«Анализировать стихи – увлекательно»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №100 ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА

























Статья «Анализировать стихи – увлекательно»





Автор: Рыбалко Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ СОШ№100





















































г. Ростов-на-Дону

2012


«Анализировать стихи – увлекательно» (на примере стихотворения А.С.Пушкина «Элегия» и М.Цветаевой «Знаю, умру на заре…»)

Рыбалко Ю.В., учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ№100 г. Ростова-на-Дону

Общеизвестно, что анализ лирического произведения наиболее трудный вид работы по литературе. Даже те ученики, кто знает план разбора, не всегда могут увязать всё воедино, почувствовать ауру поэта, высказать свои мысли по поводу прочитанного. Несмотря на то, что этот вид работы практикуется с 5-го класса, учащиеся 11-х, к сожалению, очень далеки от полноценного анализа и, соответственно, от сочинения. Вниманию коллег предлагается разработка «Анализировать стихи – увлекательно» (на примере стихотворения А.С.Пушкина «Элегия» и М.Цветаевой «Знаю, умру на заре…»), которую можно использовать и как план сочинения, и как устную работу на уроке в 7-11 классах, и как работу над проектом. Желательно вначале напомнить ученикам общий план разбора, дать рекомендации по его воплощению, затем разобрать конкретное произведение, возможно, с образцом сочинения. За многолетний опыт работы, думаю, каждый учитель литературы перебрал ни один план анализа стихотворения, предлагаемый в различных методиках. Я методом проб и ошибок попыталась создать, как мне видится, универсальный и понятный. Буду рада, если мой опыт кому-то пригодиться. Своим ученикам делаю распечатку всего материала после подробного разбора с презентацией


План анализа стихотворения:

  1. Название стихотворения. Время его написания

Часто время написания, связь с мировоззрением автора, его биографией помогают глубже постичь замысел произведения. Название определяет тему, иногда жанр (например, «Ода революции», «Элегия»), нередко несет символический смысл. Если названия нет, ориентируйтесь по первой строке, посвящению.

  1. Жанр

Задает тональность произведению (элегия – печальную, пародия – ироническую; послание, письмо – дружескую, доверительную).

  1. Тема (о чем стихотворение)

Какая картина представляется после прочтения?

Что изображает поэт?

Какие художественные средства он использует, чтобы картина сложилась яркой, запоминающейся?

  1. Идея

Какова главная мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? Какие мысли и чувства его особенно волнуют? Есть ли ключевые слова, помогающие постичь замысел поэта?

  1. Композиция

Посмотрите, как построено произведение (строфы, смысловые части). Как они связаны: развивается ли мысль, меняется ли интонация. Возможно, части противопоставлены (антитеза). Используются ли анафора (единоначатие) или эпифора (одинаковые концовки), подчеркивающие главную мысль?

Есть ли в стихотворении кульминация? Что помогает её почувствовать? Есть ли конфликт, его разрешение? Какие строки завершают стихотворение?

Внимание! Свою точку зрения важно доказывать при помощи текста, находя соответствующие выразительные средства. Например: « В первой строфе открывается картина яркого незабываемого праздника. Помогают почувствовать это эпитеты «солнечный», «весёлый», «искрящийся».

  1. Лирический герой

Кто является лирическим героем (Важно не смешивать понятия лирический герой и автор)? Каков его внутренний мир? С помощью каких художественных средств он выражается? Например: эпитеты «мрачно», «тоскливо» становятся ключевыми для понимания внутреннего состояния героя

  1. Определить стихотворный размер

Каков стихотворный размер (ямб, хорей и т. д.)? Есть ли нарушения размера (пиррихий- пропуск ударения, спондей – два ударения подряд)? Способ рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), вид рифмы (мужская, женская, точная, приблизительная)?

  1. Ваше восприятие и оценка стихотворения

Напишите о своём понимании стихотворения. Какой отклик нашло в Вас произведение, какие чувства пробудило? Открыли ли вы для себя что-то новое в понимании творчества поэта?

Рекомендации для учеников. Не обязательно придерживаться строгого порядка плана. Что-то можно опустить, некоторые пункты объединить. Используйте отдельные листы – черновики. Напишите вначале то, что у Вас лучше получается. Каждый пункт записывайте на отдельном листе. Так останется место для редактирования, Вы сможете перемещать фрагменты свободно, чтобы получилось легкое, лаконичное и вместе с тем ёмкое сочинение.


Разберём стихотворение М. Цветаевой «Знаю, умру на заре…»


Перечитайте стихотворение, проникнитесь его атмосферой…

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух — не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!


Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!

С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!


Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари — и ответной улыбки прорез…

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Декабрь 1920


Предложим ответить на вопросы по плану (предполагаемые ответы даны курсивом).

1. Соотнесите год написания стихотворения с биографией Цветаевой, сопоставьте с темой стихотворения

Стихотворение создано в 1920 году. Это время тяжелейших испытаний в трагической судьбе Марины Цветаевой: муж – в белой армии за границей, стихи не приняты Советской Россией, умерла от голода в приюте младшая дочь Ирина… Возможно, поэтому и звучат в произведении темы смерти, одиночества

2. Попробуем определить жанр

  • От чьего лица ведется повествование?

  • Есть ли в нем искренние, исповедальные нотки?

  • Какие знаки препинания преобладают?

  • Какова интонация стихотворения?

Жанр — лирическая миниатюра. Стихотворение написано в виде монолога, своеобразной исповеди, повествование ведется от первого лица… Но в нем не чувствуется покаянных нот, напротив, это вызов, отстаивание права решать свою судьбу, права быть самобытным поэтом!

Произведение отличает повышенная экспрессия: из 13 предложений – 11 восклицательных.

Вместе с тем в нем много знаков, замедляющих повествование (запятые, многоточия, тире)

3,4 Тема, идея

  • О чем стихотворение М. Цветаевой?

  • Только ли о предчувствии смерти лирической героини свидетельствует повтор 1 и 7 строки?

  • Найдите символические образы, помогающие глубже понять тему и идею произведения

  • Как называет себя героиня?

  • Найдите контекстные антонимы? Как они помогают раскрыть тему стихотворения?

  • Каким утверждением завершается монолог?

В стихотворении поднимается тема избранности поэта, причастности к тайнам природы, его противостояния общепринятым нормам («Вместе с которой/зарей/», « мой факел», « Неба дочь!», « В щедрое небо рванусь за последним приветом»).

Идея – отстаивание права всегда оставаться поэтом, обладающим особым даром предвидения, несущим свет людям… (останусь поэтом)

Контекстные антонимы. Противостояние (Ястребиную ночь//Бог не пошлет по мою лебединую душу!; Нежной рукой отведя нецелованный крест)

5,6 Композиция. Лирическая героиня

  • Как построено произведение?

  • Как развивается мысль от строфы к строфе?

  • Кульминация?

  • Роль антитезы в композиции?

  • Роль звукописи в структуре стихотворения?

  • Каков внутренний мир лирической героини? Как изменяется её состояние от строфы к строфе?

Состоит из 3 строф. Мысль развивается от строфы к строфе: например, если в первой мотив избранности слышен робко – это мягкая просьба умереть дважды, чтобы не пропустить ни утреннюю зарю, ни вечернюю ( «Ах, если б можно…»), то во второй уверенность нарастает вместе с осознанием, что лирическая героиня — «Неба дочь», в 3-ей же наступает кульминация( «останусь поэтом!»), звучит вызов — не подчиняться общепринятым условностям («Нежной рукой отведя нецелованный крест»), отстаивание права быть неординарной личностью, несмотря ни на что!

Антитеза(контрастные эпитеты «ястребиную – лебединую», высокая лексика «небо», «заря», «факел» и просторечная «икота») помогает понять мятежную душу лирической героини…

Аллитерация способствует правильному пониманию темы стихотворения, внутреннего мира героини (при помощи чередования звонких звуков «з», «р», «д» в 1,2 строках мы как бы слышим её звонкий уверенный голос, и наоборот – насыщенная глухими «х», «ш» , «ф» третья строка ассоциируется с просьбой, высказанной мягко, приглушенно)



7. Своеобразие ритмической организации.

Расставьте ударения, определите размер и характер рифмы.

ЗнАю, умрУ на зарЕ! На котОрой из двУх,


ВмЕсте с котОрой из двУх — не решИть по закАзу!


Ах, если б мОжно, чтоб двАжды мой фАкел потУх!


ЧтОб на вечЕрней зарЕ и на Утренней срАзу!


Четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой. Такой размер замедляет прочтение, позволяет выделить главное.


8. Восприятие и оценка стихотворения

  • Какой отклик нашло в вас стихотворение?

  • Какие мысли и чувства вызвало?

  • Какова художественная ценность произведения?

  • Что нового о характере лирической героини вы узнали?

  • Что нового вы узнали о самой Цветаевой, о её характере, мировоззрении?


Образец сочинения «Стихотворение Марины Цветаевой «Знаю, умру на заре…» (Восприятие. Истолкование. Оценка)»

Марина Цветаева… Для меня она всегда останется женщиной — загадкой, создававшей неповторимые стихи, завораживающие своей музыкой, силой, дерзостью! Каждое произведение открывает что-то новое в понимании характера, мировоззрения… Стихотворение «Знаю, умру на заре…» отразило мятежный дух и противоречивый характер Марины Цветаевой, её сильную нежную и такую ранимую душу поэта.

Стихотворение написано в виде монолога, своеобразной исповеди. Но в нем не чувствуется покаянных нот, напротив, это вызов, отстаивание права решать свою судьбу, права быть самобытным поэтом!

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух — не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Какая уверенность звучит в первой строке, будто вызывается на бой невидимый соперник – судьба, которая то награждала Цветаеву великой любовью, то капризно отбирала самое дорогое! Лирическая героиня — истинная женщина, такая непредсказуемая, только что заявившая свое право выбрать время собственной смерти и вдруг по-детски растерявшаяся: на какой же именно заре ей хотелось бы оборвать свою жизнь… И решение принято воистину цветаевское: наперекор всем умереть дважды, не желая пропустить ни заката, ни рассвета. И только легкое «Ах» выдает сожаление, что сделать это невозможно.

В стихотворении поднимается тема избранности поэта, его причастности к тайнам природы. Именно поэтому во второй строке лирическая героиня уточняет: не «на заре», а «вместе» с зарёй. Жизнь поэта уподобляется факелу. В этой метафоре раскрывается осознание исключительной роли поэта среди людей – гореть, согревая своим теплом, светить, разгоняя тьму людского невежества, злобы. Во второй строфе тема избранности, особого дара поэта усиливается за счет ключевых определений, которые дает себе лирическая героиня: «неба дочь», «лебединая душа»

Стихотворение было написано в1920 году . Это время тяжелейших испытаний в трагической судьбе Марины Цветаевой. Умирает дочь, муж в изгнании, стихи не приняты Советской Россией, но она не ожесточилась, её лирическая героиня несёт собой огромную любовь ко всему, она прошла по земле «ни ростка не наруша»…

Произведения Цветаевой надо читать вслух, только тогда возникает тот неповторимый звуковой образ, создающийся при помощи аллитерации. Так , например, в первой и четвертой строках преобладают звуки «з», «р», которые придают голосу поэта звонкость, уверенность и силу, стремительность. И наоборот, насыщенная глухими согласными «ш», «ф», «х» третья строка способствует тому, что произносится она как просьба, чуть мягче : «Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!». Четырехстопный дактиль с использованием перекрёстного способа рифмовки с частой цезурой, рассекающей строку, многочисленные тире способствуют медленному прочтению произведения. Но повышенная экспрессия (из тринадцати предложений – одиннадцать восклицательные) придает ему убедительность, завораживает искренностью…

В третьей строфе становится главной идея бунтарства:

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари — и ответной улыбки прорез…

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Казалось бы, эпитеты « нежной», «щедрое», «последний» создают впечатление всепрощения, покаяния, но последняя фраза «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!» шокирует, разрушает ауру умиротворения. Так становится понятной главная мысль стихотворения — всегда оставаться поэтом, быть верной себе. Понятен становится и выбор пейзажа — «заря», «небо» .Это не просто красивый фон, это символы простора, безграничной свободы! А отказ принять отпущение грехов говорит , мне кажется, о нежелании подчинятся общепринятым традициям… Именно поэтому, минуя человеческие преграды, душа героини рвется в «щедрое небо», к свету, любви…

После прочтения стихотворения «Знаю, умру на заре..» возникает ощущение, будто через время и пространство нам позволено прикоснуться к частице души Марины Цветаевой, многое понять в её драматичной судьбе…

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «ЭЛЕГИЯ»

(для 7 класса по предложенному выше плану)


Стихотворение было написано в 1830 г .Это время расцвета пушкинского творчества, период болдинской осени, когда поэт, оказавшись в вынужденном заточенье(в округе — холера), получив письмо Н.Гончаровой о согласии выйти за него замуж. работает много и плодотворно, многое переосмысливает…

Название стихотворения одновременно и определяет его жанр «Элегия», и несёт символический смысл: это размышления лирического героя о своей судьбе на её переломном моменте.

Общая тональность стихотворения печальная, что, в общем-то, и определено жанром. Но при внимательном прочтении становится ясно: в первой строфе печаль горькая, во второй — светлая. Это связано с тем, что в первой строфе герой пытается осмыслить настоящее. «Мой путь уныл. Сулит мой труд и горе// Грядущего волнуемое море,» — эти метафоры помогают понять усталость, тоску, уныние, что терзают душу лирического героя. Об этом же свидетельствуют эпитеты : «безумных», «тяжело», «уныл», «волнуемое». Он осознает, что жил не так, что в прошлом совершено много ошибок. Молодость промчалась в пустом бесшабашном веселье. Будущее не определено, впереди много трудностей.

Но перед нами Пушкин, мудрый поэт, бесконечно любящий жизнь, не позволяющий унынию овладеть собой. Поэтому вторая строфа наполняется оптимизмом: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю мне будет наслажденья…»И хотя ключевые слова и эпитеты горестей»,»забот», «печальной», «прощальной» здесь также минорные, но чувствуется. что лирического героя посещает мудрое решение: жизнь прекрасна во всех своих проявлениях, и в радостях, и в печалях. Это и есть главная мысль стихотворения. Метафора»… на мой закат печальный//Блеснёт любовь улыбкою прощальной» смягчает трагический пафос, помогает понять идею стихотворения. Пятистопный ямб способствует неторопливому вдумчивому прочтению
Парный способ рифмовки (веселье – похмелье, умирать — страдать) придаёт стихотворению мелодичность, как бы замедленное звучание

В произведении используется звукопись. Аллитерация [х], [ж], [с] создаёт ощущение вздоха, печали…

Стихотворение «Элегия», безусловно, принадлежит высокому образцу философской лирики Пушкина…





































Использованная литература


  1. Карнаух Н.Л., Щербина И. В. Щербина «Письменные работы по литературе». 9-11классы. Москва, «Дрофа», 2002

  2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы Москва, «Дрофа»,2002



Свежие документы:  Конспект урока по литературе «Медный всадник»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: