Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме «Узоры на крыльях»




Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме: « Узоры на крыльях»


Автор: учитель начальных классов Сухушина Елена Игоревна

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ №15 им. Г. Е. Николаевой г. Томск

Программа: Изобразительное искусство Б.М. Неменского

Продукт, полученный учениками в результате выполнения проекта: панно «Летний луг».

Тип проекта: учебный.


Тип урока

Урок-проект (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Деятельностная цель: приобрести опыт эстетических впечатлений и новые навыки изобразительной деятельности.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – (формировать представление о ритмических повторах узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре; способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять узор и т с использованием геометрических фигур).

Планируемые

результаты

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

— Уметь использовать в речи названия геометрических фигур, понятий «узор» «ритмический повтор».

— Уметь сравнивать разные узоры.

Основные понятия

Узор, ритмический повтор.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, геометрия, окружающий мир.

Ресурсы:

— основные

-дополнительные

— Гуашь, кисти, учебник «Искусство и ты»; рабочая тетрадь «Твоя мастерская» Л. А. Неменская, презентация «Узоры на крыльях».


— Проектор, экран, компьютер


Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа (работа в парах)


Ход урока



Этап урока и его цели


Деятельность

обучающихся


Деятельность

учителя

Содержание урока


Результат

Форма работы

Организационный момент

Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на работу.

Организует и настраивает детей на совместную работу.



Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в проектную деятельность.

Оформлять свои мысли в устной форме

фронтальная

I этап

Погружение

Цели:

определение темы проекта

— организовать актуализацию знаний;

— организовать выполнение учащимися учебного действия;


Отгадывают загадку

Рассматривают фотографию луга


Высказывают свои предположения.




Загадывает загадку

Организует рассматривание фотографии летнего луга



Презентация (Приложение №1)

Слайд 2,3:

Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
И желт, и синь, и ал!
(Луг)

Представьте, что вы идёте по этому лугу, вдыхаете аромат травы, луговых цветов.

Узнайте, кого я встретила на лугу:


То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их… Похожа…
На порхающий цветок
В летний солнечный денёк.

(Бабочка)

Слайд 4

О ком мы узнаем сегодня на уроке?

(о бабочке)

Слайд 5

Чтобы луг ожил, нужно его заселить бабочками.

Бабочки – это насекомые с полным превращением. Их вид очень разнообразен, а их представителей можно встретить практически в любой точке планеты.

Порхающая бабочка как частичка неба, упавшая на землю.

Показ видеофрагмента о превращении бабочки (яйцо – гусеница- бабочка)

Видеофрагмент (слайд 6)



















Приходят к выводу, о том, чему будет посвящен урок и чем они будут заняты на уроке.

Фронтальная


















Индивидуальная,

фронтальная

II этап

Планирование деятельности


С помощью учителя ставят цель проекта.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства.

Предлагает обсуждение плана

Поможет «оживить» луг бабочками план. (на доске):

Что мы будем делать?

  • УЗНАЕМ о ком?

  • РАССМОТРИМ что?

  • НАРИСУЕМ кого?

  • ЗАСЕЛИМ ЛУГ кем?

Анализируют план, отвечая на его вопросы.

Планируют самостоятельную деятельность в соответствии с пунктами плана.

Индивидуальная,

фронтальная

III этап

Осуществление деятельности по решению проблемы


Работа с рисунками.

Рассматривают иллюстрацию бабочки «Павлиний глаз», обращают внимание на формы крыльев и рисунок на них.

Так же анализируют узоры на крыльях бабочек «Зорька, определяют, почему её так назвали.

Рассматривают бабочек «Махаон» — подсчитывают, сколько цветов в её окраске, из чего составлены узоры на её крыльях, считают количество крыльев.

Включает учащихся в работу через игровую деятельность.

Обращает внимание на иллюстрации с изображением бабочек, говорит об их многообразии в природе.

Организует беседу по определению цветовой гаммы, формы крыльев, разнообразию узоров у бабочек «Павлиний глаз», «Зорька», «Махаон».

Учитель обращает внимание на иллюстрации с изображением бабочек, говорит об их многообразии в природе. (слайд 7)

Работа по учебнику.

Откройте стр. 50 учебника. Рассмотрите бабочек. Какие красивые у них платья! Что можете сказать «об одежде» бабочек?

(нарядная, красивая)

– Как вы думаете, каких цветов в их окраске больше – теплых или холодных?

— Сколько крыльев у каждой бабочки? (четыре, два крыла впереди и два поменьше сзади.)

Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крылышка: два одинаковых больших впереди и два одинаковых поменьше сзади.

— Бабочки симметричны относительно туловища, а это значит, что их левые и правые крылья одинаковы по форме и одинаково украшены.


  • В природе существует большое количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга.

  • Показ (слайд 8) «Павлиний глаз». Этих бабочек осталось мало, они нуждаются в охране.

  • Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них.

  • Можно назвать его узором?

  • Почему?

  • Что вы заметили? (круги, похожие на глаза).

А это бабочка «Зорька». ( слайд 9)

Она летает на опушках и лесных полянках.

  • Почему её так назвали? (на передних крыльях у неё круг ярко- красного цвета, обрамляет её желтый цвет, как будто солнце садится, или встает, что напоминает зорьку).

Рассмотрим иллюстрацию бабочки «Махаон». (слайд10)

  • Эта бабочка считается одной из самых красивых. Живет во многих местах в Евразии, Африки, Японии.

  • Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев.

— Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске. Из чего состоит узор на крыльях? (из кругов, волнистых линий, пятен.)

— Совпадут ли крылышки бабочки, если он сложит их?

— Какая бабочка понравилась больше всего?

Узор какой бабочки захотите повторить в своей работе? Почему?

— Покажите соседу и назовите рассмотренных бабочек.

Анализируют иллюстрации.

Закрепляют знания о строении бабочек, их окраске и названиях.

Индивидуальная,

Фронтальная


































Работа в парах

Физминутка

Выполняют физминутку


Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

(покружиться)

Смена деятельности

фронтальная

IV этап

Оформление

результатов

Самостоятельное раскрашивание бабочек на страницах рабочей тетради.

После высыхания работ ученики вырезают своих бабочек и наклеивают на общее панно «Летний луг»

Для создания настроения читает стихотворение С.Говила


Организует и контролирует работу детей по совместному созданию проекта.



Работа в рабочей тетради (стр.20)

— Сколько бабочек вы украсите?

— Пофантазируйте и “нарядите” бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье.

– Какой мастер нам будет в этом помогать? (“Мастер Украшения”.)

Слайд 11

На цветок в саду присела

Бабочка.

Ты откуда прилетела,

Бабочка?

До чего же ты пригожа,

Бабочка!

На цветок сама похожа,

Бабочка!

— С чем сравнивает поэт бабочку? (С цветком.)

Раскрашивание бабочки.

Создание коллективного панно «Летний луг»

Индивидуаль-ная

Физминутка



Гимнастика для глаз

Презентация

Слайд №12



V этап

Презентация результатов

Оценивают свою работу и работу одноклассников,

Учатся соотносить цель и результат выполненной работы..


Какая была цель?

Вернёмся к плану урока.

Удалось ли нам выполнить его?

Какой луг получился? (Слайд 12)

Опишите его?

Какая из бабочек вам больше всего понравилась?






Индивидуальная

фронтальная


Литература специальная:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1–9 классы. Под руководством и редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.. Неменской “Искусство и ты” / авт.-сост. В.И. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2012.

  3. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе; система преподавания уроков ИЗО в 1–4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. – Волгоград; Учитель, 2006.


4


Свежие документы:  Программа элективного курса «Твори и фантазируй. Флористика» 9-10 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: