Урок для 5 класса по теме: «Красота северных узоров»


План-конспект урока ИЗО.

(5 класс)


Дата:

Тема урока: «Красота северных узоров».

Вид занятия: Рисование орнамента.

Цель урока: нарисовать варежку с мансийским орнаментом.


Задачи:


Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

— познакомить с понятием «орнамент», типами орнаментов;

— формировать знания орнаментальных мотивов и умения изображать мансийские орнаменты;

— познакомить с укладом жизни манси.


— развивать творческую и познавательную активность;

— воспитать творческую фантазию, эстетическое восприятие;

— развивать чувство ритма.

воспитывать чувство толерантности и уважения к другим культурам;

— воспитывать любовь к малой родине, к людям живущим рядом.



Оборудование и материалы:


Для учителя


Для учащихся

-таблицы с изображением мансийских орнаментов;

-иллюстрации к теме;



— лист;

— карандаш графический;

-ластик;

— на выбор художественные материалы;




Новые термины: орнаменты-полоски, орнаменты-разетки.


Таблица Мансийские орнаменты»

Тема урока


Образцы изделий ДПИ народов севера

Новые термины



Ход урока

1.Орг.момент

2-3 мин.




2. Подготовка к восприятию нового материала

3-4 мин.


3.Сообщение нового материала

10-15 мин.





































































Самостоятельная работа






Подведение итогов урока.







— приветствие

— проверка готовности к уроку

— установка дисциплины

Тема нашего урока «Красота северных узоров», мы познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – орнаментом манси.




Здравствуй, край мансийский, милый,
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!
Машет мне рукой осина,
Улыбается вода
Слышу лепет лебединый
Словно в детские года…

Юван Шесталов –мансийский поэт

Сегодня мы познакомимся с родственным народом ханты – манси. И наш округ называется Ханты-Мансийский, что подтверждает родство этих двух народов.
Оба народа занимаются охотой, рыболовством, оленеводством. Одежда у хантов и манси до 20 века была одинакова по крою и внешнему виду. Единственное что отличалось – это орнаменты, которыми украшались вещи и предметы быта. Но на первый взгляд, орнаменты хантов и манси очень похожи. Наличие общих черт в орнаменте хантов и манси явилось результата общности территории, которую заселяли эти народы, и тесных экономических связей, существовавших между ними. Однако орнамент манси имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, отборе цвета, композиции мотивов.

— А какие, на ваш взгляд, орнаменты используются и преобладают в прикладном искусстве ненцев? (изображение птиц и животных, как у хантов). Но много орнаментов связанных и с явлением природы и самим человеком.

Орнаментальное искусство составляет важную часть культуры манси. Орнаменты можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Орнаментом и сегодня манси украшают свою одежду и предметы быта.

Орнамент оживляет вещи, делает их более менее заметным, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства.

В очень распространенной лирической мансийской песне поется:

Летающая птица

Как проведет крылом,

Так и я сумею изобразить ее.

Ходящий по земле зверь,

Как протянет ногу свою,

Так и я сумею скопировать –

Такая я умелая мастерица.


Кто видел, как работает мансийская мастерица, говорят, что она не вышивает, а рассказывает. И действительно, самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: «лапа лисы», «беличий след», «заячьи ушки», «соболь»;

птицы: «хвост тетерева», «гнездо птицы»;

растения: «березовая ветка»;

явления природы: «рябь воды», «накат волн»;

человек: «туловище человека».


Мансийский орнамент имеет два вида:

— орнаменты-полоски;

— орнаменты-разетки.


В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Название узоров давали по сходству и подобию предмета. Мастерицы старались точно выполнить все узоры, а иначе по поверию, будет беда в семье.

На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени, от одного до двух лет. А на вышивание сахи уходило 5-6 лет.


Обведите карандашом свою руку, но придайте контуру вид варежки и украсьте вашу варежку мансийским орнаментом. Попробуйте «написать» рассказ узорами, как это делали мансийские мастерицы.

Индивидуальный подход к ученикам, помощь при выполнении задания.


Проводится анализ работ, выявляя более удачные по критериям, вывешиваются на доске, выставление оценок.


Детям задаются вопросы на закрепление материала:

— Какие виды орнаментов присутствуют у манси?

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса по картине художника П.П. Кончаловского «Сирень»






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: