — ……., Китая — …… .

3. Мы работали в технике …….. .

3


Свежие документы:  Конспект урока ИЗО на тему «Художественное творчество»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: