Урок по теме: «Цвет и композиция в пейзаже»


Тема: Цвет и композиция в пейзаже.

Цель: познакомить обучающихся с вариантами подбора цвета и композиции в пейзаже

Задачи:

  • обучающие: учить выявлять общий тон и цветовые отношения между объектами пейзажа;

  • развивающие: расширить знания о пейзаже, композиции, этапах выполнения рисунка;

  • воспитывающие: воспитывать восприятие гармонии цвета и композиции от видения красивого к созданию рисунка.

Оборудование: экран, проектор, слайды и репродукции картин: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода».

Оборудование для детей: карандаши, набор для работы красками (бумага, кисти, краски, вода).

План занятия:

I. Организационный момент (2 мин.)

Вступительное слово (Музыкальное сопровождение. Демонстрация фильма «Весна»)

  • Приветствие

  • Игра слов (ответы детей)

  • Сообщение темы занятия, цели, задач

II. Актуализация знаний (3 мин.)

III. Основная часть (12мин.)

  • Фронтальный опрос (5 мин.)

  • Просмотр видеоматериала (3 мин.)

  • Обсуждение репродукций художников (4мин.)

IV. Физкультминутка (2мин.)

V. Практическая часть (18 мин.)

VI. Итоги занятия, выводы (3 мин.)

Ход занятия

I. Организационный момент

  • Приветствие

Приветствую вас, юные друзья!

Хочу представить вам сегодня я,

Возможность потворить и поиграть,

Пейзаж весенний вам самим создать!

  • Игра слов (ответы детей)

Для этого, надеюсь,

Мне скажите, какие средства есть?

И первым делом прозвучит ответ

Что для картины очень нужен — ……….!

Да, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ свойства цвета всем известно.

Но есть еще одно известное вам средство

Художники владеют им в России, за границей.

Скажите это слово — ………………………..

  • Сообщение темы занятия, цели, задач

Что ж, мы назвали все нам нужные слова.

Цвет, композиция — причудливая их игра.

И нашего занятия мы обозначим тему.

» цвет и композиция в пейзаже».

II. Актуализация знаний

Дети, обратите внимание на дату. Сегодня последний день зимы. А какое время года начинается завтра?

Дети: — весна!

— В каком жанре живописи мы можем изобразить природу в разное время года?

Дети: — В пейзаже.

-Давайте вспомним , что такое пейзаж? (слайд 3)

ПЕЙЗАЖ — жанр живописи, в котором основной предмет изображения – природа.

III. Основная часть (12мин.)

  • Фронтальный опрос (5 мин.)

Одним из любимых зрителями жанров изобразительного искусства является пейзаж. Художник в своих пейзажах делится со зрителем радостью общения с природой, учит нас видеть красоту земли. С пейзажа начиналась любовь к Родине.

— Назовите мне, какие главные элементы пейзажа? (слайд 4)

— Главными элементами всякого пейзажа являются земля, небо, вода, деревья. (слайд5-10) Чтобы уметь хорошо рисовать пейзаж, надо научиться рисовать эти элементы в особенности деревья. Иначе рисунок пейзажа превратится в набор безликих декоративных пятен — все деревья окажутся одинаковыми, и не будет чувствоваться горизонтальность земли или воды, горы и облака потеряют свои характерные формы.

В пейзаже должно чувствоваться уходящее вдаль пространство, а каждый предмет, каждое дерево должно быть предоставлено своими характерными чертами. Надо дать как бы индивидуальный портрет дерева — ствол, ветви, характер кроны, листвы.

Давайте рассмотрим репродукции и обратим внимание на композицию в пейзаже…(СЛАЙД 11)

-Я хочу вас спросить: что такое композиция?

ЗАКОНОМЕРНАЯ организация всех элементов в одно целое называется композицией. Главной задачей художника, является создание композиционного центра картины, той точки к которой будет прикован взгляд зрителя.

-Что в композиции главное?

— Правильно. Создавая художественный образ — художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру изображаемых элементов. Выразительность композиции картины во многом усиливается её цветовым решением. Нельзя передать, например, радость жизни холодными серо-синими тонами, и наоборот, сумрачное, подавленное состояние -светлой, теплой гаммой насыщенных цветов. В пейзажах ранней весны присутствуют как серые тона так и солнечные дни характеризуются яркими насыщенными красками. В рисунке важно передать предельно точные отношения освещенных и затененных поверхностей. Находясь под открытым небом, художник видит предметы, которые погружены в воздух. Чем дальше от наблюдателя в пространстве расположены видимые объекты, тем сильнее сказывается действие воздуха. Дальние планы заметно окрашиваются синими оттенками.

  • Просмотр видеоматериала (3 мин.)

  • Обсуждение репродукций художников (4мин.) (слайды №№ 12,13)

«Грачи прилетели» А.К.Саврасов.

-каким мы видим снег? (мокрым, побуревшим, со следами птичьих лапок).

-Какое небо? (весеннее небо с разбухшими от влаги облаками)

-Как художник избегает однообразия? (А.К.Саврасов стройным формам каменной колокольни противопоставил причудливые плавные изгибы деревьев).

-Какие контрасты оживили изображение? (холодным краскам неба и воды он противопоставляет теплые тона земли, растений, построек).

-А снег? (это не положенная на холст белая краска, а цвет имеющий множество оттенков).



«Март» И.И.Левитан.

-Какое время года мы видим?

-какие тона усиливают звучание контраста света и тени? (соседство теплых — золотых и холодных-белых, голубых, они наполняют пейзаж ослепительным солнцем и свежим воздухом).

-каким мы видим небо?



IV. Физкультминутка (2мин.) (слайд №14 )

«Тепло – холодно»

V. Практическая часть (18 мин.) (слайд №15)

  • Сообщение последовательности выполнения практической работы

Приступая к работе, надо помнить, что основными этапами выполнения рисунка являются:

  1. композиция:

-выбор сюжета;

-образное обобщение натуры средствами графики;

-образное обобщение натуры средствами живописи;

-выбор фрагмента изображения;

2)подготовительный рисунок:

-определение пропорций движения и характера пространственных планов;

-индивидуализация деталей композиционного центра;

3)обобщенное живописно-пластическое изображение:

-определение общего цветового тона;

-передача общих больших тоновых и цветовых отношений;

-выявление светотени и живописная проработка;

4) завершение рисунка:

-выявление главного и второстепенного в цветовом строении рисунка;

-подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности.

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (слайды №17-23)

Задание: выполнить рисунок пейзажа на тему: «Весна идет».

Целевые обходы:

1) Контроль за организацией рабочего места.

2) Контроль за правильностью выполнения приемов работы.

3) Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.

4) Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

VI. Итоги занятия, выводы (3 мин.)

  • Дети, мы сегодня рассмотрели репродукции художников и начали учиться использовать цвет в пейзаже. Попрошу вас обратить внимание на то, как вы можете использовать композицию в своих работах и насколько они стали интересней и выразительней.

  • Весна всегда сочетается у нас с ожиданием чего-то необычного, сказочного. Именно весна наполняет наши души этим особым чувством, вселяет надежду в нас. И это ожидание очень хорошо передается в ваших работах. И хотя краски на палитре не равносильны краскам природы, вы заставили их звучать так, что они смогли не только изобразить приметы весны, но и раскрыть свои чувства, внутренний мир, переживания и мечты ваше ощущение жизни в этот момент. Для всех вас — это лучшая школа, которая учит пристально вглядываться в окружающий мир.

























Свежие документы:  Урок по теме: "Украшение рукавички"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: