Урок для 8 класса по теме: «Архитектура Средневековья. Романский стиль»


8


10.06.2009

Ламбантова Лада Викторовна – учитель изобразительного искусства

I квалификационной категории МОУ СОШ с. Сальское Дальнереченского района Приморского края


Конспект уроков изобразительного искусства для учащихся 8 класса по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» — 2 урока, 3 четверть «Стиль в искусстве – это мироощущение времени»


Тема уроков: Архитектура Средневековья. Романский стиль


Тип уроков: комбинированный


Вид уроков: проблемный


Форма уроков: урок – путешествие


Цель: на основе знаний по истории, литературе, изобразительному искусству проникнуться духом эпохи Средневековья и способствовать эстетическому воспитанию и творческому развитию; открыть учащимся видение гармонии и красоты в архитектурных строениях романского стиля


Задачи:

Обучающие:

Дать представление об особенностях романского стиля, познакомить с конструктивными формами романской архитектуры.

Воспитательные:

Воспитать у учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре; развивать коммуникативные качества

Развивающие:

Продолжить развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление, пространственное мышление, формировать практические навыки работы в силуэтной аппликации с помощью техники «бумагопластика».


Оборудование:

Для учителя: конспект, доска, компьютер, мультимедийная презентация «Архитектура Средневековья. Романский стиль» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), наглядное пособие «Азбука бумагопластики», фотографии и рисунки средневековых замков, дидактический материал по теме «Средневековье», опросные листы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Для учащихся: бумага с графической имитацией «дикого» камня, черный картон, клей, ножницы, карандаш, ластик, линейка.

Структура занятия :

1 урок

  1. Организационный момент……………………………………………………3 мин


  1. Беседа об особенностях средневековой эпохи и романской архитектуры


(мультимедийная презентация)……………………………………………..25мин


  1. Работа с опросными листами. Взаимоконтроль…………………………….5 мин


  1. Постановка художественной задачи …………………………………………2 мин


  1. Работа с опросными листами……………………………………………….5 мин


2 урок

6. Практическая работа

Выполнение силуэтной аппликации (парами) с использованием техники «бумагопластика»………………………………………………………………..35 мин


7. Рефлексия урока……………………………………………………………….2 мин


  1. Подведение итога урока………………………………………………………3 мин

    1. Ответы на проблемный вопрос урока

    2. Выставка работ уч-ся, выставление оценок

    3. Заключение


План урока

Этап урока

Метод

Приемы

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.




2. Вхождение в тему


Репродуктивный

Постановка проблемного вопроса. Гипотезы уч-ся. Создание атмосферы путешествия во времени

Восприятие и вхождение в ситуацию

3.Историческая эпоха Средневековья – обычаи и нравы.


Репродуктивный

Систематизация знаний учащихся путем беседы с использованием мультимедийной презентации

Устные ответы по материалу

4.Возникновение романтического стиля. Архитектура эпохи Средневековья


Репродуктивный

Взаимоконтроль

Знакомство с новым материалом. Проверка знаний уч-ся с помощью опросных листов

Письменные ответы учащихся

5. Выполнение силуэтной аппликации средневекового замка


Творческий

Групповая практическая работа уч-ся

Изготовление силуэтной аппликации с использованием техники «бумагопластика»

6. Итог урока


Репродуктивный

Рефлексия

Ответ на проблемный вопрос

Восприятие



Ход уроков: 1 урок

1. Организационный момент.

Приветствие уч-ся, наличие уч-ся на уроке, их готовность к уроку.

Сообщение темы и цели урока

  1. Вхождение в тему

1)Постановка проблемы ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Великий скульптор, прекрасный знаток камня Огюст Роден назвал романскую эпоху « тяжелым молчанием».

— Какие гипотезы вы предполагаете?

Давайте попробуем найти этому объяснение.

2) Вступительное слово.

Сегодняшний урок можно было бы называть «Путешествие в Средневековье». Давайте перенесемся мысленно на 500-600 лет назад. Это и будет время Средневековья.

Замок времени скрыт и укутан, укрыт

В мягкий плед из зеленых побегов….

Но развяжет язык молчаливый гранит,

И холодное прошлое заговорит

О походах, боях и победах.

Время подвиги эти не стерло.

Оторвать от него верхний пласт

Или взять его крепче за горло,

И оно свои тайны отдаст

Украдут сто замков, и падут сто оков

И прольют сто потов с целью груды веков

И польются легенды из сотен стихов

Про турниры, осады, про вольных стрелков.

Путь наш лежит в средневековый замок. А представить это зримо, почувствовать дух эпохи помогут нам знания о Средневековье, полученные на уроках истории, литературы, ИЗО, технологии.

Итак, в путь. Вот уже слышен стук копыт. Это в тучах пыли несутся всадники: рыцарь в сопровождении юного оруженосца спешит в замок к своему сеньору. Давайте и мы поспешим за ними.

  1. Историческая эпоха Средневековья. Обычаи и нравы людей средних веков

а) Охота

Развлечения рыцарей были тесно связаны с их военизированным образом жизни. Одним из любимейших способов отдыха была охота, где рыцари могли проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также очень популярна была соколиная охота на птиц. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов и королей были страстными охотниками. Охота обычно тщательно подготавливалась егерями, а в загоне принимали участие вассалы и гости феодала. Право забить дичь обычно предоставлялось наиболее знатному сеньору.

б) Пиры

Добытая на охоте дичь украшала пиршественный стол феодала. Пиры также были важным атрибутом жизни людей. На пирах между феодалом и его дружинниками устанавливались особо теплые, дружественные отношения. Кроме того, пиры часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Нередко именно на пирах феодалы дарили своим верным слугам деньги и драгоценности в знак своего расположения к ним. Пиры были местом выступления многочисленных средневековых артистов, здесь же часто давались обещания совершить какой-либо подвиг, выступить в крестовый поход или вечно служить своей возлюбленной.

в) Рыцарские турниры

Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы. Они происходили публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья .

г) Рыцари и их «кодекс чести»

Рыцарь – конный воин, принадлежащий к высшему сословию.

Будущего  рыцаря  в возрасте 7 лет отвозили ко двору короля или в замок знатного  рыцаря. Здесь, в чужом доме, мальчик считался на службе в должности пажа. Он служил за столом, чистил оружие своего  рыцаря, держал ему стремя, когда тот садился на коня, упражнялся в верховой езде, в стрельбе из лука, в единоборстве.

В 14 лет юношу опоясывали мечом,  и  прежний паж получал название оруженосца. Теперь он уже следовал за своим  рыцарем  всюду —  и  на поле битвы,  и  на охоту,  и  на все торжества, которые посещал  рыцарь. Всякий благородный юноша-оруженосец мечтал спасти жизнь своему  рыцарю,  и  если ему это удавалось — он приобретал себе славу на всю жизнь.

Когда оруженосец достигал 21 года, его посвящали в звание  рыцаря. К этому важному обряду он долго готовился. Накануне посвящения он шел в полном вооружении в часовню, где проводил всю ночь. Наступало утро самого торжественного дня в жизни  рыцаря. Среди процессии его вели в церковь, а за  ним  несли его будущее вооружение.

— Ребята, а может быть, кто-то из вас знает, что такое «кодекс чести» рыцаря?

Итак, это своеобразные нормы поведения, «правила чести», которым должен был следовать любой настоящий рыцарь.

— А в каких случаях в наше время употребляют выражение «поступок рыцаря»?

4. Архитектура эпохи Средневековья

а) Возникновение романского стиля

В 11-12 веках утвердился первый общеевропейский стиль – романский (от лат. romanus). Он был назван так потому, что, во-первых, возник на территории бывшей Римской империи, и, во-вторых, именно романская архитектура считалась продолжательницей римских строительных традиций, возрождая облицовку стен тесаным камнем, полуциркулярные арки, цилиндрические и крестовые своды.

Архитектурные строения средних веков и по сей день стоят молчаливыми свидетелями эпохи. Словно могучая река времени выбросила на сушу эти мощные каменные корабли.

б) О развитии романского стиля.

Эпоха Средневековья связана с развитием именно романского стиля. В это сложное время фанатичная вера в Христа уживалась с язычеством, поголовная неграмотность — с великолепием рифмованных стихов. Замки романской эпохи тяжелые, массивные. Пройдет время, и наружные столбы, полуарки протянутся вверх, появятся ажурные украшения, витражи и скульптуры. Но это уже будет более поздний готический стиль.

А пока вернемся к жилищам самых богатых людей средневековья – феодалов.

Итак, романский стиль. Особенно он был распространен в искусстве Германии и Франции. Эти государства были разделены на отдельные поместья – феоды. Каждый феод был крепостью. Жизнь без войны представить было невозможно. Знаменитый трубадур писал:

Люблю я гонцов неизбежной войны.

О, как веселится мой взор!

Стада с пастухами бегут, сметены,

И трубный разносится хор

Сквозь топот тяжелых коней.

Дух воинственности становится основным и в архитектуре Средневековья.

в) Основные архитектурные элементы

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени

Основными конструктивными элементами романской архитектуры стали арка и свод, которые дали возможность перекрывать большие пространства. Наиболее простые – цилиндрический и крестовый своды. Они пригодны для перекрытия с небольшим пролетом

Строятся замки-крепости. Замок-крепость возводится на возвышенности. Так он символизировал власть феодала. А еще это удобно было для наблюдения и обороны.

Давайте же переберемся через глубокий ров по навесному мосту и войдем в замок. В центре – главная башня – донжон— дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше — сторожевая площадка

Замки феодалов были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол, водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника.

Не правда ли, весьма мрачное строение.

Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах.

Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром. Вход защищали подъемные металлические решетки – герасы

Большое значение при обороне замка играли крепостные башни, вначале квадратные в плане, а затем круглые, что способствовало лучшему радиусу обстрела. Позже на крепостных стенах появились башни с бойницами и машикули – выступающие над стенами башни галереи с люками в полу.

Итак, рыцарский замок, пожалуй, одно из интереснейших творений западноевропейских средневековых зодчих. Одновременно дом и склад оружия, снаряжения и провианта, конюшня и казарма – замок, прежде всего, был непреступной крепостью. Естественно, для него выбиралось место, укрепленное самой природой: скала или холм, откуда он, прочно, врастая в землю основаниями мощных стен и упираясь в небо шпилями дозорных башен, грозил врагам рядами бойниц

г) Работа с опросными листами

Учащиеся отвечают на первые четыре вопроса тестирования, проставляя номера ответов в опросных листах, затем обмениваются листами друг с другом и выполняют взаимоконтроль.

а) Вопросы:

1) С каким стилем Средневековья мы сегодня познакомились?

Варианты: 1) готическим; 2) романским; 3) античным.

2) Какие два основных архитектурных элемента использовались в строительстве?

Варианты: 1) ордер и основание; 2) фриз и колонна; 3) арка и свод.

3) Что такое машикули?

Варианты: 1) выступающие над стенами башни- галереи с люками в полу; 2) главная башня замка; 3) поднимающиеся решетки.

4) Что такое герасы?

Варианты: 1) бойницы; 2) подъемные металлические решетки

б) Ответы:

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Кол-во правильных ответов

Ответ

2

3

1

2





Фамилия, имя


Оценка


5.Постановка художественной задачи:

Выполнение силуэтной аппликации средневекового замка

1) Работа с опросными листами.

Ваша задача на уроке выполнить горельефное изображение замка

Давайте, вновь обратимся к опросным листам и вспомним:

Вопрос:

5) Какое изображение называют горельефным?

Варианты: 1) низкий выступающий рельеф; 2) высокий выступающий рельеф; 3) вдавленный рельеф.

6) Что такое силуэт? Силуэт — вид графической техники. Это плоскостное однотонное изображение фигур и предметов, собственно очертание предмета Настоящий классический силуэт вырезается из черной бумаги и наклеивается на белый фон.

Варианты: 1) плоскостное изображение предметов, их очертание; 2) объемное изображение фигур.

7) Какие виды рельефов вы еще знаете?

Варианты: 1) витраж, мозаика, фреска; 2) барельеф и контррельеф.

б) Ответы:

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Кол-во правильных ответов

Ответ

2

3

1

2

2

1

2


Фамилия, имя


Оценка


За 7 правильных ответов – «5», 6,5 – «4», 4,3 – «3», меньше «2».

2 урок

2) Вводная часть второго урока. Чтение стихотворения с описанием особенностей средневекового замка

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым.

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

Проемы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века.

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывает мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск средневековья.

Теофиль Готье

5. Практическая работа

Повторяем правила по технике безопасности при работе с ножницами. Объясняю, что для изображения замка понадобятся: бумага с графической имитацией «дикого» камня; черный картон; детали, вырезанные из бумаги: прямоугольники (башенки и машикули), в среднем, размер башенки 7*9 см; треугольники (крыши), бумагу для витражей можно сложить гармошкой, по кругу (если окно круглое).

Обращаю внимание уч-ся на «Азбуку бумагопластики» и фотографии средневековых замков.

Работа выполняется парами. Слежу за дисциплиной, помогаю учащимся, т.е. провожу индивидуальную работу.

6.Подведение итога урока:

1) Рефлексия

— Какое новое открытие для себя вы сделали сегодня?

— Что нового узнали о людях Средневековья?

— Какие чувства вы испытывали по ходу занятия?

2) Проблемный вопрос

А теперь, давайте опять вернемся к нашему проблемному вопросу. Великий скульптор, прекрасный знаток камня Огюст Роден назвал романскую эпоху « тяжелым молчанием». Почему?

Ответы уч-ся

Провожу выставку наиболее удачных творческих работ учащихся, выставляю комментированные оценки.

Итак, ребята, вы сегодня отлично потрудились.

Полученные знания в этом цикле уроков, посвященных архитектуре, вам пригодятся в дальнейшем в жизни, если вы выберете профессию архитектора, дизайнера, художника, историка или искусствоведа.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Опросный лист


Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Кол-во правильных ответов

Ответ
















Фамилия, имя


Оценка



Использованные источники:


  1. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие или основы искусствознания. – М.: ТОО Издательский и книготорговый центр А3, 1997

  2. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО Фирма МХК, 2000

  3. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002

  4. http://www.likt590.ru/project/history/1-7-3.html

  5. ru.wikipedia.org/wiki/Романика  · 15 КБ

  6. romanticarch.narod.ru  

  7. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Множественное число имён прилагательных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: