Урок изобразительного искусства для 8 класса «Деревянная архитектура Сибири»





Архитектура России.







Урок изобразительного искусства

для 8 класса

«Деревянная архитектура Сибири».







Учитель ИЗО и черчения:

Ткаченко Е.Ю.

















Цели:

  • изучение наследия и развития деревянной архитектуры Сибири на примере городов Иркутской области.

Задачи:

  • развитие навыков перспективного изображения зданий и сооружений;

  • развитие практического применения ритмического ряда орнаментов на домовой резьбе;

  • закрепление графических навыков;

  • развитие эстетического вкуса и бережного отношения к истории родного края;

  • формирование интереса к деревянной архитектуре и творческой деятельности.

Ход урока:

Сегодня ребята мы продолжим изучение деревянной архитектуры и обратимся к деревянной архитектуре Сибири.

Как природа, архитектура окружает и сопровождает нас в течение всей нашей жизни, она является нашей материальной внутренней средой и от степени художественного совершенства во многом зависит полнота нашего жизнеощущения, наше самочувствие, наше настроение.

Происхождение формы и рисунка наиболее распространенных орнаментов уходит корнями в древнюю историю нашей страны, во времена языческой Руси. Уже тогда и снаружи, и внутри домов была резьба по дереву, только трудно сказать, в какой степени она носила декоративный характер, так как каждый элемент этой резьбы был знаком, символом предохраняющим и заклинающим от злых духов и бед или способствующим благополучию, плодородию, удачи. А города, деревни столетиями, находящимися в лесу, тайге впитывали энергию и гармонию природы.

Сначала давайте повторим, вспомним что нового вы узнали о деревянной архитектуре? ( мы говорили о символике орнамента на домах, о первых деревянных храмов и о их этапах развития, о музеи деревянного зодчества — Кижи).

У меня вопрос: кто был в Иркутске? Что вас удивило? Вы задавались вопросом, почему в центре большого, областного города находятся деревянные дома, порой вросшие в землю по окна?

На самом деле очень мало осталось городов в центре которых сохранилась историческая застройка. В архитектуре города, который живет и развивается века, отражается его история. Сменяющиеся поколения жителей всегда ощущают историческое прошлое по сохранившимся архитектурным памятникам. Эти исторические пласты позволяют ощутить как бы четвертое измерение города – неповторимость его образа. Как раз деревянная архитектура создает колорит города, его индивидуальность, своеобразие. Приезжим и иностранным гостям город Иркутск запоминается своей самобытной деревянной архитектурой, поразительной по красоте резьбой на деревянных зданиях.

Архитектура Сибири началась с ее освоения, с возведения оборонительных сооружений – крепостей, острогов. Крепостные сооружения не только играли огромную роль в исторической жизни страны, но и представляли собой великолепные произведения архитектуры. Лишенные декоративных элементов, крепостные стены благодаря четкой и строгой ритмике членений достигали большой архитектурно – художественной выразительности. Тын — деревянный сплошной из врытых столбов забор; городня – часть крепостной стены; тараса – система деревянных крепостных стен, при которой две параллельные стены через промежутки соединялись врубленными в них поперечными стенками, а образовавшиеся таким образом клетки засыпались землей и камнями.

Эмоциональное звучание всей композиции усиливали башни. Они еще сильнее подчеркивали ритмическое построение протяженной деревянной стены. Здесь, на рисунке 1,2,3 представлены различные проездные башни сибирских крепостей: Якутского, Илимского, Новой Мангазеи, и Братского острогов. А вот литографии реконструкции Иркутского острога (рисунок 4, 5,6) Как вы видите, в основном форма башен представляется прямоугольной или восьмиугольной призмы или их сочетанием. В архитектуре такие объемы называются четверик и восьмерик или их сочетание: восьмерик на четверике. Как правило завершение таких объемов шатровая или четырехскатная кровля.

Как вы наверное знаете из истории — освоение Сибири началось после похода Ермака.

Сегодня мы познакомимся с историей возникновения городов Илимск и Иркутск.

Иркутск был основан небольшой крепостью. Вообще надо сказать, что крепости, города строились в труднодоступных местах: на излученных рек. При выборе места для постройки крепости предпочтение было отдано другим факторам: «место тут самое лучшее, угожее для пашен и скотиной выпуск и сенные покосы и рыбные ловли все близко». Через год после основания острог стал именоваться Иркутским – по названию реки, у устья которого он находился. Изменение размеров иркутского острога происходило под воздействием тех условий, в которых он развивался. Далеко не последнюю роль в этом сыграло и то обстоятельство, что Иркутск к концу 17 века превратился в торгово-складскую, продовольственную и военно-административную базу для целого потока людей, переселявшихся с запада на восток. Сохранилось интереснейшее замечание, в котором сделана попытка объяснить этот приток населения: «А как стал город несколько известен как по хорошему местоположению, так и повсем выгодностям жителей, а особливо по всей славе, будто прежде соболей иркутские женщины били коромыслами: от сего с разных сторон число жителей умножилось». Также здесь представлены проездные башни Якутского, Братского и Ново-Мангазейского (Туруханск) острогов.

Илимск, может кому-то трудно представить, был сосредоточением огромного воеводства, с территорией, не многим уступавшей пространству современной Иркутской области и превосходившей десяток среднерусских губерний. Сегодня на месте бывшего острога и селения плещут волны Усть-Илимского водохранилища, а свидетели прошлой жизни Илимска — Спасская башня и казанская церковь перевезены в музей деревянного зодчества Тальцы под открытым небом, что раскинулся вдоль берега ангары в сорока семи километрах от Иркутска.

Спасская поездная башня Илимского острога представляет собой один из замечательных памятников оборонного зодчества. Однотипность ее с другими сохранившимися башнями касается лишь ее общей композиции, в деталях же она, как, впрочем, и все остальные, имеет особенности, присущие ей одной. И особенности эти следствие подчерка мастеров плотников, возводивших Илимскую крепость. Мы можем сегодня только гадать, чем руководствовались они, выбирая те или иные пропорции, но наверняка можем утверждать, что понятие «как мера и красота скажут» было совсем им не чуждо. Они великолепно чувствовали красоту природы, пейзажа, окружающего город, который они строили, и вносили в постройку коррективы, делавшие город слитным и неразрывным с окружающей природной средой.

На прошлом уроке мы подготовили листы для техники граттаж (на белый лит наносят слой парафина, потом покрывают черной гуашью).

Задание будет такое: выполнить эскиз крепости, острога в технике граттаж. Нарисовать фасад крепости, а для предания объема сооружениям применить перспективу с одной точкой схода. Так как работу мы выполняем в технике граттаж, то рисунок сначала нанести карандашом, а потом процарапать гвоздем или пустым стержнем от шариковой ручки. Для тех кто не уверен в своих силах задание будет попроще: выполнить эскиз наличника с применением ритмического ряда орнаментов.

Заключение:

В конце урока подводится итог: вывешиваются работы и оцениваются.

И так сегодня мы с вами узнали немножко о истории Сибири, нашей области, познакомились с развитием деревянного зодчества, с типами крепостных башен и стен, научились применять знания законов перспективы в изображении архитектурных объектов в карандаше и технике граттаж.

Приложение.














рисунок 1.












Рисунок 2.











































Рисунок 3

















































Рисунок 4


Рисунок 5





























Рисунок 6



















Г.Иркутск, 17 век. Реконструкция.





































Вид крепости Мангазея со стороны реки Таз и посада.



Литература
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы».
Ополовников А.В. Русский Север. — М.: Стройиздат, 1977.
Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество. — М.: Искусство, 1988.




Свежие документы:  Технологическая карта урока «Человек в зеркале искусства: жанр портрета» 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: