АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ



АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


Тарасова Т.А

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 9 с УИПОО « Технология»

г. Нижневартовск, март 2014


Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.

Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке.

И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющей

нашёл отражение во всех традиционных компонентах курса каждого предмета:ради чего учить? уточнены цели обучения, усилен деятельностный аспект целеполагания

Чему учить? оОбновлено содержание курса, усилена деятельностная составляющая Как учить? Расширены методические приёмы, обновлены

средства обучения, позволяющие реализовать деятельностный подход.

Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность.

Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Сегодня очень, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться.

В качестве основного результата образования выступает действий.

В процессе обучения литературе работаю над формированием у обучающихся личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Овладение УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться

На каждом уроке ставлю следующие деятельностные цели:

-создание условий для усвоения темы;

-создание ситуации успеха;

— развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;

-обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;

— развитие навыков самоконтроля;

— развитие схематичного мышления.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Развитие обучающихся осуществляю на всех этапах урока. Вовлекаю детей в такие мыслительные операции как анализ, синтез, классификация.

На уроках использую приём нестандартного входа в урок ( притча, пословица, цитата, необъявленная тема),

создания проблемной ситуации и её исследования,

вовлекаю учащихся в групповую постановку цели на уроке.

На каждом уроке использую приёмы и технологии, развивающие у детей навык сотрудничества со сверстниками, смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий. Уделяю внимание формированию умений координации различных позиций в сотрудничестве, умению аргументировать свою точку зрения.

Вызывает затруднение осуществление взаимного контроля и навыки сотрудничества с партнерами, несформированность действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе. Ввожу алгоритмы использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности.

Преодолеть определенные трудности помогают применяемые мной ролевые игры: «Ситуация», «Угадай героя» , «Учитель и ученик» и т д. особенно это актуально для уроков литературы , где учащиеся приобретают навыки социализации.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий затруднения у учащихся вызывает работа с метафорами, понимание и употребление оборотов речи, построенных на скрытом уподоблении, постановка проблемы и аргументация ее актуальности, умения делать умозаключения, обобщение понятий. Прежде всего, я считаю, недостаточный уровень связан с низким уровнем читательской компетенции учащихся.

Свежие документы:  Тесты по творчеству А.А.Ахматовой (11 класс)

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Современные педагогические технологии такие, как

  • обучение в сотрудничестве,

  • проектная методика,

помогают реализовывать деятельностный подход в обучении.

Технология проектного обученияэто эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся,

формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий

Познавательные УУД

При формировании познавательных универсальных учебных действий: особое внимание уделяю формированию навыков проектной работы, умению ставить проблему,

аргументировать её актуальность, организовывать исследование ,

осуществлять расширенный поиск информации с использованием Интернета.

Проектная и исследовательская деятельность формирует коммуникативные регулятивные познавательные личностные

В течение первого полугодия выполнены следующие проекты и творческие работы: по литературе: «Басни» (подготовлены сообщения-презентации о баснописцах Эзопе, Крылове, ; рисунки, создана презентация «Герои басен И.А.Крылова живописи»), созданы проекты по созданию собственных басен; презентации «В.А.Жуковский», «Иллюстрации художников к сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Иллюстрации к прологу поэмы «Руслан и Людмила»; найдены обучающими в Интернете презентации к сказке А.Погорельского «Чёрная курица», творчеству А.С. Пушкина ,М.Ю.Лермонтова и др.

В учебной деятельности учащиеся используют различные приёмы поиска информации в интернете, приобретают навыки составления презентаций.

На уроках обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности,

ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;

Учащиеся в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.

Работа в группах. Коммуникативные УУД

При формировании коммуникативных универсальных учебных действий: работаю над формированием умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Особое внимание уделяю ученикам с низкой самооценкой.Ставлю перед ними решение задач ,способствующих оказать содействие по развитию речевой деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Работа в группах .Ролевые игры на уроках.Игровые тренинги « Я ученик и учитель». Я представляю проект – презентацию.

Работа в группах построена на следующих основных правилах:
1 .Полное внимание к однокласснику;
2. Серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие;

никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все дети принимают активное участие в обсуждении этих правил. При этом у учащихся формируются универсальные учебные действия в таких сферах:

личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных, регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали). Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился» — осознание результативности деятельности.

Учебное сотрудничество

При формировании УУД широко использую эту технологию.

Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные УУД.
Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества.

Дискуссия как технология формирования УУД

На своих уроках я часто применяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия.

Это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания

Технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА

Создает проблемную ситуацию,

а ученики формулируют проблему (цель) урока

Предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение.

Развитие основ читательской компетенции

Учимся правильно работать с текстами, преобразовываем и интерпретируем содержащуюся в них информацию.Учимся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.

В процессе системно-деятельностного подхода в обучении школьники учатся выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем ), заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Развитие основ читательской компетенции

На уроках литературы продолжаю работу по формированию и развитию основ читательской компетенции. Перед обучающимися поставлена цель — владеть чтением как средством осуществления познавательных и коммуникативных задач.

Учащиеся должны понимать основную мысль текста, искать конкретную информацию, комментировать текст, составлять план, уметь составлять краткий конспект.

Работа с текстом

Составление плана; составление граф-схемы; тезирование; составление сводной таблицы;

Комментирование; чтение с остановками; чтение с пометами; составление кластера

Технология продуктивного чтения.

Включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения
Технология продуктивного чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).
Фрагмент урока в 5 классе.
Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
Группы составляют пословицы:
1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)
— Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации
Первичное чтение текста.
• Чтение текста «с карандашом»
• Определение основных понятий (без чтения всего текста)
• Составление таблиц (выборочное чтение)
• Составление плана текста (для пересказа)
• Поиск пропущенных слов
Выявление первичного восприятия ( например, с помощью беседы).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста- повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов .). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.
Технология продуктивного чтения.

Цель этапа :достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Ставлю концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Цель этапа :достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Ставлю концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Составление кластера

на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:Герасим Отношение к Татьяне, отношение с дворовыми

портрет,описание каморкио,тношение к Му-му , отношение к барыне

Синквейн (пять строк)

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим; добрый, трудолюбивый; заботится, любит, работает; не должен страдать из-за жестокости людей; человек

Алгоритм формирования читательских умений

Принцип вариативности, принцип деятельности,творчества,сознательности,

использование тематического и жанрового подходов при построении структуры курса каждого класса.

Три типа вопросов и заданий, выявляющих логику анализа художественного произведения: помогает понять текст; помогает оценить художественное своеобразие текста; подводит итоги наблюдениям и определяет место произведения, а порой и автора в художественном и историческом пространстве.

Блок третьего типа реализует требования к метапредметным, личностным и межпредметным результатам ФГОС по каждой изучаемой теме.

Технология творческого продуктивного чтения

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
В целом, технологию продуктивного чтения можно представить в такой таблице.
Данная технология резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится – наблюдателем и наставником.

Алгоритм самооценки и рефлексии.

На этапе рефлексии учебной деятельности в процессе  ответов на вопросы фиксируется новое содержание, проводится самооценка и рефлексия деятельности учащихся на уроке.

Предлагаю следующие вопросы:

Над какой темой работали? Какую задачу ставили?Удалось ли выполнить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? В чём испытывали трудности? Где можем применять полученные знания? Оцените работу свою и своего наперника по шкале достижений.

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой на уроках литературы , работаю над развитием у пятиклассников потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный,социальный, исторический жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; основы ценностных суждений и оценок.

Приведенные упражнения помогают при формировании универсальных учебных действий на уроках литературы , а именно:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;составление плана и последовательности действий;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез: составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; коммуникативные действия: обеспечивают возможности сотрудничества

Итак, использование системно-деятельностного подхода позволяет осуществлять:

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.


Свежие документы:  Литературное чтение "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: