Урок ИЗО на тему «Ладушки»


Урок ИЗО на тему

«Ладушки»


Пояснительная записка

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.

Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Сценическая работа детей по программе «Волшебный мир театра» — это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Карл Ролжерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.

Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

В процессе занятий педагог опирается также на драмотерапию, или как еще говорят психодраму. Психодрама – это психокоррекционный метод групповой работы, возникший немногим менее 100 лет назад, в результате работы Я.Л. Морено. Актер психодрамы может даже не владеть актерским мастерством, но готов попытаться ощутить себя творцом жизни. Он может «исправить», может «переиграть» жизнь по-новому. Но в отличие от психодрамы, порой вносящей существенные психические корректировки в установки человека, программа «Волшебный мир театра» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.


Специфичность программы проявляется:

  • в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;

  • в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;

  • в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.

  • в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.


В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

  5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.







Цели и задачи программы

Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.

Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.

Задачи:

развивать интерес к сценическому искусству;

· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

· снимать зажатость и скованность;

· активизировать познавательный интерес;

· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

· развивать чувство ритма и координацию движения;

· развивать речевое дыхание и артикуляцию;

· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

· пополнять словарный запас;

· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

· познакомить детей с театральной терминологией;

· познакомить детей с видами театрального искусства;

· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;

· воспитывать культуру поведения в театре;

Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

· развивать чуткость к сценическому искусству;

· воспитывать в ребенке готовность к творчеству;

· развивать умение владеть своим телом;

· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

· развивать воображение и веру в сценический вымысел;

· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;

· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;

· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;

· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.


Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.


Задачи:

  • совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;

  • познакомить с основами гримировального искусства;

  • сформировать навыки импровизационного общения, импровизированного конферанса;

  • познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;

  • помочь избавиться от штампов общения;

  • воспитывать чувства сопереживания;

  • формировать эстетический вкус;

  • создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;

  • научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;

  • научить на практике изготовлению реквизита, декораций;

  • обучить основам создания сценического образа с помощью грима;

  • сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.

По целевой направленности программа является развивающей

(направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и

социально-адаптивной

(развивает: отношение к себе — реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;

отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;

отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности)

По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной (объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств).



Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для детей и подростков 6-16 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года.

В театральное объединение принимаются дети с 6 лет по интересу, без предъявления специальных требований.

Зачисление в объединение производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих.

Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.)

Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.

Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа и составляет:

1год обучения – не менее 12-15 человек;

2 год обучения – не менее 10 –12 чел;

3 год обучения – не менее 8 –10 чел.

Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации

образовательного процесса:

  • педагогика сотрудничества;

  • педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:

  • групповые технологии;

  • технологии индивидуального обучения;

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • игровые технологии;

  • проблемное обучение


Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности: для одних — это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.;

для других – дальнейшее развитие природных задатков.

На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.

Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.

Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 1 час 20 минут с перерывом 5 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.


Условия, необходимые для решения поставленных задач:

  • обеспечение материально-технической базой

  • Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с интересными людьми;

  • Взаимное общение детей из различных художественных коллективов города.

Учебно-тематический план


Учебно-тематический план I года обучения.

N пп

Разделы программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

6

4

2

2.

Театральная игра

50

20

30

3.

Культура и техника речи

32

8

24

4.

Ритмопластика

20

4

16

5.

Основы театральной культуры

6

6

6.

Фольклор

14

6

8

7.

Индивидуальная работа

6

6

8.

Просмотрово-информационный раздел

10

10


Итого:

144

48

96


Содержание разделов.

1. Вводное занятие, заключительное занятие

  • решение организационных вопросов;

  • подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;



2. Театральная игра

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.

Диагностика творческих способностей воспитанников.

  1. Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие — ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» — с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.


  1. Ритмопластика

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».


  1. Основы театральной культуры

Система занятий — бесед, направленных на расширение представлений о театре

6. Фольклор

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

7.Индивидуальная работа.

Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.


  1. Просмотрово-информационный

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.

* Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы  









Учебно-тематический план II года обучения.

N

пп

Разделы программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

4

4

2.

Театральная игра

18

2

16

3.

Культура и техника речи

26

10

16

4.

Ритмопластика

20

4

16

5.

Основы театральной культуры




6.

Фольклор

16

8

8

7.

Работа над спектаклем

48

8

40

8.

Индивидуальная работа

6

6

9.

Просмотрово-информационный раздел

6

6


Итого:

144

42

102

Содержание разделов

1. Вводное занятие, заключительное занятие

  • решение организационных вопросов;

  • подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

2. Театральная игра

Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.

3.Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и   поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы — групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.


4.Ритмопластика

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии.    Музыкально-пластические импровизации.   Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа    

                                 

5.Основы театральной культуры

Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.

Данный раздел программы призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр — искусство коллективное, спектакль — результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы – экскурсии, постановка спектакля.

6. Фольклор

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

7. Работа над спектаклем

Репетиционные занятия — работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

Цели:

  1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

  2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

  3. Распределить роли персонажей между детьми

2 этап — Репетиционный

Цели:

  1. Научить детей репетировать пьесу по частям

  2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

  3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап — Завершающий

Цели:

  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля

  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап — Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап — Показ спектакля или открытого занятия зрителям.


8. Индивидуальная работа с детьми

  • подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам

9. Просмотрово-информационный

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.


Учебно-тематический план III года обучения

N пп

Разделы программы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

4

4

2.

Основы актерского мастерства

30

8

22

3.

Театральный словарь

4

4

4.

Сценическая речь

12

2

10

5.

Пластика

26

4

22

6

Творческие сюрпризы

12

2

10

7.

Работа над спектаклем

40

10

30

8.

Индивидуальная работа

8

2

6

9.

Просмотрово-информационный раздел

8

8


Итого:

144

36

108




Содержание разделов

1. Вводное занятие, заключительное занятие

решение организационных вопросов;

подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

Заключительное занятие

Летние задания, например:

*письменная работа “Как мы учились весь год”;

* сюрприз на свободную тему;

* наблюдение;

* выбор басни или литературного фрагмента для последующей работы с ним.

2. Основы актерского мастерства

Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.

3. Театральный словарь

система занятий — бесед, направленных на расширение представлений о театре.

4. Сценическая речь

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней.

5. Пластика

Система упражнений включают в себя:

        яркообразные игры,  направленные на              оздоровление организма и овладение собственным телом

        упражнения направленные на координацию движений и равновесие

        упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа                                                                                                          

6. Творческий сюрприз

Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них.

Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.

7. Работа над спектаклем

Репетиционные занятия — работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

Цели:

1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

  1. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

  1. Распределить роли персонажей между детьми

2 этап — Репетиционный

Цели:

  1. Научить детей репетировать сказку по частям

  2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

  3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап — Завершающий

Цели:

  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля

  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап — Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап — Показ спектакля или открытого занятия зрителям.


8. Индивидуальная работа с детьми

  • подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам


9. Просмотрово-информационный

Просмотр кинофильмов, постановок, видеоматериала и их обсуждение.


  • Прогноз результативности

Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий (см. Приложение 1,2)

К концу первого года занятий ребёнок:

Знает:

  • что такое театр;

  • чем отличается театр от других видов искусств

  • с чего зародился театр

  • какие виды театров существуют

  • кто создаёт театральные полотна (спектакли)

Имеет понятия:

  • об элементарных технических средствах сцены

  • об оформлении сцены

  • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Умеет:

  • направлять свою фантазию по заданному руслу

  • образно мыслить

  • концентрировать внимание

  • ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретает навыки:

  • общения с партнером

  • элементарного актёрского мастерства

  • образного восприятия окружающего мира

  • адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

  • коллективного творчества


А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.


В конце второго года занятий ребенок


Знает:

  • что такое выразительные средства.

  • Фрагмент как составная часть сюжета.

  • действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

Умеет:

  • применять выразительные средства для выражения характера сцены.

  • фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

  • определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

  • понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

Имеет понятие:

  • о рождении сюжета произведения.

  • о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

  • о сверхзадаче и морали в произведении.

Имеет навыки:

  • свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

  • Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

  • анализировать последовательность поступков.

  • простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.


В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:

  • историю театра

  • жанры театра;

  • виды искусства;

  • основные театральные понятия;

  • основы гримировального искусства

  • основы создания сценической постановки;

  • основы создания сценического образа с помощью грима;

  • штампы общения;

  • стили речи;


должны:

  • освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;

  • освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;

  • уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;

  • уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;

  • владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,

  • иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление

  • владеть своим телом как инструментом самовыражения;

  • уметь работать над «белыми стихами»;

  • владеть импровизационным конферансом;

  • использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;

  • уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;

  • уметь реализовать себя в создании сценической постановки;

  • изготовлять реквизит и декорации;

  • владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки;


Методические условия реализации программы

Типы занятий:

  • комбинированный;

  • первичного ознакомления материала;

  • усвоение новых знаний;

  • применение полученных знаний на практике;

  • закрепления, повторения;

  • итоговое.

Формы организации учебного занятия:

  • кружковое занятия;

  • соревнование

  • концерт;

  • экскурсия;

  • диспут;

  • творческий отчет;

  • круглый стол;

  • урок-лекция;

  • урок-репортаж;

  • урок-путешествие;

  • заочная экскурсия;

  • творческая мастерская;

  • урок-игра

Программой предусматривается также

  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;

  • посещение музеев, выставок;

  • творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;

  • творческие конкурсы;

  • дни именинника т.п.


Формы работы с родителями.

  • совместные праздники, творческие конкурсы;

  • родительские собрания;

  • консультации;

  • беседы;

  • открытые занятия.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:


  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);

и воспитания:

  • убеждения,

  • упражнения,

  • личный пример;

  • поощрения.


Все методы обучения реализуются различными средствами:

предметными — для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;

практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,

интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мыщечная память, внимание

эмоциональными: переживание, представление, интерес.

Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.

Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.

Итог обучения — самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.


Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы

  • театральные постановки

  • игры;

  • открытые занятия;

  • концерты;

  • анкеты;

  • тесты;

  • конкурсы.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА


Компьютер,

магнитофон,

музыкальный центр,

диски с записью сказок и постановок,

диски с музыкой (классической и детской),

микрофоны, усилитель, колонки,

проектор, экран,

фотоаппарат,

видеокамера для анализа выступлений.


Методическое обеспечение разделов программы

1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

Крылов И.А. «Ворона и Лисица».

Магнитофон, музыкальные записи.

2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.

Магнитофон с записывающим устройством, микрофон.

3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997

Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.

«Зайцы – моя слабость» — пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». № 27/2000

4. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.

«Рождество» — пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.

Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 1993

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

5. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М.,1991, Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993, Побединская Л.А. «Жили-были сказки» — М.: Сфера, 2001

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

7. «Наш веселый Новый год» — новогодняя пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997, Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.



Литература


  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

  3. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. — М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. — 144с.

  4. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста

  5. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

  6. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.


  1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

  2. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.

  4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

  5. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг

  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. — Спб., Речь, 2006. – 208 с.

  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. — СПб.: Речь, 2006. – 168 с.

  8. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. — М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

  9. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.

  10. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.

  11. Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. — М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.

  12. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. — М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.

  13. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.

  14. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. — М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. — 2006. – 56 с.

  15. Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. — М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

  16. Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. — М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. — 192 с.

  17. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. — М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

  18. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

  19. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. — М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.

  20. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. — М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.

  21. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. – 144с.

  22. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.

  23. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003. –

282 с.

  1. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. — Спб.: Речь, 2007. – 144 с.

  2. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.

  3. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

  4. Ткачева Е.М. Пьесы. — М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.

  5. Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.

  6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.–160 с.

  7. Шорохова О.А. Играем в сказку:Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.

  8. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240с.

  9. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.




Рекомендованный список литературы для родителей


1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.

2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.

3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.

5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.

6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.



Рекомендованный список литературы для детей

1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.

2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.

3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие: «Музыка русских узоров»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: