Урок-экскурсия «В малой Третьяковской галерее»


МОУ «Гимназия № 1 г. Волоколамска»







ЭКСКУРСИЯ

«В малой Третьяковской галерее.



Продолжительность экскурсии 25 минут

1-4 классы















Автор: Денисова Валентина Дмитриевна, воспитатель ГПД МОУ «Гимназия № 1 г. Волоколамска»









Волоколамск, 2011

Пояснительная записка

Цели урока:

  • учебная – познакомить учащихся с историей создания Третьяковской галереи; сформировать представление о Третьяковской галерее как первом музее русского искусства; познакомить с картиной «Три богатыря» В.М. Васнецова;

  • воспитательная – воспитать чувство гордости за российскую художественную культуру; сформировать эстетическое восприятие произведений искусства;

  • развивающая – развивать интерес учащихся к изобразительному искусству; развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать, сравнивать.

Экскурсия является результатом исследовательской деятельности детей. Экскурсию проводят ученики.

Экскурсию можно провести в школьном краеведческом музее или заочно, используя иллюстративный материал, на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и во внеурочное время.

Возраст детей: 6-10 лет.

























Ход экскурсии

Экспонаты

Содержание экскурсии

Методические указания








Выставочный зал





















































Портрет















































Картина


Здравствуйте! Мы с Вами находимся в малой Третьяковской галерее. Ия, Кулемин Рома, а также Подмятникова Катя и Шабанова Наташа, расскажут Вам о нашей малой Третьяковке.


Третьяковская галерея называется по имени Павла Михайловича Третьякова. Он положил начало этому замечательному собранию.


Третьяков был купцом, свое богатство он решил употребить на пользу народу. Павел Михайлович был хорошо образован. Он увлекался живописью: читал книги по искусству, посещал выставки, знакомился с художниками. Живопись Павел Михайлович очень глубоко чувствовал. Художники поражались его метким замечаниям.


«Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, — думал Третьяков. – Пора и нам иметь такой же».


В 1856 году Павел Михайлович Третьяков купил две первые картины

( худ. Н. Шильдер «Искушение», худ. В. Худяков « Стычка с финскими контрабантистами »)


Третьяков появлялся на открытии выставок сосредоточенный, молчаливый, по лицу ничего не поймешь: кажется, пока лишь прислушивается, что другие говорят. Но решение уже принято, картины еще не были развешаны в залах, когда он объезжал мастерские художников, узнавал, кто, чем занят, все брал на заметку. Случалось, царь, нацелившись на выставке купить какую-нибудь картину, подходил поближе и читал записочку на рамке: «Куплено господином Третьяковым».


Приобретенную картину Третьяков не уступал и царю. Ведь он, Третьяков, собирал сокровища не для себя, а для народа.


Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже он позволил пропускать всех желающих. 31 августа 1892 года он подарил свое собрание городу Москве.


Я хочу обратить Ваше внимание на портрет Павла Михайловича Третьякова работы И. Крамского. Давайте подойдем поближе и посмотрим.


Павел Михайлович был очень скромным человеком. Вся Россия благодарила его за бесценный дар, всем хотелось узнать побольше о жизни Третьякова, о его многолетнем собирательстве. Но на просьбы из газет он отвечал: «Сведений о себе я не дам, так как не люблю, когда обо мне что-нибудь печатается».


Павел Михайлович долго не позволял писать его портрет. Он считал себя ничем не замечательным человеком и не хотел, чтобы художники тратили на него время и силы.


Первый портрет Третьякова сделал художник И. Крамской. Зимой 1876 года он выполнял некоторые заказы Третьякова. В свободные часы художник и Третьяков прогуливались по залам галереи, беседовали об искусстве, читали вслух новые журналы и книги. Однажды Павел Михайлович заболел. Привычное течение его жизни нарушилось. Он очень тосковал без дела. И тут Крамской, угадав его настроение, попросил: «Павел Михайлович, разрешите написать с Вас портрет». Третьяков махнул рукой: «Пишите…!». Такова история висящего перед Вами портрета Павла Михайловича Третьякова.



«Три богатыря»

В.М. Васнецов (1848-1926)


А я хочу обратить Ваше внимание на картину «Три богатыря». Давайте подойдем к ней поближе.


Эту картину написал Виктор Михайлович Васнецов. Родился он в бывшей Вятской губернии. Родина Васнецова до сих пор славится своими сказочниками, мастерами народного изобразительного творчества.


В 1898 году Васнецов завершил затянувшуюся на многие годы работу над картиной «Богатыри». Он считал эту работу своим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Работа продолжалась свыше 20 лет, с большими перерывами (если вести счет от первого эскиза).


Не у всякого художника есть одна главная картина. У Васнецова такая картина есть. Это – «Богатыри».


Стоит на поле богатырская застава. Посредине – Илья Муромец. Он зорко смотрит вдаль из-под ладони. На одной руке у Ильи палица булатная 40 пудов, в другой руке копье. Много подвигов совершил Илья Муромец. Истребил несметные полчища врагов, победил Соловья – Разбойника, заступался за вдов, за сирот, за бедных людей.


Слева – Добрыня Никитич. Кольчуга на нем блестит серебром, щит сияет самоцветами. Меч Добрыня вынимает из золотых ножен. Всем известна необыкновенная смелость Добрыни Никитича. Все помнят его победу над Змеем Горынычем и ненавистным захватчиком Ботыгой.


Алеша Попович рядом с товарищами тонок и строен. Он и правда, часто брал не силой, а смекалкой. Про него говорят, что увертлив и догадлив. У Алеши нет ни пудовой палицы, ни булатного меча. Он отстегнул от стремени тугой лук, наложил стрелу каленую, натянул шелковую тетиву. В правой руке у него гусли: Алеша не только сражаться горазд, он любит и песни петь.


Кони богатырские подстать хозяевам. Вороной конь Ильи Муромца ушел копытами в землю. Он будто и неподвижен, но волнуется, готов ринуться в бой. Грозно косит он черным глазом. Белый конь Добрыни суров и горделив. Он настороженно смотрит вдаль, туда же, куда и всадник. Золотистой масти конь Алеши Поповича спокойно щиплет травку, но и его не захватишь врасплох. Он хитер и стремителен.


Васнецов объяснил: «Картина моя «Богатыри» — Добрыня, Илья и Алеша на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого».


Картина получилась бы такой сильной, если бы не пейзаж. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, седые волуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим небо – осеннее, тревожное. Просто, скупо, вроде бы и нет ничего, а сразу отзывается в сердце – Родина.


Васнецов говорил, что картиной «Богатыри» отдает долг родному народу, который его вырастил, воспитал, выучил.



Небольшая пауза


А сейчас Вы можете посмотреть остальные картины нашей малой Третьяковской галереи.













Яркая, образная речь









Цитирование

























Цитирование














Прием показа











Цитирование




































Прием показа




















Музыка



Прием показа








Прием показа




















Прием показа













Цитирование








Прием показа



Литература:

Боткина, А.П. Павел Михайлович Третьяков. — М., 1986.

Музеи России: Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых. — М., 1997.

Завещано России: Коллекционеры и меценаты // Памятники Отечества. Вып. 29. — М., 1993.

Интернет-ресурсы:

https://www.ikleiner.ru/

Свежие документы:  Культурологическое развитие школьника, через создание театральной куклы

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: