Урок ИЗО «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс


Шеншина Татьяна Владимировна


Тема: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».


Урок изобразительного искусства в 5 классе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Форма проведения:

Участники: учащиеся 5-х классов

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая задача урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

УУД:

Личностные: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы урока; осознание значимости сохранения знаний и представлений об искусстве геральдики; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.

Познавательные: содействовать развитию у школьников выделять главное в познавательном объекте; учить понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл и значение символов и эмблем в современном обществе; творчески подходить к созданию собственного герба или эмблемы.

Регулятивные: отработка умения « прочитать герб»; создавать композицию герба, используя язык символов; вносить необходимые дополнения и коррективы в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; содействовать умению детей общаться в группе при выполнении коллективной работы, умению договариваться, находить совместные решения творческого задания.


Ожидаемый результат: обучающиеся научатся понимать символический язык искусства геральдики; отработают навык составления композиции герба, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности.

Материалы: клей, ножницы, цветная бумага, гуашь, кисти, фломастеры, шаблоны эмблем, карточки-задания.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска.

Зрительный ряд:

  1. Презентация, включающая фрагмент фильма «Айвенго».

  2. Иллюстрации гербов: России, г.Москвы, Белгородской области, г.Белгорода, г.Алексеевки.

  3. Рисунки рыцарей со щитами.

Музыкальный ряд: записи средневековых мелодий



Подготовительная работа:

  1. На предыдущем уроке класс делится на 5 поисковых групп.

  2. Поисковые группы получили следующие задания: изучить историю и значение герба:

группа № 1 – России;

группа № 2 – Белгородской области;

группа № 3 – г. Москвы;

группа №4 –г. Белгорода;

группа №5 – г.Алексеевки.

  1. За неделю до урока члены группы решают, кто о чём будет сообщать на уроке по данной теме.


Ход урока


(Класс делится на группы по 4 человека. Парты расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за «круглым» столом.)

пп

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1


Организационный момент


Добрый день, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка – это главное условие не только хорошего настроения, но и конструктивного общения.

Приветствие учителя, самопроверка готовности к уроку.

Организация начала урока, эмоциональный настрой

2

Введение в тему.

Мотивация учебной деятельности учащихся.


Идет фрагмент фильма «Айвенго» и звучат стихи:

Труба зачинщика надменный вызов шлет,
И рыцаря труба в ответ поет,
Поляна вторит им и небосвод.
Забрала опустили седоки,
И к панцирям прикреплены древки;
Вот кони понеслись, и, наконец
С бойцом вплотную съехался боец.
Драйден, «Паламон и Арсита»

— Скажите, зачем рыцари украшали свои боевые щита, шлемы, флаги и попоны лошадей различными знаками?

-Как вы думаете, какое отношение имеет фрагмент фильма к теме нашего урока?

— Что мы будем изучать сегодня на уроке?

— Совершенно верно, тема нашего урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы», мы познакомимся с искусством геральдики.

— А чтобы вы хотели узнать, изучая данную тему?






Чему мы можем научиться?



Пригодятся ли полученные знания в жизни? Зачем нам это надо?

Настраиваются на урок, самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока.












Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.




Мы будем изучать значение символов, которые появились в Средние века, в эпоху рыцарей.



Мы познакомимся с искусством составления гербов.








Мы можем узнать:

— историю возникновения искусства геральдики;

— познакомиться с составными частями герба;

— значением символов и цвета в искусстве геральдики.



Мы можем научиться «читать герб»; использовать свои знания для самостоятельного применения.


В каждой стране, области, городе есть свои отличительные символы: герб, флаг. Мы сможем понимать более полно их значение, «читать герб».

Нацеливание на тему и задач урока.

3.

Актуализация знаний.

Использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире.

Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена феодализма и крестовых походов.

Самые первые гербы появились в Западной Европе в Середине века. Это были личные знаки рыцарей.

Слушают рассказ учителя.




Нацеливание на размышление истоков возникновения искусства геральдики.

4.

Изучение нового материала.

  1. Работа с книгой по группам.






1 группа — изучает, что такое «геральдика», дает определение этому понятию. Практическая работа: подобрать каждому воину соответствующий герб. (Учебник стр. 134, 3, 4 абзац)






2 группа – рассматривает форму щитов; изучает геральдические и негеральдические фигуры. Практическая работа: распределить предложенные картинки на две группы: геральдические и негеральдические фигуры. Наклеить фигуры в соответствующие колонки. (Учебник стр.134-135, абзац5,6,7)



3 группа – изучает символическое значение цвета. (Учебник стр. 136, 1 абзац). Практическая работа: соотнесите цвет и символическое значение, закрасьте соответствующим цветом пустой квадратик.


4 группа – изучает основные элементы старинного герба. (Учебник стр. 137, 1, 2 абзац).

Практическая работа: подписать возле стрелок соответствующие элементы герба.






5 группа – что такое эмблема. Условные обозначения понятий. (Учебник стр.138, 3 абзац, и стр.134 7 абзац).

Практическая работа: соотнести картинку с ее значением.

Каждая группа изучает заданный фрагмент нового материала по учебнику и выполняет практическую часть, в которой закрепляет изученное.

Потом представитель из каждой группы знакомит всех с результатами


Рассказ учащегося: Каждый знак и цвет в гербе имели определенное значение и символически рассказывали о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести и рода.

— В 14-15 в. В городах Западной Европы знатные синьоры носили гербовые платья. Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить оного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.


Рассказ учащегося: форма щитов была разнообразной. К геральдическим фигурам относят те, которые делят щит на несколько полей определенного цвета.

Наряду с геральдическими использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, дракона, растений, кораблей, оружия, предметов быта.






Рассказ учащегося: каждый цвет в геральдике имеет свое символическое значение. Золото (желтый) считалось символом богатства и справедливости; серебро (белый) – символом невинности и чистоты; темно-красный – символ любви, смелости; голубой – красоты и величия; зеленый – символ изобилия; пурпурный (красный) – могущества; черный – мудрости.



Рассказ учащегося: Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах.

Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а так же шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намет. В нижней части герб украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности владельца. Иногда герб дополняется изображением мантии, которая делает его еще более торжественным.


Рассказ учащегося: эмблема – это условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи (например, голубь – эмблема мира).

Дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло; дракон – могущество; рука – храбрость.

Умения воспроизводить информацию, быть активными слушателями. Развивают коммуникативные умения и навыки при выполнении коллективной работы.



5.

Проверка домашнего задания.


О чём может рассказать герб, эмблема?

В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ вёлся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.

И сейчас почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак — свой герб. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах.

Герб отражает:

  • историю

  • географическое положение

  • традиции

  • занятия его жителей.


На дом было задано задание изучить герб:

группа № 1 – России;

группа№ 2 – г. Москвы;

группа № 3 – Белгородской обл.;

группа №4 –г. Белгорода;

группа №5 – г.Алексеевки.


Один из представителей группы, представляет подготовленный проект-

1 группа «Герб России» представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

2 группа «Герб Москвы» — представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением всадника — Святого Георгия Победоносца поражающего золотым копьем черного Змия. 
Образ всадника-змееборца символизировал борца с иноземными завоевателями, а также народного защитника.

3 группа «Герб Белгородской области» — В лазоревом поле чёрный орёл с серебряными глазами и золотым клювом, языком и когтями, над лежащим на зелёной земле золотым львом с серебряными глазами, зубами, когтями и с червлёным языком. Существуют следующие трактовки герба: Орёл — символ духовности. Лев — продолжения традиций предков. Благополучие в духовной и материальной сферах.

4 группа «Герб г. Белгорода» — в лазоревом (голубом, синем) поле восстающий золотой (желтый) лев с червленым (красным) языком и серебряными (белыми) глазами, зубами и когтями; над ним взлетающий вправо с распростертыми крыльями серебряный (белый) орел с золотыми (желтыми) глазами, языком, клювом, когтями и лапами.
На гербе та же эмблема, что на флаге 1712 года Белгородского пехотного полка, проявившего доблесть в Полтавской битве. Орел в эмблеме Белгородского пехотного полка символизировал Россию, он парит над убегающим львом, указывающим на Швецию.

5 группа «Герб г Алексеевки» — в зеленом поле один золотой подсолнух. В вольной части — герб Белгородской области». Автором герба Алексеевки по результатам проведенного конкурса является художник и архитектор В.Н. Ковалев. Подсолнух символизирует тот факт, что в 1829 году житель Алексеевки крестьянин Даниил Семенович Бокарев первым в мире открыл способ получения масла из семян подсолнечника. Вскоре в Алексеевке был построен маслодельный завод.

Развитие способности воспринимать, выражать свое отношение.

Умения воспроизводить информацию, быть активными слушателями.

6.

Физкультминутка.

Показывает движения используя музыкальное и анимационное приложение.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Ходьба на месте, взмахи руками.


Повороты направо, налево, любуются цветами.


Фрмирование культуры ЗОЖ

7.

Создание предпосылок для дальнейшего расширения материала.

Самостоятельная практическая работа в группах по 4 человека. (под музыку)



Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба. Представьте себе, что вы древние рыцари и являетесь членами одной семьи. В каждой семье по 4-5 человек.

(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).

  1. Каждая группа должна создать проект герба по описанию его хозяина.

  2. Выберете старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз герба. Каждый помогает советом, но окончательное решение принимает мастер.

  3. Сначала изучите информацию о Рыцаре, хозяине герба.

  4. Выберете форму герба, его геральдические и негеральдические фигуры, цвет, которые бы отражали суть его хозяина.

  5. На гербе должен быть смысловой центр, который можно выделить крупным элементом или цветом.

  6. Цветовой строй герба предполагает ограниченную палитру локальных цветов.

  7. Вспомним правила техники безопасностисами учащиеся) ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.

  8. Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.



Дети знакомятся с технологической картой, в соответствии с которой должны выполнить эскиз герба рыцаря. Для каждой группы дается краткая характеристика рыцаря для которого необходимо придумать герб.

1 группа —

В славном городе Толедо жил один достойный рыцарь.
Рыцарь жил легко и просто и Прекрасных Дам любил ,
Но съедал он за обедом сразу три — четыре пиццы,
И поэтому он толстым, чрезвычайно толстым, был.


2 группа —
Он без страха и упрека.
Он в сраженьях целый век
Против злобы и порока.

 У него свои законы.
У него давно в руках
Великаны и драконы!
Жизнь ему не дорога —
Он не может жить иначе.
Словно дикого быка,
За рога берет удачу! 


3 группа –

Где флаг развевается гордого льва,
Где замок стоит на высоких горах,
Где трусость и подлость навеки мертва,
Там рыцарь бесстрашный, отвага в глазах.
К народу он мил и добр душой,
К врагу он не знает пощады,
Защитником вер наделенный судьбой,
Он славу лишь чтит, как награду.

4 группа —
Он был герой, не знавший поражений

Всю жизнь свою он подвиги свершал

В балладах и стихах, и в песнях без сомнений

Он сам себя давно уж узнавал

Он был герой, он одолел дракона

Тогда в бою, возле прибрежных скал

Вспорол драконье мерзостное лоно

И первый камень заложил в свой пьедестал

5 группа –

Он побеждал врага и на коне и стоя

И даже лежа, тоже побеждал

Он был герой, его любили дамы

Он на пирушках рыцарских блистал

Из кавалеров был галантным самым

И вот теперь он встал на пьедестал


а) аккуратность.

б) красочность

в) выразительность

г) композиции


Создавать композицию герба из готовых элементов. Развивают коммуникативные умения и навыки при выполнении коллективной работы.

8.

Просмотр и анализ работ учащихся.

1.Экспресс – выставка выполненных работ-проектов.

Каждая групповая работа оценивается противоположной группой по схеме:

1). Почему вам понравился этот герб?

2). Соответствует ли герб описанию его хозяина?

3). Соответствует ли работа основным правилам оформления герба.

4). Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?

2. Выставление оценок.

а). За интересный материал члены поисковых групп, получают “5”. Молодцы!

б). Победитель в номинации “Самое интересное и увлекательное сообщение получает “5”.

в). Все вы сегодня хорошо потрудились. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.

Каждая группа оценивает работу оппонентов, отдав, свой голос за любую понравившуюся работу (возле понравившейся работы прикрепляются звездочки)

Каждый мастер оценивает работу группы. Отмечает, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность.










Создание благоприятных условий для развития у учащихся умения подмечать особенности, умение оценивать, анализировать, делать выводы.

9.

Домашнее задание.

Подумай над эскизом своего собственного герба или герб своей семьи, используя язык символов.

Фиксируют домашнее задание.

Убирают рабочие места.


10.

Рефлексия

-Достигли ли мы поставленной цели урока?


Отвечают на вопросы, анализирую свою деятельность.

— Мне больше всего удалось?

— Какой этап работы мне удался больше всего?

— Что я бы хотел бы узнать еще по данной теме?

— Где я могу применить полученные знания?


Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.



Литература.


  1. Н.А. Горяева «Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского.


Свежие документы:  Элективные курсы по физике «Колебания. Волны. Кванты» 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: