Урок для 9 класса по теме: «В поисках правды и красоты…»


Урок №

Интегрированный урок

развития речи и изо

Тема «В поисках правды и красоты…»

(рассчитан на 2 часа)

Класс: 9

Цели :

образовательные: расширять кругозор учащихся, поддерживать их интерес к изучению русской культуры;

раскрыть своеобразие таланта В.И. Сурикова на примере наиболее значительных монументальных картин : «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»;

развивающие: развивать речь учащихся, совершенствуя её образность и выразительность, пополняя их лексикон новыми терминами; учить составлять тексты искусствоведческого характера; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; учить оценивать ответ товарища, аргументируя своё мнение;

воспитывающие: воспитывать любовь к живописи, интерес к истории своей страны,

Тип урока: нетрадиционный урок

Форма урока: урок-экскурсия


Оборудование: медиапроектор, презентация с репродукциями картин В.И. Сурикова.

Формы работы: доклад учащихся, беседа, изучение искусствоведческих источников.




Ход урока.


Этап урока

Содержание

Номер слайда

Продолжи-

тельность

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы вновь совершим мысленно экскурсию по знаменитой Третьяковской галерее в Москве.


Вы, конечно, узнали портрет П.М. Третьякова, человека, который ни разу в жизни не взял карандаша и кисти в руки, не создал ни одной картины и тем не менее вошел в историю русской художественной культуры. Его частная коллекция выросла в большой национальный музей искусств, где наиболее полно представлены художники 17 – 19 вв. В первую очередь современные ему художники-реалисты. Большую их часть представляют художники-передвижники, с творчеством которых мы знакомы.


На их полотнах правдиво воссоздавалась жизнь русского народа; они выражали его интересы, взгляды, мысли, чувства, народные представления о справедливости, добре и красоте; своим творчеством способствовали развитию русского освободительного движения.

Слайд № 3

5 мин.

2.

Ведущие жанры художников-передвижников и их представители.

Бытовой жанр: В.Г. Перов, К.Е. Маковский, И.П. Прянишников.

Жанр портрета: И.Н.Крамской, И.Е Репин, В.Г. Перов.

Пейзажный жанр: И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи.

Исторический жанр: Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков.



Слайд № 4-7

5 мин.

3. Постановка целей урока

Сегодня мы обратились к творчеству В.И. Сурикова, который вошёл в историю русского искусства как непревзойдённый мастер исторического жанра.

Попробуем перенестись в творческую мастерскую художника, попытаемся полно раскрыть сложный процесс рождения трёх его монументальных полотен: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».

Слайд №8

2 мин.

4. Знакомство с новым материалом.

Общая характеристика исторических полотен В.И. Сурикова.

Художник в своём творчестве обращается к сложным переломным эпохам в истории России. Он переносит зрителя в прошлое нашей страны, и мы оказываемся свидетелями далёких событий. Суриков раскрывает в своих картинах трагические противоречия истории, рассказывает об испытаниях, выпавших на долю русского народа: борьбе исторических сил во время Петра Первого, в эпоху раскола, в годы народных движений (восстание под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачёва). Во все свои произведения художник вложил душу.


2 мин.


Обращение к эпиграфу урока.

— Как понимаете значение этого выражения? (Искусство, которому Суриков отдавался с истинной страстью, стало для него делом всей его жизни. Только любя свою историю, свой народ, можно искренне творить и нести своим искусством радость людям.

Слайд № 2

2 мин.


«Утро стрелецкой казни»

— Посмотрите на экран.

Представьте, что мы находимся в Третьяковской галерее и входим в зал Сурикова. Вот мы остановились перед огромным полотном, первой исторической картиной художника. Впервые она была представлена на девятой передвижной выставке. 1-го марта 1881 года, в хмурое петербургское воскресенье Василий Иванович тяжело болел воспалением лёгких и потому послал своё детище свёрнутым в трубку и зашитым в холст. Илья Ефимович Репин был горячим поклонником «Утра стрелецкой казни» и он приложил все усилия, чтобы картина оказалась вовремя натянутой и вставленной в золотую раму, которую Репин сам заказал. Об отношении Репина к картине свидетельствуют строки из письма к П.М. Третьякову, посланного накануне выставки:

«Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах – она наша гордость на этой выставке… Могучая картина!»


Слайд № 9















Слайд № 10

2 мин.


Инсценировка «Эпизод на выставке»


Суриковское полотно обступила толпа.

— Да что вы говорите! – шумел какой-то бородач профессорского вида. – Здесь нет нет простора… Толпа сгрудилась.. Фигура налезает на фигуру…Храм Василия Блаженного обезглавлен… И, потом, где же воздушная перспектива?…

— Вы придираетесь к мелочам, — возражал молодой кудлатый юноша в косоворотке. – Непревзойдённая картина! Незыблема в своём художественном значении!

— И всё же я утверждаю, что здесь много непродуманного, — вмешался сухой, высокий господин в виэитке. Время от времени он сдёргивал с узкой переносицы золотое пенсне на шнурке и протирал его платком, брезгливо щурясь. – Я утверждаю, что наряду с прекрасно выписанными персонажами фигура Меншикова возле Петра просто небрежно намалёвана.

Но у сухопарого скептика тут же появились противники:

— А если Суриков намеренно хотел погасить интерес зрителя к этой личности? Вы бы лучше обратили внимание на центральные фигуры. Какие женские образы! Сколько подлинных чувств!

Толпа то приливала, то отливала от картины, но никто не уходил равнодушным.





5 мин.

5.Выступление учеников-искусствоведов

Учитель: — А сейчас я хочу представить вам группу искусствоведов из числа учащихся нашего класса.

Ребята будут держать своеобразный экзамен на право носить скромное звание «Начинающий искусствовед».

Из оставшихся ребят мы выберем экспертную комиссию, которая даст оценку их выступлению в виде рецензии.

Цель выступления искусствоведов: выступить с искусствоведческим текстом, который создан ими на основе информации, найденной в различных источниках.

Каждый из них будет раскрывать один из вопросов, написанных на доске.

  1. Историческая основа картины.

  2. Замысел, тема, идея картины, подготовительная работа.

  3. Содержание «Утра стрелецкой казни»:

а) композиция (многофигурность, три части картины, пейзаж и его роль в произведении; выразительность архитектурных памятников);

б) глубина психологической характеристики персонажей.

4. Мастерство художника (колорит, живописность, «озвученность» картины, изображение бытовых деталей, оценка автором своей картины).


1-й экскурсовод. (звучит отрывок из либретто М.Мусоргского к музыкальной драме «Хованщина»).

Музыка Мусоргского помогает воссоздать обстановку одной из трагических страниц в истории русского народа – времени стрелецких бунтов конца 17 века.

Это было непростое время первых лет царствования Петра 1, его крутых государственных преобразований, которые вызывали недовольство и сопротивление как боярства и духовенства, так и народных масс.

Бунт московских стрельцов в 1698 году, которым пыталась воспользоваться в личных целях, стремясь к единовластию, сводная сестра Петра царевна Софья, оценивался как бунт против прогрессивных преобразований Петра. Он был направлен и против усилившихся служебных тягот и притеснений. Московские стрельцы, участвующие в Азовских походах Петра 1 1695 – 1696 гг., были оставлены в Азове, а в 1697 г. четыре полка стрельцов вместо ожидаемого возвращения в Москву были направлены в Великие Луки. По пути стрельцы голодали, из-за отсутствия лошадей везли на себе орудия. 175 стрельцов в марте 1698 г. бежали в столицу, чтобы подать жалобу. Тайно они установили связь с царевной Софьей Алексеевной, рассчитывая на её заступничество. Стрельцы, несмотря на сопротивление были отправлены обратно в свои полки, в которых начинались брожения. 6 июня стрельцы сместили своих начальников, избрали по четыре выборных от каждого полка и направились к столице, готовясь к расправе с боярами и иноземцами, которых обвиняли во всех невзгодах. В 40 верстах от Москвы стрельцы были разбиты. В результате следствия 57 из них были казнены, остальные направлены в ссылку. Срочно вернувшийся из-за границы Петр1 возглавил новое следствие (известное в истории как «великий розыск»). С сентября 1699 г. были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601. Царевна Софья была отрешена и заключена в Новодевичий монастырь.

Такова историческая основа картины.



Слайд № 10



























Слайд № 10





















3 мин.































10 мин.


2-й экскурсовод. (Замысел, тема, идея картины, подготовительная работа)

Летом 1877 г. В.И Суриков приезжает из Петербурга в Москву для работы над росписями в храме Христа Спасителя и остаётся здесь навсегда. Древний русский город, столь не похожий на столичный Петербург, всколыхнул в художнике те глубокие народные струны, которые зародила в нём Сибирь. Московский Кремль, московские соборы, узенькие улочки с деревянными домами перенесли его в старину, в историю народа, которую он очень любил.

Здесь, в Москве, возможно во время прогулок по Красной площади, зрел замысел его первой исторической картины «Утро стрелецкой казни», которая принесла ему известность.

О стрельцах, их бунтах и жестокой расправе над ними он знал ещё с детства. Тема стрельцов была ему хорошо знакома, но оформиться в зрительный образ она смогла только в Москве, когда художник сам вступил на эту землю, где когда-то разыгралась трагедия.

Вот его воспоминания: «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи все делал наброски. Уже в первом, очень беглом наброске довольно отчётливо определилась центральная и левая часть композиции с фигурами рыжебородого стрельца в телеге, стрельчихи, сидящей на земле, девочки рядом с ней, седого стрельца и рыдающей женщины, уткнувшейся ему в колени.

Но как ни сильно было воображение, этого ещё было мало для исторической картины. Суриков чтил правду в искусстве превыше всего, и поэтому, для того чтобы она убеждала зрителя, он принялся за изучение исторического материала. Он основательно знакомится с дневником Корба – секретаря австрийского посольства, который был свидетелем ужасных пыток и казней, учинённых Петром 1 над стрельцами. Из «Дневника…» художник почерпнул сведения о том, что во время допросов и перед казнью стрельцы держались стойко, гордо, что на одну из казней (а их было 8) царь присутствовал сам, сидя верхом на коне.

Суриков задумал показать не саму казнь, а народную трагедию. Поэтому местом действия в своей картине он избрал Красную площадь (казни стрельцов проходили в других районах столицы). Красная площадь – центр Москвы, центр Российского государства, она свидетельница многих важных событий, она символ России. Именно Красная площадь воскрешала в памяти картины прошлого, рождала мысли о сложной истории русского народа.


3-й экскурсовод.

В.И. Сурикова восхищало мужество стрельцов, привлекала возможность показать на картине сильных людей. И здесь помогли ему сибирские впечатления – они подсказывали ему лица стрельцов, народные характеры. У меня стрелец с чёрной бородой – это Степан Фёдорович Торгошин, брат моей матери. Старик – это ссыльный один, лет 70-ти. Помню, шёл, мешок нёс, раскачивался от слабости – и народу кланялся».

Чтобы задуманные лица, характеры ожили в картине, художнику приходилось много работать с натуры.

Рыжебородого старика он списывал с могильщика Кузьмы, злого, взъерошенного, с пронзительными глазами. А испуганная девочка с полуоткрытым ротиком в красном платке – это дочь Сурикова, Оленька. Чтобы уловить нужное ему выражение страха и испуга на лице девочки, он начал рассказывать ей сказку о страшном волке. И когда он доходит до слов: «Вот ты где! Ну, сейчас я тебя съем!» — он видит ужас на лице девочки. Вот оно, что ему нужно! В одно мгновение несколькими штрихами Василий Иванович сообщает выражение ужаса детскому лицу на рисунке.

И ожила настоящая жизнь на картине, предстало ощутимо и конкретно событие далёкого прошлого.


Слайд № 10


























































Слайд № 10









Слайд № 13


















7 мин.















































































7 мин.


4-й экскурсовод. (Содержание «Утра стрелецкой казни»)

Огромное многофигурное полотно на первый взгляд кажется сложным, не объединённым композицией. Но это впечатление обманчиво. Построение картины такое, что позволяет выделить главное. Вся левая и центральная часть картины распадается на отдельные группы. В центре каждой группы – осужденный, вокруг него семья. Левая часть картины вся в движении.

Храм Василия Блаженного своими пёстрыми башнями и куполами, своим ассиметрическим силуэтом как бы вторит волнующейся толпе, словно сливается с ней.

В правой части картины – ряды солдат-преображенцев, выстроенные вдоль Кремлёвской стены, грозная фигура Петра на коне. Петра 1 , присутствовавшего при свершении казни, Суриков не только не сделал главным действующим лицом картины, но вообще отвёл ему третьестепенное, хотя и заметное место. И зрителю становится понятным, что задача художника заключалась не в изображении столкновения старого и нового, а в восхищении характерами русских людей, не сдающихся перед смертью. В их образах – смысл всей картины.

Важной составляющей частью композиции является и пейзаж, хмурый, неуютный. Сырое холодное утро, ещё не рассеявшийся туман, лужи, грязь – во всём этом предчувствуется что-то недоброе и тревожное.




Слайд № 10

5 мин.


5-й экскурсовод.

Красная площадь перед храмом Василия Блаженного заполнена народом, людское море шумит, волнуется. Тревожно мерцающие огоньки зажжённых свечей в руках тех, кто обречён на смерть. К ним обращены взоры всех: и близких, и врагов, и просто глазеющих. Я думаю, что мастерство Сурикова выразилось не только в том, что он сумел раскрыть психологическое состояние каждого присутствующего. Каждый по-своему чувствует и ведёт себя в последние минуты перед казнью: и те, кто готовится к смерти, и те кто прощается с ними.

Вот очень выразительная фигура рыжебородого стрельца Кузьмы. В его напряжённой позе, в его ястребином взгляде столько ярости и гнева. Его глаза, горящие ненавистью, устремлены на Петра, он как будто забыл о близкой смерти и готов броситься в бой.

Не покорился и чернобородый стрелец, только он затаил злобу, ушёл в себя, никого вокруг не замечает. Как-то весь застыл седобородый стрелец. Его рука безучастно лежит на голове обессилевшей от горя, уткнувшейся в его колени дочери. обессилевшей от горя, уткнувшейся в его колени дочери. Но и в его остановившихся глазах нет раскаяния.

Одиноко и беспомощно стоит девочка между двух старых женщин. Её списывал художник со своей дочери Оленьки. Дальше вправо запечатлён один из самых драматичных эпизодов всей картины. Молодого стрельца офицер ведёт на виселицу. Он едва ступает заплетающимися ногами, голова его упала на грудь, руки висят как плети. Упал на землю красный кафтан, гаснет свеча, скоро погаснет жизнь.

Отчётливо противопоставлен Петр со своей свитой стрельцам и всей людской толпе. Он в зелёном польском кунтуше ( обменялся одеждой с польским королём Августом ).

Пётр неумолим и грозен. Даже на лицах его сторонников (среди них и Меншиков), на лице австрийского посла Гварнента вместе с соболезнованием написано сострадание. Один Пётр с гневом смотрит на стрельцов, в нём чувствуется железная воля, он уверен в своей правоте.

Я думаю, то, к чему стремился художник – историческая тема, многофигурное полотно, естественность и красота композиции, живость и убедительность изображения, — в «Утре стрелецкой казни» автором было решено в совершенстве и с блеском.












Слайд № 13






















Слайд № 12

5 мин.

6. Оценка выступлений экспертной комиссией.

При оценке учитывается доказательность, аргументация своей оценки, речь, глубина анализа.



5 мин.

7.Коллективное собеседование по картине Сурикова «Меншиков в Берёзове»

1. «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин». Раскройте смысл пушкинских строк. Что вы знаете о Меншикове?

(Характер сильный, трагический. Судьба временщика, сначала вознесённого из простолюдинов чуть не на ступени трона, затем низвергнутого в самые, что ни на есть низины – в сибирскую глухомань, конечно же, не могла не тронуть красноярца Сурикова, безмерно любившего свою историю. А история эта была порой драматическая

После смерти Петра Первого, в последние два года царствования, Екатерина Первая фактически уступила императорскую власть своему благодетелю и некогда возлюбленному, светлейшему князю Меншикову, этому действительно редкому «баловню счастья».

Александру Даниловичу императрица была обязана своим восхождением на трон. Его воле она безропотно подчинялась.

Меншиков же к концу жизни загорелся желанием увидеть на троне свою старшую дочь – Марию. Был, правда, у той жених – польский граф Сапега. Но этому браку не суждено было состояться.

Мария просила отца пощадить её. Но он был неумолим. Однажды поставив перед собой цель, светлейший князь всегда добивался её. 23 мая 1727 года, в присутствии всего двора, был совершён обряд обручения внука Петра Первого — Петра Второго с Марией Меншиковой. Говорят, плакал и малолетний император (ему шёл тринадцатый год), прося старших сестёр своих Елизавету и Анну не женить его. Но для них, сирот, таковой была воля покойной матери.

Теперь, казалось, ничто не могло помешать Александру Даниловичу исполнить задуманное. Но ведь верно говорится: человек предполагает, а Бог располагает…

Александр Данилович серьёзно заболел, а враги его, воспользовавшись моментом, сумели настроить юного государя против Меншикова. Они низвергли светлейшего князя. Входившие в силу Долгоруковы добились своего – Меншиков был удалён от власти. Вместе с семьей в сентябре 1727 года он был отправлен в ссылку, вначале в Ранненбург, а затем в Сибирь, в Берёзов).



5 мин.


2. Почему картину относят к историческому жанру, а не считают жанровой?

(Картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и «Меншиков в Берёзове» — это линия философии художника, осмысления хода истории в родной стране — её прошлого и её будущего).


3. Попытайтесь проникнуть в тайны душ героев картины.

(В фигуре Меншикова проглядывает ещё и нечто другое. Сравните позу стрельца, держащего свечу в руках, и выражение лица его с позой и выражением лица Александра Даниловича Меншикова. Они чем-то схожи. Силою ли характера, силою ли убеждения своего. Ведь образ Александра Даниловича в картине, если глубоко поразмыслить, есть продолжение темы стрельцов. Меншиков был первым государственным деятелем петровского времени, который, скинув дурман, навязанный иноземцами России, трезво осознал, куда идёт страна, какая опасность ожидает её, и в меру сил своих принялся поправлять «деяния» Петра Первого, за что, собственно, и поплатился)

.




8. Картина «Боярыня Морозова»

1. Сюжет картины.

(Хорошо известно, что сразу же после “Стрельцов” художник “задумал” писать “Боярыню Морозову). Три картины( «Утро..», «Меншиков…», Боярыня…»), несмотря на их различие — и сюжетное, и временное, — можно расссматривать как трилогию, и прежде всего благодаря их своеобразному тематическому единству.)Суриков выбрал сюжет церковного раскола XVII века).

2. Смысл образа Боярыни Морозовой. Как её изобразил художник?

(Героиня Сурикова вызывает противоречивые чувства. Фанатическая сила ее веры и несгибаемость воли вызывают уважение и сочувствие).

  1. Кто из персонажей ещё привлёк ваше внимание? Почему?

(Фигура юродивого, который двуперстием благословляет боярыню. Двуперстие как символ старой веры не осеняет толпу, а замыкается на двух смысловых центрах – боярыня и юродивый. Благословение, посылаемое юродивым боярыне, в ее руках превращается в угрозу, повисающую где-то за толпой, в пространстве историческом).


4. Выражение движения в картине, как оно выражено?

(При увеличении расстояния от саней до края картины, сани как бы парят в своем движении, стремительно летят через толпу. Движение обладает ощутимым напряжением. Оно «вырывает» героиню из той части народа, которая относится к ней с явной симпатией. Другая часть людей зло насмехается над Морозовой, и этим отдаляется от тех, кому она духовна близка. Суриков добивается многозначности смысла картины, поместив сани, увозящие мятежную боярыню на смерть, в центре композиции. Сани словно разрезают толпу на две части. Их движение направлено по диагонали, подчеркнуто фигурой бегущего мальчика, но на самом деле им некуда двигаться дальше – густая толпа закрывает дорогу. Этот композиционный прием позволяет передать эффект движения и задержать сани в центре композиции, дать возможность рассмотреть героиню перед тем, как сани исчезнут навсегда).






7 мин.

9. Подведение итогов урока.


Учитель.

— Сегодня, я думаю, нам удалось проникнуться атмосферой той исторической эпохи, которая отражена на картинах В.И. Сурикова. Большая работа проделана ребятами-искусствоведами. Замечательные комментарии к картинам мы сегодня услышали. Высказывания экспертной группы порадовали своей логичностью, стройностью, аргументированностью.

— Какие вы вынесли впечатления от сегодняшних уроков?



2 мин.

10. Дом. задание.

— Напишите эссе по впечатлениям от сегодняшнего урока.


1 мин.


14


Свежие документы:  Литературные проекты. Традиции и инновации, 5-10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: