Урок для 6 класса по теме: «Композиция как универсальный принцип в искусстве»








Конспект

урока изобразительного искусства

Тема: « Композиция как универсальный принцип в искусстве»

6 класс











Учитель изобразительного искусства

МОУ «Гимназия № 87»

Яковлева Марина Николаевна





г. Саратов — 2009 г.



Тема урока: «Композиция как универсальный принцип в искусстве»».


Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока: Обогащать знания о композиции. Научить использовать знания, полученные на уроке в самостоятельной работе. Научить рисовать предметы по представлению. Развивать умение составлять из предметов натюрморт. Закрепить умение выразительно размещать предметы на листе. Способствовать дальнейшему развитию графических навыков.


Оборудование для учащихся:

бумага, гуашь, пастель, кисти, баночка для воды, палитра, клеенка.

Оборудование для учителя:

зрительный ряд:

презентация, таблицы, карточки

натурный материал:

драпировка, посуда, сухие цветы, муляжи фруктов и овощей


План урока: 1.Организационный момент

2 Сообщение целей и задач урока

3.Сообщение нового материала с использованием презентации. 15 мин.

4.Самостоятельная работа. 20 мин.

5 Обсуждение творческих работ учащихся. 5 мин.


Ход урока:

  • Учитель: Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей. Композиция встречается во всех областях жизни человека. В музыке, в одежде, в архитектуре, в еде, в дизайне( дети сами пытаются назвать области).
    В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения.
    Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.

  • Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п.)

  • Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, ощущение движения.

  • Оставляя перед движущимся предметом свободное пространство, мы усиливаем иллюзию движения.

  • В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционный центр не обязательно должен быть в центре картины.

  • Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

  • Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

  • В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.


На карточках показываю варианты возможных ошибок в композиции, чтобы они не попали в работы учеников.




Практическая работа:

ученики по очереди подходят к доске и составляют из выбранных ими предметов свою композицию, тут же получают оценку своих товарищей и имеют возможность что то изменить. Затем ребята переносят свои варианты композиции в альбом. Выбор материала произвольный.

В конце урока рассматриваем работы, находим те, в которых наиболее интересно использованы особенности и характеристики предметов, наиболее точно схвачены композиционные нюансы.





Литература: Н.М.Сокольникова – Основы композиции, Обнинск,1996.

Свежие документы:  Роль интонации в изучении пунктуации

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: