Урок по теме: «ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ»


8


Тема урока:



Цель:



Задачи:













Тип урока:


Вид урока:


Технология:

Методы и педагогические приёмы:


Практическая работа:


Оборудование

для учителя:



для учащихся:














Организационный момент.


Повторение изученного материала.







СЛАЙД №4
































ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.


расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве.


Образовательная:

закрепить умение различать виды пейзажа;

дать понятие точки зрения, точки схода;

познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы;

учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы.

Развивающая: совершенствовать технику работы гуашью;

развивать творческое воображение, память, умение анализировать пропорциональные отношения в композиции

Воспитательная: содействовать воспитанию личности, воспитывать трепетное отношение к родной природе.


комбинированный (обобщение и изучение нового материала)

урок-исследование


на диалоговой основе.


проблемно-поисковые, индуктивные, метод самостоятельной работы.

изображение пейзажа с уходящей вдаль дорогой




компьютер, проектор; мультимедийная презентация; гашь, лист бумаги.


л

Тема урока

ист бумаги А3, гуашь, кисти, простой карандаш, тетрадь.





П

Проекционный экран

Пед.

рисунок

Работы

учащихся

лан урока:

организационный момент -2 мин.

повторение изученного материала -8 мин.

изучение нового материала – 10 мин.

практическая работа — 22 мин.

итог урока – 2 мин.

домашнее задание – 1 мин.


Ход урока.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


На предыдущем уроке мы говорили о способах изображения пространства на плоскости в разные времена. Сегодня вы научитесь изображать пространство с учётом правил линейной и воздушной перспективы.

Но прежде проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков.


Назовите жанры изобразительного искусства (слайды 2-3 презентации).


В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, не очарованных людей (Слайд 4).

Что такое «пейзаж» как жанр?

ПЕЙЗАЖ — жанр искусства, изображающий природу (от французского слова «пайс» — «страна», «местность»)

Пейзаж как жанр, вы знаете, возник в Европе сравнительно недавно. Но и он богат своими разновидностями. Назовите виды пейзажа (слайд 5).

Прежде чем мы перейдём к более подробному знакомству с правилами изображения пространства, вспомним, как передавали пространство в разные времена (слайд 6):

Древние египтяне совмещали в одном изображении вид сверху, вид спереди и вид в профиль.

В римское время в росписях стен появился своеобразный пейзаж, который легко переходил в орнамент.

В средние века изображение пейзажа несло символический и повествовательный смысл.

В эпоху Возрождения возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира. Эти устремления потребовали создания нового изобразительного языка. Появились такие понятия как «перспектива», «точка зрения», «линия горизонта».

Вспомним, что, чем выше линия горизонта на картине, тем больше изображено пространства земли. Чем ниже линия горизонта, тем больше пространства неба изображается на картине. Высота линии горизонта зависит от точки зрения. Определите точки зрения на представленных работах (слайд 6).

Что такое «перспектива» (слайд 7)?

Вспомним виды перспективы (слайды 8-11).

Прямая перспектива

  • рассчитана на фиксированную точку зрения;

  • предполагает единую точку схода на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере удаления их от переднего плана.

  • параллельные линии сходятся в бесконечно удаленных точках, называемых точками схода на линии горизонта.

Обратная перспектива

условная система приемов построения трехмерного пространства и объемных предметов. Использовалась при изображении икон.

  • Совмещение нескольких точек зрения;

  • увеличение размеров предметов по мере их удаления от переднего плана.

Сферическая перспектива.

  • Несколько точек зрения;

  • наклон вертикальных осей к центру;

  • разворот плоскостей к переднему плану.

Воздушная перспектива

способ передачи светотеневых и колористических качеств изображаемых объектов.

Это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контраста в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.

Изучение нового материала.

Итак, построим пейзаж с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы (слайд 12).

С чего начнём построение пейзажа?

Правильно, с проведения линии горизонта. Помним, что проводим её выше или ниже середины листа, в зависимости от того чего мы хотим изобразить больше – неба или земли. В данном случае, провели чуть выше середины листа.

На линии горизонта выбираем точку схода. Смещение точки схода от центра влево или вправо придаёт изображению ощущение движения. Из точки схода проведём две расходящиеся линии – дорогу.

Вдоль дороги нарисуем кусты и деревья. Чем объект ближе к нам, тем он больше и на листе расположен ниже. Чем предмет дальше от нас, тем он меньше и на листе расположен выше. Эти правила мы помним еще с начальной школы.

На линии горизонта изображаем полоску леса.

Слева от дороги изображаем столбы линии электропередач, используя правила, перечисленные выше. Если по крайним верхним и нижним точкам столбов провести прямые линии, они сойдутся в одной точке на линии горизонта – в нашей точке схода. Запоминаем это правило – параллельные линии сходятся в одной точке на линии горизонта. Это же правило мы применяли при изображении дороги. Если сравним расстояния между столбами, заметим, что оно сокращается по мере удаления.

Расположение облаков подчиняется правилам: чем ближе к наблюдателю облако, тем на листе оно изображается дальше от линии горизонта, т.е. выше. Чем ближе облако к линии горизонта, тем оно меньше.

Выполнять работу в цвете мы будем с учётом воздушной перспективы.

Начинаем с травы. По мере удаления цвет травы будет приобретать холодный оттенок. Небо вверху листа более тёмное, чем у линии горизонта. Цвет деревьев и кустов подбираем также с учетом воздушной перспективы: чем дальше объект, тем светлее и холоднее. Полоску леса на линии горизонта делаем голубого цвета. По правилу воздушной перспективы выполняем в цвете дорогу, облака, столбы. В завершение дополняем пейзаж деталями: добавляем тени и рисуем камушки на дороге.

Итак, мы выполнили пейзаж с учётом правил линейной и воздушной перспективы. Запишите в тетради определения (слайд 13):

Линейная перспектива – изменение масштаба изображения объектов, расположенных на плоскости.

Воздушная перспектива — способ передачи светотеневых и колористических качеств изображаемых объектов.

Подведём итог. Чтобы передать пространство на плоскости листа, необходимо следовать правилам линейной и воздушной перспективы, которые мы запишем в виде таблицы в тетрадь1:


Практическая работа. Выполните сельский пейзаж с учётом правил линейной и воздушной перспективы ограниченной палитрой красок (слайд 14)2.


1

2

3

4

5

Ближе

крупнее

подробнее

контрастнее

теплее

ярче

Дальше

мельче

обобщённее

нюанснее

холоднее

бледнее

Этапы выполнения работы:

  1. Наметить основные линии пейзажа.

  2. Выполнить работу в цвете ограниченной палитрой красок.

  3. Дополнить пейзаж элементами.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  • контролирует организацию рабочего места;

  • контролирует правильность выполнения приёмов работы;

  • оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.



Итог урока.

Выставка работ учащихся. Обсуждение работ.



Домашнее задание.

Собрать иллюстрации с изображением пейзажей, подобрать стихи о пейзажах


Список использованных источников.







1 Таблица была заготовлена на предыдущем уроке.

2 В презентации представлены этапы ведения практической работы. Но предпочтение отдаётся ведению учителем педагогического рисунка гуашью на листе бумаги А3. Это обеспечит скорость выполнения работы учащимися и повысит качество работ.

8


Свежие документы:  Урок для 7 класса по теме: «Жизнь нашего края в составе Московской Руси (XIV-XV вв.). Крепости нашего края»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: