Урок по теме: «Профессии. Художественная роспись посуды»




Терещенко Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3

г. Донецк Ростовская обл.

Окружающий мир ИЗО и художественный труд



Тема: Профессии. Художественная роспись посуды.

Цель: Познакомить детей с профессиями людей разных направлений;

учить изготавливать эскизы посуды;

познакомить детей с гжельской росписью, учить ее исполнению;

прививать бережное отношение детей к предметам быта.

Конспект урока.

  1. Вводная часть. Определение темы.

1 слайд.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок.

О чем сегодня пойдет речь, вы должны догадаться сами, отгадав загадки.



2 слайд.

Она бывает глубока,

Она бывает и мелка

Однако это не река. (Тарелка)



Сама не ем,

А всех кормлю. (Ложка)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)



Она всем очень нравится

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Красивенькая … (Чашка)



Люблю я подбочинясь,

Забраться на поднос;

То кланяюсь учтиво,

То задираю нос. (Заварник)



Ребята, вы правильно отгадали загадки.

Скажите, а как одним словом можно назвать перечисленные вами предметы? (Посуда)



3 слайд. «Художественная роспись»

Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о посуде, побываем в мастерской и узнаем, кто ее делает, из какого материала и как посуду украшают, чтобы она радовала нас.







  1. Основная часть. Новый материал.

Посмотрите, какая коллекция посуды представлена перед вами.

Замечательные чашечки, блюдца, заварники.

У каждого из вас дома есть наборы посуды.

Вам, конечно, приходилось рассматривать дома эти предметы, например, чайный сервиз.

Перечислите, что может входить в этот набор (чашечки, блюдца, конфетница, сахарница)

Ребята, но не только существуют чайные сервизы, а бывают наборы для молока, для обедов и даже для блинов.



4 слайд «Какая бывает посуда?»

Скажите, а из чего делают посуду?

Посуда бывает стеклянная, деревянная, железная, фарфоровая

5 слайд «Сервизы»

Посуда бывает тонкая, изящная имея замысловатые формы и рисунки.

Кто знает, как называется набор посуды выдержанный в одном стиле, примерно одинаковой формы, в одинаковом цвете, одинаковым рисунком расписаны? (Сервиз)



6 слайд. «Как посуда попадает к нам в дом?»

Итак, у всех вас дома есть посуда, возникает вопрос. А как она попадает к нам в дом?

(Мы покупаем ее в магазине)

Как называется профессия людей, построили магазин? (Строители)

Как называется профессия людей , у которых мы купили посуду? (Продавец)

Как посуда попала в магазин? (Доставили водители)

Ребята, а машину тоже кто-то сделал. Кто знает, где делают машины? (На заводах)

На заводах, трудятся очень много людей , разных профессий давайте попробуем перечислить некоторые из них. (инженеры, слесари, фрезеровщики, сталелитейщики, сварщики, токари)

На заводе сделали машину, а откуда привозят посуду на машинах? (С керамических фабрик)

Действительно с фабрик, где трудятся гончары, художники над созданием посуды.

Вот какой долгий путь проходит посуда, прежде, чем она окажется у нас дома.

Сколько людей разных профессий должны приложить сил, умений и знаний, чтобы мы могли ею пользоваться.

Возникает вопрос, всегда ли у людей была посуда? А чтобы узнать, давайте мысленно отправимся в прошлое.

7 слайд. «Первобытный человек»

Прошло много времени с тех пор, как человек выделился из животного мира. Постепенно овладел огнем, научился делать одежду из звериных шкур .

Наши предки придумывали и учились делать новые и новые предметы и вещи для ведения своего домашнего быта.

Какое же хозяйство без посуды?

Древние люди делали ее из коры деревьев, плели кувшины из тонких прутиков деревьев.

Скажите, можно было в такой сплетенной посуде принести воды?

Да, действительно, невозможно. И тогда люди стали обмазывать плетеную посуду сырой глиной.

Однажды такой плетеный кувшин, обмазанный глиной, случайно попал в костер.

На утро люди обнаружили, что прутья внутри кувшина сгорели, а глина, которая была мягкая стала твердой, как камень.

А дальше все просто, люди стали лепить посуду из глины и специально класть ее в костер, чтобы придать твердость.



8 слайд. «Гончар»

Позже появилось гончарное ремесло по изготовлению посуды, а человек, который ее делал стали называть гончар.



9 слайд. «Технология производства»

Сейчас мы с вами рассмотрим, где и как делают посуду.



10 слайд. «Производственный материал»

Производственным материалом служит глина. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящей для обработки.



11 слайд. «Гончарный круг»

Для производства глиняной посуды главным орудием служит гончарный круг, на котором легко и удобно можно сделать всякую посуду имеющую круглую форму.



12 слайд. «Фото»

Гончар кладет кусок глины, необходимый для выделки, смачивает его водой, образуя из куска тупой конус и одновременно надавливая большими пальцами обеих рук, придает нужную форму. Гончар усаживается около круга и придает ему движение от руки, а затем вращает его ногой.



13 слайд. «Фото»

Для того, чтобы у гончара были руки гладкими и скользили по изделию он их смачивает в растворе из жидкой глины.



14 слайд. «Просушка»

Затем изделию дают просушиться на воздухе.



15 слайд. «Обжиг»

После просушки посуду необходимо (как усвоили еще древние люди) обжечь. Для этого она переносится в печь, которая называется горн .



16 слайд.

Процесс обжига длится с раннего утра до позднего вечера 14-15часов.



17 слайд. «Цвета глины»

Глина бывает разных цветов: синяя, зеленая, коричневая, белая, красная.



18 слайд «Покрытие белой краской»

Для того чтобы обожженная посуда имела одинаковый цвет ее покрывают белой краской.



19 слайд. «Художники. Роспись посуды»

Затем за работу принимаются художники, которые придумывают рисунок и наносят его на посуду, т.е. расписывают ее.



20 слайд. «Гжель»

Например, сейчас мы с вами видим роспись, которая называется гжель. Гжельскую посуде отличает единство росписи. Используется белая и синяя краска разных тонов от светло-голубого, до темно-синего. А узорами служат цветы, декоративные веточки, завитушки. Образцы узоров вы видите на доске.



3. Физминутка



21 слайд. «Физминутка»



4. Практическая работа.

22 слайд. «Мастерские»

А сейчас мы с вами попробуем сами изготовить посуду, раскрасим ее и доставим к нам на выставку. Для этого мне нужны будут помощники, которые будут работать в мастерских.

Сейчас каждый из вас выберет дело по душе и отправится в мастерскую и закипит наша работа.

«Гончарная» мастерская.

Здесь мы будем работать с пластилином и попробуем изготовить чайный сервиз.

«Художественная» мастерская.

В этой мастерской будем расписывать сервиз в гжельском стиле.

«Конструкторское бюро»

Будет изготавливать машины, для того, чтобы доставить сервизы к нам в класс.



23 слайд. «Удачи в работе»

(Дети рассаживаются, включается народная музыка )



«Выставка работ»



5. Заключительная часть. Рефлексия



24 слайд «Федорино горе»

Ребята, мы с вами на уроке литературного слушания знакомились с произведением К.И. Чуковского «Федорино горе»

Что произошло у Федоры?

Почему? Ребята, чтобы с вами не приключилась подобная история, вы должны быть бережливыми, аккуратно обращаться с посудой, будь она стеклянная или железная, или глиняная. Ведь она помогает нам в быту, и мы должны заботиться о ней, чистить, мыть, чтобы она всегда была чистой. Чтобы люди, изготовившие ее, не зря потрудились для нас.



25 слайд. «Молодцы»

Свежие документы:  Конспект урока по предмету «Мировая художественная культура» в 11 классе "Пейзаж-впечатление" (импрессионизм)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: