Урок ИЗО на тему
«Ладушки»
Пояснительная записка
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Сценическая работа детей по программе «Волшебный мир театра» — это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Карл Ролжерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
В процессе занятий педагог опирается также на драмотерапию, или как еще говорят психодраму. Психодрама – это психокоррекционный метод групповой работы, возникший немногим менее 100 лет назад, в результате работы Я.Л. Морено. Актер психодрамы может даже не владеть актерским мастерством, но готов попытаться ощутить себя творцом жизни. Он может «исправить», может «переиграть» жизнь по-новому. Но в отличие от психодрамы, порой вносящей существенные психические корректировки в установки человека, программа «Волшебный мир театра» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Специфичность программы проявляется:
в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи:
развивать интерес к сценическому искусству;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· снимать зажатость и скованность;
· активизировать познавательный интерес;
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
· развивать чувство ритма и координацию движения;
· развивать речевое дыхание и артикуляцию;
· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
· пополнять словарный запас;
· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· познакомить детей с театральной терминологией;
· познакомить детей с видами театрального искусства;
· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывать культуру поведения в театре;
Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
· развивать чуткость к сценическому искусству;
· воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
· развивать умение владеть своим телом;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
· развивать воображение и веру в сценический вымысел;
· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;
· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.
Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.
Задачи:
совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;
познакомить с основами гримировального искусства;
сформировать навыки импровизационного общения, импровизированного конферанса;
познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;
помочь избавиться от штампов общения;
воспитывать чувства сопереживания;
формировать эстетический вкус;
создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;
научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;
научить на практике изготовлению реквизита, декораций;
обучить основам создания сценического образа с помощью грима;
сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.
По целевой направленности программа является развивающей
(направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и
социально-адаптивной
(развивает: отношение к себе — реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;
отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;
отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности)
По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной (объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств).
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей и подростков 6-16 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года.
В театральное объединение принимаются дети с 6 лет по интересу, без предъявления специальных требований.
Зачисление в объединение производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.)
Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа и составляет:
1год обучения – не менее 12-15 человек;
2 год обучения – не менее 10 –12 чел;
3 год обучения – не менее 8 –10 чел.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса:
педагогика сотрудничества;
педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:
групповые технологии;
технологии индивидуального обучения;
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
игровые технологии;
проблемное обучение
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности: для одних — это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.;
для других – дальнейшее развитие природных задатков.
На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.
Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 1 час 20 минут с перерывом 5 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Условия, необходимые для решения поставленных задач:
обеспечение материально-технической базой
Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с интересными людьми;
Взаимное общение детей из различных художественных коллективов города.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план I года обучения.
Разделы программы | Всего часов | Теория | Практика | |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | 6 | 4 | 2 |
2. | Театральная игра | 50 | 20 | 30 |
3. | Культура и техника речи | 32 | 8 | 24 |
4. | Ритмопластика | 20 | 4 | 16 |
5. | Основы театральной культуры | 6 | 6 | — |
6. | Фольклор | 14 | 6 | 8 |
7. | Индивидуальная работа | 6 | — | 6 |
8. | Просмотрово-информационный раздел | 10 | — | 10 |
| Итого: | 144 | 48 | 96 |
Содержание разделов.
1. Вводное занятие, заключительное занятие
решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
2. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Диагностика творческих способностей воспитанников.
Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие — ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» — с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
Основы театральной культуры
Система занятий — бесед, направленных на расширение представлений о театре
6. Фольклор
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
7.Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
* Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы
Учебно-тематический план II года обучения.
Разделы программы | Всего часов | Теория | Практика | |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | 4 | 4 | — |
2. | Театральная игра | 18 | 2 | 16 |
3. | Культура и техника речи | 26 | 10 | 16 |
4. | Ритмопластика | 20 | 4 | 16 |
5. | Основы театральной культуры | | | |
6. | Фольклор | 16 | 8 | 8 |
7. | Работа над спектаклем | 48 | 8 | 40 |
8. | Индивидуальная работа | 6 | — | 6 |
9. | Просмотрово-информационный раздел | 6 | 6 | — |
| Итого: | 144 | 42 | 102 |
Содержание разделов
1. Вводное занятие, заключительное занятие
решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
2. Театральная игра
Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.
3.Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы — групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4.Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа
5.Основы театральной культуры
Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.
Данный раздел программы призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр — искусство коллективное, спектакль — результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка спектакля.
6. Фольклор
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
7. Работа над спектаклем
Репетиционные занятия — работа над спектаклем.
1 этап – Ознакомительный
Цели:
Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
Распределить роли персонажей между детьми
2 этап — Репетиционный
Цели:
Научить детей репетировать пьесу по частям
Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап — Завершающий
Цели:
Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
Научить детей чувствовать ритм спектакля
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап — Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап — Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
8. Индивидуальная работа с детьми
подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам
9. Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
Разделы программы | Общее количество часов | Теория | Практика | |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | 4 | 4 | — |
2. | Основы актерского мастерства | 30 | 8 | 22 |
3. | Театральный словарь | 4 | 4 | — |
4. | Сценическая речь | 12 | 2 | 10 |
5. | Пластика | 26 | 4 | 22 |
6 | Творческие сюрпризы | 12 | 2 | 10 |
7. | Работа над спектаклем | 40 | 10 | 30 |
8. | Индивидуальная работа | 8 | 2 | 6 |
9. | Просмотрово-информационный раздел | 8 | — | 8 |
| Итого: | 144 | 36 | 108 |
Содержание разделов
1. Вводное занятие, заключительное занятие
решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
Заключительное занятие
Летние задания, например:
*письменная работа “Как мы учились весь год”;
* сюрприз на свободную тему;
* наблюдение;
* выбор басни или литературного фрагмента для последующей работы с ним.
2. Основы актерского мастерства
Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.
3. Театральный словарь
— система занятий — бесед, направленных на расширение представлений о театре.
4. Сценическая речь
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней.
5. Пластика
Система упражнений включают в себя:
яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом
упражнения направленные на координацию движений и равновесие
упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа
6. Творческий сюрприз
Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них.
Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.
7. Работа над спектаклем
Репетиционные занятия — работа над спектаклем.
1 этап – Ознакомительный
Цели:
1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
Распределить роли персонажей между детьми
2 этап — Репетиционный
Цели:
Научить детей репетировать сказку по частям
Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап — Завершающий
Цели:
Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
Научить детей чувствовать ритм спектакля
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап — Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап — Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
8. Индивидуальная работа с детьми
подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам
9. Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов, постановок, видеоматериала и их обсуждение.
Прогноз результативности
Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий (см. Приложение 1,2)
К концу первого года занятий ребёнок:
Знает:
что такое театр;
чем отличается театр от других видов искусств
с чего зародился театр
какие виды театров существуют
кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
об элементарных технических средствах сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:
направлять свою фантазию по заданному руслу
образно мыслить
концентрировать внимание
ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
общения с партнером
элементарного актёрского мастерства
образного восприятия окружающего мира
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
В конце второго года занятий ребенок
Знает:
что такое выразительные средства.
Фрагмент как составная часть сюжета.
действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
Умеет:
применять выразительные средства для выражения характера сцены.
фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
Имеет понятие:
о рождении сюжета произведения.
о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
о сверхзадаче и морали в произведении.
Имеет навыки:
свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
анализировать последовательность поступков.
простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:
историю театра
жанры театра;
виды искусства;
основные театральные понятия;
основы гримировального искусства
основы создания сценической постановки;
основы создания сценического образа с помощью грима;
штампы общения;
стили речи;
должны:
освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;
освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;
уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;
владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,
иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление
владеть своим телом как инструментом самовыражения;
уметь работать над «белыми стихами»;
владеть импровизационным конферансом;
использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;
уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;
уметь реализовать себя в создании сценической постановки;
изготовлять реквизит и декорации;
владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки;
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
комбинированный;
первичного ознакомления материала;
усвоение новых знаний;
применение полученных знаний на практике;
закрепления, повторения;
итоговое.
Формы организации учебного занятия:
кружковое занятия;
соревнование
концерт;
экскурсия;
диспут;
творческий отчет;
круглый стол;
урок-лекция;
урок-репортаж;
урок-путешествие;
заочная экскурсия;
творческая мастерская;
урок-игра
Программой предусматривается также
совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
посещение музеев, выставок;
творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
творческие конкурсы;
дни именинника т.п.
Формы работы с родителями.
совместные праздники, творческие конкурсы;
родительские собрания;
консультации;
беседы;
открытые занятия.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);
и воспитания:
убеждения,
упражнения,
личный пример;
поощрения.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными — для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,
интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мыщечная память, внимание
эмоциональными: переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
Итог обучения — самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы
театральные постановки
игры;
открытые занятия;
концерты;
анкеты;
тесты;
конкурсы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
магнитофон,
музыкальный центр,
диски с записью сказок и постановок,
диски с музыкой (классической и детской),
микрофоны, усилитель, колонки,
проектор, экран,
фотоаппарат,
видеокамера для анализа выступлений.
Методическое обеспечение разделов программы
1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
Крылов И.А. «Ворона и Лисица».
Магнитофон, музыкальные записи.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
Магнитофон с записывающим устройством, микрофон.
3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
«Зайцы – моя слабость» — пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». № 27/2000
4. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.
«Рождество» — пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 1993
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
5. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М.,1991, Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993, Побединская Л.А. «Жили-были сказки» — М.: Сфера, 2001
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
7. «Наш веселый Новый год» — новогодняя пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997, Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
Литература
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. — М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. — 144с.
Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. — Спб., Речь, 2006. – 208 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. — СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. — М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. — М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. — М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. — М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. — 2006. – 56 с.
Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. — М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. — М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. — 192 с.
Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. — М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. — М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. — М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. – 144с.
Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003. –
282 с.
Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. — Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Ткачева Е.М. Пьесы. — М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.–160 с.
Шорохова О.А. Играем в сказку:Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240с.
Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Рекомендованный список литературы для родителей
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
Рекомендованный список литературы для детей
1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.