Урок ИЗО «Русский народный орнамент»


  1. Хасанова Нурия Хамзовна

  2. МБОУ «ВЕрхнешипкинская СОШ» Заинского района, с.Верхние Шипки

  3. Учитель ИЗО

Тема урока: «Русский народный орнамент»

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с основными видами орнамента.

2.Символы и принципы композиционного построения.

3. Формировать навыки создания единства конструкций и декора в предметах народного быта.

1. Организационный момент: 1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока. Цель урока.

2.Актуализация знаний:

Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение. Их дарили на свадьбу, новоселье, крестины с пожеланиями добра и счастья. Они защищали человека от злых сил и напастей.

— Какие символы использовали крестьяне для украшения своего быта?

3. Формирование новых знаний:

Украшения представляли собой узор , который называют орнамент.

Орнамент— это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Русский орнамент имеет обобщенные декоративные формы. Птицы, кони, цветы зачастую не похожи на своих природных собратьев.

В русском орнаменте декоративные элементы выражали чувства, мысли и интересы земледельца.

Русский орнамент очень разнообразен. Он запечатляет природные формы разных областей.

В северном орнаменте чаще всего изображаются ели, клюква, снежинки, рыбы, олени; цветовое решение скромное, нежное, мягкое: белые, голубые, золотистые оттенки.

В орнаменте центральных областей преобладают пышные цветы, грабельки, солнышко, птицы, иногда тигры и барсы при сочетании контрастных цветов: красных, синих, желтых, черных, зеленых.

Орнаменты классифицируются по трем основным факторам: замкнутый, ленточный, сетчатый.

Замкнуты орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение.

Такой орнамент применяется для украшения скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент— это узор. Декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту.

Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, узкого пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент— это узор в виде ячеек ,которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Любимыми на Руси был, пожалуй, ленточный орнамент. Изделия украшались декоративными поясами, но часто в центре изделия располагался замкнутый орнамент со стилизованными всадниками, растениями, фантастическими животными.

Основным источником для создания орнамента была природа. На шкурах зверей, змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа нарисовала чудесные узоры,

Открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм и цветовых оттенков.

В древних русских узорах нет кричащих цветов, они согласованы между собой и построены в единой цветовой гамме.

В вышивке преобладал белый, красный, черный желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

4. Закрепление знаний.

Задание :декоративно оформить изделия, выполненные на предыдущем уроке; выдержать принцип единства формы и декора.

Материал: гуашь, кисти.

Зрительный ряд : образцы перечисленных в тексте видов орнамента в вышивке и примеры росписи прялки.

5. Анализ работы.

6. Домашнее задание.

Завершить практическую работу.





Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Русские прялки" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: