Читаем рассказ М.Горького «Дед Архип и Лёнька»




Читаем рассказ М.Горького «Дед Архип и Лёнька»



ЛШ №2, 2012

Я иду на урок

Марианна Юрьевна БОРЩЕВСКАЯ,

к.п.н., доцент НИРО,

учитель гимназии № 13, г. Нижний Новгород

Ещё раз о слезе ребенка…

Читаем рассказ М.Горького

«Дед Архип и Лёнька»



ИЗУЧЕНИЕ рассказа «Дед Архип и Лёнька» становится поводом для серьёзного разговора с младшими подростками

  • о жестоком мире,

  • трагическом одиночестве человека,

  • сложных душевных переживаниях,

  • о любви,

  • добре и зле,

  • страдании и сострадании,

  • жизни и смерти.

Опыт показывает, что самостоятельно прочитанный к уроку рассказ вызывает у детей сильные эмоции.

От них и следует оттолкнуться, чтобы перейти к осмыслению прочитанного, углубить и разнообразить чувственное переживание.

В начале урока могут быть сформулированы следу-

ющие вопросы к классу:

Какие сцены, эпизоды, образы особенно ярко представляются, когда вы вспоминаете рассказ? (Вопрос на пластическое воображение, активизирующее чувственное восприятие.)

Что вы переживали, испытывали, когда дочитали произведение?

Чем отличается грустный финал от трагического? (Можно дать первоначальное представление об эстетической категории трагического.)

Вторичное восприятие художественного текста основывается на углублённом, вдумчивом, аналитическом чтении (вчитывании).



Учитывая возрастные психологические особенности шестиклассников, выбираем метод вслед за автором и постепенно погружаемся в текст.

Горький – мастер завладевать вниманием читателя, вербально воздействуя на различные органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. Перечитывая начальные абзацы рассказа, ученики могут выделить те детали описания, которые «включают» наши ощущения.

Например:

Что мы «видим»?

Мутная река, жёлтый песок, серая полоса дороги, тёмно-коричневая земля, бурые лохмотья странников, дед – старое иссохшее дерево, Лёнька – его хрупкий корявый сучок, вдали золотое море пшеницы, в которое падает ослепительно яркое небо, серебряная пелена марева (обращаем внимание на палитру писателя), пелена на глазах деда – всё дрожит и колеблется.

Что «слышим»?

Тишина, удушливый кашель деда, шорох волн о песок. Летний пейзаж тревожен, несмотря на то, что день тёпел и тих, его тишина обманчива, как та струистая пелена и жара, отнимающая у деда зрение и остатки сил. В этом убеждаемся далее.







О чём говорят детали портрета деда Архипа?

Какая мысль не даёт ему покоя?

Прокомментируйте обратившие на себя внимание детали портрета мальчика. (Много пережил, болел, страдал.)

Что может рассказать первый диалог героев об их взаимоотношениях, характерах? (Следует обратить внимание не только на прямую речь, но и на слова автора.)

Не страх приближающейся смерти, а мысль о внуке (куда он денется?) не даёт покоя деду Архипу. Он ласков к внуку, хотел бы, но не может порадовать ребёнка, за что-то словно извиняется. Лёнька не по-детски серьёзен, рассудителен, осторожен, сосредоточен; заметна слегка раздражённая, даже покровительственная интонация в адрес деда.

Любопытен фрагмент диалога, приоткрывающий внутренний мир мальчика: Лёнька растёр в руках кусочек земли – далее следует ряд незавершённых фраз и замечание автора: «И, не умея уловить свою мысль, Лёнька снова молча задумался, посматривая вокруг себя». Зададим вопрос, активизирующий художественное воображение, чувственно-эмоциональную сферу восприятия: о чём думает, но не умеет высказаться мальчик?

Для того чтобы сформулировать за героя его мысль, ученики должны проникнуться его ощущениями, состоянием, вжиться в образ.

Далее следует перечитать монолог деда. Вопросы к нему:

Какие чувства испытывает нищий странник?

В каких словах особенно ярко выражены его взгляды на жизнь? («Враги друг другу – сытый и голодный… Ты – хилый ребёночек, а мир-то – зверь…»)

Почему автор «прерывает» монолог краткими описаниями героев и завершает описанием фигуры деда?

Обращаем внимание на доминирующие чувства в состоянии дедушки (злоба и бессилие против жестокости мира) и реакцию Лёньки на каждое из этих чувств. Так мы близко подходим к нравственно-психологическому конфликту героев, во многом объясняющему дальнейшие события. Следующая ниже пейзажная зарисовка контрастирует с душевной драмой человека: «Река торопливо катилась вдаль, звучно плескалась о берег, точно желая заглушить этим плеском рыдания старика. Ярко улыбалось безоблачное небо…»

Мысль деда о вражде сытого и голодного начинает буквально воплощаться в жизнь. Портрет казака, его повадки, голос, разговор – резкая антитеза внешности, жестам и чувствам старика и ребёнка. «И от всей его фигуры, прочной и большой… разило сытостью, силой, здоровьем».

Далее сосредоточим внимание учащихся на ощущениях и переживаниях Лёньки в его последний, трагический день жизни: от слабости и голово-кружения он засыпает на пароме и просыпается от резкого толчка, странные звуки песни казака и скрип колёс навевают невесёлые размышления о предстоящем унижении – опять придётся просить милостыню… На минуту повеяло человеческим теплом и участием, когда их с дедом приглашают на ночлег. Равнодушие Лёньки к заботам деда (уже собрал одиннадцать с полтиной!) вызывает вопрос: любит ли он вообще дедушку, сопереживает ли ему? Чувства мальчика не по-детски сложны, здесь и любовь, и привязанность, и сострадание, и стыд, и раздражение: «Всегда, когда слышал он просьбы деда, ему становилось неприятно и как-то тоскливо, а когда деду отказывали, он даже робел, ожидая, что вот сейчас разревётся дедушка».

И всё же ребёнок, даже в отчаянном положении, остаётся ребёнком. В «посвежевшем от близости вечера» воздухе отдохнули и посвежели после сна его детские силы и чувства. Портрет плачущей девочки дан в восприятии Лёньки, он содержит ряд милых и трогательных деталей: «У неё были большие чёрные глаза, теперь – обиженные, грустные и влажные, маленькие, тонкие, розовые ушки шаловливо выглядывали из прядей каштановых волос, растрёпанных и падавших ей на лоб, щёки и плечи. Она показалась Лёньке очень смешной, несмо-тря на свои слёзы, – смешной и весёлой… И озор-ница, должно быть!..»

Диалог с девочкой может прозвучать в классе.

Это должно быть подготовленное, выразительное чтение по ролям, с большим вниманием к психологи-ческим авторским ремаркам, отчётливо рисующим состояние героев, практически не требующим комментария и объясняющим, почему мальчику вновь «сделалось скучно. Он… снова сгорбился и присмирел»…

То, что произошло далее (встреча с дедом, привод в сборную, брошенный в бурьян свёрток, переживания мальчика и его обморок), можно воспроизвести в пересказе, попросив учащихся сохранить в нём наиболее важные художественные детали. Интересно, какие именно детали выделят дети как наиболее существенные и яркие. В первую очередь это должно быть то, что вызвало в мальчике вспышку ярких эмоций: «Падая, тряпка развернулась, и в глазах Лёньки промелькнул голубой с цветами платок, тотчас заслонённый образом маленькой плачущей девочки. Она встала перед ним, как живая, закрыв собой казака, деда и всё окружающее… Звуки её рыданий снова ясно раздались в ушах Лёньки, и ему показалось, что перед ним на землю падают свет-лые капельки слёз». Это переживание – центральное в данной части рассказа, важное звено сюжета, подводящее нас к восприятию кульминации.

Кульминационную же сцену рассказа рекомендуем прочитать вслух учителю. Чтобы не разрушить целостного и сильного впечатления, вряд ли стоит дробить этот фрагмент вопросами. Зададим центральный, проблемный вопрос: кто прав в своих обвинениях: ребёнок или старик?

Рассуждая в поисках ответа на этот вопрос, ученики неизбежно выйдут к тому, что у каждого из героев своя правда. Для деда Архипа «мир – зверь», и, чтобы защитить мальчика, он готов и на грех, и на преступление, страдая и осознавая свою вину: «Господи! Наказал ты меня!.. Рукой ребёнка убил ты меня!.. Верно, Господи!..» Чистая, страдающая душа Лёньки, мечтающего о «чудных городах, населённых невиданными им добрыми людьми», не принимает зла как такового. И слова отчаяния, брошенные деду («У дити украл… Не будет тебе на том свете прощенья за это!..), брошены на самом деле в лицо несправедливо, безнравственно и жестоко устроенному миру. И никуда от этого мира не скрыться кинувшемуся во тьму, ослепляемому молниями, обезумевшему от страха ребёнку.

Финал рассказа трагичен. В итоге развернувшейся на наших глазах истории – лежащие в грязи кинжал и платок да грубый каменный крест на холмике земли. Заключительный вопрос (или домашнее задание) может быть как раз связан со значением этих предметов-образов в рассказе. Вопрос рассчитан на личностное восприятие прочитанного, разный уро-вень воображения, различную степень умения обоб-щать – то есть на интерпретационную деятельность учащихся. Обобщая ответы учеников, необходимо отметить не только фабульное, но и символическое значение этих предметов, причём два из них соотнести с мировосприятием каждого из героев (дед – и кинжал, мальчик – и платок с цветами), и один (крест) – с общим концом, смертью героев.

После изучения этого горьковского рассказа уместно обращение к рассказу Леонида Андреева «Ангелочек».

О том, как провести их сопоставление, читайте в авторском варианте статьи на диске.





















Свежие документы:  Игровой материал для букварного периода в 1 классе "Буква К"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: