Урок по ИЗО в 5 классе «Цветы на подносе»


Эстетическое воспитание учащихся, развитие творческих способностей на уроке изобразительного искусства в 5 классе.


Тема урока «ЦВЕТЫ НА ПОДНОСЕ».


Цель урока: научить учащихся навыкам в освоении этапов и приемов Жостовской росписи, помочь детям через обучение прикладному искусству, путём создания условий и предпосылок духовно – нравственной мотивации, прийти к познанию культуры своего народа, развить творческий потенциал личности, способной адаптироваться в современных социально – экономических условиях.

Задачи:

  • формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа;

  • раскрывать истоки народного творчества и их роль в жизни общества;

  • изучать историю развития жостовского промысла;

  • развивать заинтересованность в освоении этапов жостовской росписи;

  • развивать творческую художественную деятельность и индивидуальные способности учащихся, через приобщение детей к народным промыслам;

  • осваивать приемы работы жостовских мастеров;

  • учиться соблюдать единство формы и декора;

  • воспитывать художественный вкус, общечеловеческую культуру, патриотизм, любовь к Родине.

Оборудование:

ТСО: Компьютер, ДВД.

Наглядные пособия:

  1. Презентация «Жостовские букеты».

  2. Жостовские подносы.

  3. Репродукции с работами Жостовских мастеров.

  4. Карточки – проспекты: «Секреты жостовских художниц» (для каждого).

  5. Детские работы на тему «Жостовские чудеса».

  6. Публикация, подготовленная детьми к уроку на тему «У истоков мастерства».


План урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой класса к участию в работе.

Учитель:

Закрылся глаз нарцисса утром рано.
Раскрылась роза и бутон тюльпана.
Садовник в это утро встал чуть свет.
Сложил он из цветов невиданный букет.

— Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

«Цветы на подносе» — тема нашего сегодняшнего урока.

А почему писателей и художников привлекают цветы? Цветы — сама жизнь. Они символ надежды, любви и воспоминаний.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Во мраке и стуже лежала когда-то Мать-земля – нигде не было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило – бог солнца: «Посмотрим сквозь тьму, хороша ль Земля наша». Он пронзил взором своим слои мрака, что лежали над спавшей Землей. И засветило красное солнце, и проснулась земля, и нежилась, и пила щедрые солнечные лучи. И молвил тогда Ярило: «Ох, ты Мать Земля! Полюби меня бога светлого. За любовь твою я украшу тебя серебряными озерами, реками полноводными. Травами разноцветными, цветами алыми, белыми, лазоревыми…» И с тех пор цветы сопровождают человека от рождения и до его смерти. Может поэтому, похожи они на людей.

А чем?

Учитель: Волшебное царство флоры.

Ученик:

  • Цветам, которыми Флора украшала землю, были рады все. И только одна Ночь не радовалась – бродила она, окутав черной вуалью голову, одиноко и печально. И сжалилась Флора, и подарила Ночи алые маки.

  • И с тех пор зацветают они на расцвете, и кажется, будто в поле порхают легкие мотыльки, и вот-вот вся эта алая стая поднимется с места и улетит в голубую высь.

  • Буду черные грядки холить,

Ключевою водой поливать;

Полевые цветы на воле,

Их не надо трогать и рвать…

И, как волны приносят на сушу

То, что сами на смерть обрекли,

Принесу покаянную душу

И цветы из русской земли.

(А. Ахматова.)

Учитель: На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого цветка свое назначение. Свой характер.

  • Ученик: Ирисы – удивительные цветы с бархатными, нежными лепестками, красивые, стройные, словно радуга.

  • Похитил на Олимпе Прометей небесный огонь и подарил его людям. И вспыхнула на земле дивная радуга. Уже и закат отгорел, день угас, а радуга – та светилась над миром. А утром, когда вернулось солнце на небо, там, где горела радуга, расцвели Ирисы. Все личико Ириса – сама доверчивость и по-детски непосредственное удивление.

  • Посмотрите, какие длинные ресницы – лепестки. Словно глаза! А удивляет цветок небо! В него он смотрится. Им живет!

  • Небесные голубые черты! Символ солнца, жизни, добра.

Учитель: Цветы — это целый мир, мир со своим характером, настроением, вовлекающий нас в свое пространство.

Ученик:

  • Жил когда-то на земле прекрасный юноша. А был он сыном небесного бога. Ослепительно красив, сам он не любил никого. Богиня Немезида – богиня возмездия — наказала самовлюбленного юношу. Отправившись весной на охоту, подошел Нарцисс к горной реке, наклонился к зеркальной воде, увидел себя и не смог оторваться от своего отражения: так очарован был самим собой. Весна сменилась летом, осенью, зимой. А юноша все стоял, забыв о еде, питье и сне. Но постепенно покинули его силы, побледнел он и зачах.

  • И цветёт с тех пор у воды желтая звездочка на стройной ножке, склонившись на бок, будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь короткий у неё век.

Учитель: Чудо природы. Только в цветах живут волшебные существа Эльфы, и только там, в маленьком тюльпане, могла родиться прелестная крошка Дюймовочка.

  • Совершенство форм, игра света и тени, разнообразие красок. От ярких, зовущих до тающих. Они прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновенье, и многие вянут сразу, же после того, как их сорвали.

  • Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека – задача мастеров Жостова и наша с вами сегодня на уроке.

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий русской равнины, в очень живописном месте раскинулось село Жостово. В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл здесь свою мастерскую. Там и появились изображения цветов на подносах. До сих пор льются они из-под кисти мастера и ложатся в неповторимые букеты. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы. Пышные розы, георгины, пионы, трогательные нарциссы, ирисы тюльпаны и васильки, многоликие анютины глазки, ромашки, маки, лилии, трепещущая яблоня и звенящий колокольчик нежно уложены мастерами-художниками в букет.

  • Собранные в плотные букеты или свободные «букеты в раскидку», поставленные в кувшин, вазу или корзину, разложенные венком или полувенком на подносе, написанные с углов.

Каких только подносов не изготавливали мастера!
Трактирные достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» — не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной. И красовались огромные букеты в окружении свежей листвы на круглом, прямоугольном, овальном, сложном и многогранном: гитарном, крылатом, фигурном подносах.

Эти цветы никогда не превращались в «портрет цветов», хотя мы и узнаем в розе с подноса – розу, в трепещущем васильке – василек.

— Что делает мастер с цветами и плодами? (ответы: стилизует, декорирует – значит украшает.)

Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро, даже с лихостью. Опытный мастер за один день расписывает до 10 подносов.

Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов.

— С какими мы уже знакомы? (ответы: замалевок, тенежка, прокладка).

III. Работа над темой урока.

Учитель:

Четвертый этап росписи: «БЛИКОВКА»,

  • Наложение бликов выявляет свет и объем – это следующий этап росписи.

  • Букет кажется освещённым множеством независимых источников света.

  • Бликовка создаёт настроение и колорит. Блики подчеркивают форму растений.

  • Мастера называют бликовку «эффектом павлиного пера» — ложится она красиво, как перья. (показ на доске учителем последовательности работы над бликовкой).

Заключительная часть работы над букетом – «ЧЕРТИЛКА».

  • При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень замечательные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов. (работа учителя на доске).

Завершающий этап росписи: «ПРИВЯЗКА».

  • Готовый букет как бы вживляют в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

  • Для этого существует у мастера особая «привязочная» кисть, самая тонкая №1.

  • Помните: привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, «загрузить композицию», «замусорить травкой».

  • Привязка и чертилка – очень похожи и часто делаются вместе и составляют заключительную часть работы. (работа учителя на доске).

— Так какие три этапа помогают мастеру завершить работу над букетом?

Но это еще не все! После этого подносы попадают в руки к мастерам – «уборочникам». Несмотря на то, что главным в жостовском промысле является роспись, «уборку» подноса можно поставить в один ряд со всеми основными этапами росписи. Украшение бортика подноса составляют из геометрических и растительных узоров.

Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин.

— Так какие же шесть жостовских приемов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет? (замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертилка, привязка).

Все эти приемы меняются под руками разных мастеров, не всегда точно соблюдаются, некоторые совмещаются, другие пропускаются. Все зависит от фантазии мастера.

Только так рождаются неувядающие букеты на жостовских подносах, частица души мастера.
— Из каких цветов вы хотели бы собрать свой букет? (ответы детей).


Так берите в руки кисти и пусть на ваших листах появятся свои букеты, частица вашей души, но помните о приемах жостовской росписи.

Удачи в работе! (Все работают).


IV. Итог урока. Выставка и обсуждение работ.

Учитель:

— Так чему мы научились сегодня на уроке? (Дети отвечаю, что коме приемов жостовской росписи, любить, беречь, ценить, соприкасаться, радоваться, уважать, мечтать и т.д.).

Учитель:

«Научить человека мечтать. Это великое качество, ибо истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая несмотря ни на что, ведет человека к восхождению…»

Н.К. Рерих.


В качестве подведения итогов учащиеся заполняют дневник самовоспитания, внося в него качества, которые необходимо воспитывать в себе, и которые нужно изживать

Таблица 1. Что я должен (на) и не должен (на) в жизни делать

Должен (на)

не должен (на)

Любить историю родной страны;

Уважать людей, создающих красоту;

Стремиться к творчеству;

Быть самостоятельным, доброжелательным и др.

быть высокомерным;

быть грубым;

быть эгоистичным;

неуважительным и др.




Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО. Рисование по представлению. Осенний пейзаж. Живопись (рисование по сухому)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: