Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы


Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы


В становлении личности, в обогащении ее духовно-нравственного мира большое значение имеет развитие эмоциональной восприимчивости. В чувствах проявляется сущность человека, по ним мы судим о его мировоззрении, интересах. «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши,— писал К. Д. Ушинский,— не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Моральные знания, сливаясь с чувством, образуют убеждения, которые составляют сердцевину человеческой личности, влияющие на ее поведение, деятельность в обществе, в коллективе, в быту.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся начинается со знакомства с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, загадками, народными песнями, сказками.

Народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» хорошо известна детям и любима ими, так как отвечает их увлеченности героическими характерами, победой добра и справедливости над злом и коварством, соответствуют жизнерадостному мировосприятию ребят.

«Сказка прекрасна и надежна в своем оптимизме, — писала М. А. Рыбникова, — в своей вере в победу борца и героя. Она дает этому герою непомерные, казалось бы, испытания, но он, этот герой, всегда побеждает, всегда достигает своего идеала».

Именно такая нравственная целеустремленность сказки с ее сильными и добрыми героями, всегда побеждающими не менее сильных, но злых и коварных врагов, с ее прекрасными мечтами о светлом будущем человека, о его внешней и внутренней красоте, радостном творческом труде, о счастье и гармонии во взаимоотношениях людей создает возможность уже на первых порах обучения в 5 классе говорить с ними о таких важных нравственных качествах, как самоотверженность, чувство ответственности за окружающих, чуткость и доброжелательность. Эти нравственные качества героев мы и выявляем в процессе анализа, сказок.

Для начала работы над формированием умения воспринимать чувства и переживания героев народные сказки наиболее удачны, поскольку в них нет, как правило, сложной психологической характеристики героев.

Опыт работы показывает, что после самостоятельного знакомства с содержанием сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», отвечая на вопрос: «Каким человеком кажется вам Иван?», основная масса обучающихся выделяет такие нравственные качества героя, как смелость, сила. Часть учеников отмечает и находчивость Ивана, его заботливость. Следовательно, уже после первого прочтения и еще до начала работы над сказкой у детей складывается свое представление о нравственном облике героя.

Наша задача — расширить представления обучающихся, обратив особое внимание на то, что лучшие нравственные качества главного героя — его смелость, мужество, самоотверженность направлены не на собственное возвеличение (как у чуда-юда), а на защиту родной земли, счастья людей. Именно патриотические чувства руководят поступками и действиями Ивана.

Патриотические чувства руководили и героем повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

«Повесть о Настоящем человеке» — одно из любимых произведений школьников, рассказывающее о, казалось бы, далеких для современного ребенка годах войны, произведение волнует читателей, становится для них настольной книгой, «руководством» по выработке мужественного, волевого характера, черт настоящего русского человека. Это объясняется тем, что, показав исключительную ситуацию и необыкновенный характер, писатель своим произведением высказал мысль, что этот характер выражает суть людей нашего общества. Сложные, фантастические условия, в которые попадает главный герой повести, подчеркивают, что в жизни человека есть более властные силы, чем физическая боль, голод, страдания. Это любовь к Родине; неистребимая потребность защищать ее свободу, бороться за счастье народа. Обсуждая повесть, мы продолжаем разговор о подвиге, героизме, самоотверженности, обостренном чувстве долга, о подлинно человеческих качествах советских людей.

В процессе изучения повести следим за мыслями, чувствами, поведением Маресьева в наиболее сложные, ответственные моменты его жизни. Мы знакомимся с Мересьевым, когда тяжело раненный летчик пробирается к своим, движимый не только естественной для каждого человека потребностью спасти свою жизнь, но прежде всего воодушевленный желанием быть в одном строю с защитниками Родины; и в период душевной депрессии, вызванной сознанием своей беспомощности; и в период упорной борьбы за право остаться в строю и, наконец, тогда, когда Мересьев снова становится активным защитником своей Родины.

Переживая вместе с героем его страдания, надежды, радости, являясь свидетелями процесса достижения большой цели, которую ставит перед собой герой, обучающиеся как бы проходят путь мужества, воли, горячей любви к Отечеству, осознания ответственности за его судьбу, и это, несомненно, способствует развитию в них положительных идеалов.

Литературные произведения дают возможность учащимся пережить различные эмоциональные состояния, разнообразные чувства, не изведанные ими ранее.

Способность к сопереживанию является основой взаимопонимания, единения людей. Сопереживания юных читателей литературным героям способствует активному восприятию нравственных ценностей произведения.

Важное педагогическое значение имеет урок по повести В.К. Железникова «Чучело». В повести идёт речь о взаимоотношениях классного коллектива и личности, о воспитании личности и воспитании коллектива. Семиклассники читают книгу о самих себе, о собственных школьных проблемах. Мы не можем отрицать, что характер класса определяется очень рано, как и характер взаимоотношений в нём. И задача учителя улавливать возможные направления развития этих отношений, умело воспитывать ребят, учить их самостоятельно мыслить, быть добрыми, милосердными, не позволять таким, как Железная Кнопка, брать власть в свои руки. Разговор о поведении Железной Кнопки, Шмаковой, Димки Сомова, Лены Бессольцевой помогает обучающимся анализировать собственные поступки, взаимоотношения товарищей по классу.

Текстуальный анализ рассказ О. Генри «Дары волхвов» помогает прийти к мысли, что высшее счастье – это общение с близкими, понимающими тебя людьми, доброта и забота твоя — о них и их – о тебе.

Герои рассказа Делла и Джим дарят друг другу на Рождество подарки, жертвуя самым дорогим. Они живут почти впроголодь в дешёвой квартире, но счастливы тем, что рядом любимый человек.

Рассказ дышит любовью к людям и к жизни. Юные читатели вместе с автором радуются за героев, гордятся ими, любуются их душевной красотой, молодостью, любовью.

Уроки литературы призваны дать школьнику-читателю понимание духовных ценностей, ощущение открытий в мире человека и в мире природы, воспитать любовь к добру и неприятие зла. Герои литературных произведений должны стать добрыми спутниками обучающихся в жизни, в деятельности, в восприятии окружающего мира.

Прекрасным помощником, нам, учителям, в воспитании любви к природе и человеку стал М. М. Пришвин.

Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца глубоко воздействует на духовный мир школьников, показывает значение дружбы и труда в жизни людей, красоту и сложность общения с природой, приобщает к глубинам философского осмысления правды и любви, единения перед опасностью, в трудной борьбе со злом.

Сюжет повести прост: это жизнь и заботы двух осиротевших в годы Великой Отечественной войны детей, их путешествие в лес за клюквой, спасение мальчика, попавшего в беду на болоте, счастливое возвращение домой. За этой внешней простотой читателю — подростку важно увидеть богатый мир человека и природы, изображенный писателем, страстно влюбленным во все доброе и прекрасное. «Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку»,— писал К. Г. Паустовский.

Читатель-школьник почувствует в «Кладовой солнца» единство человека и природы, уважение к традициям поколений, особую зримость описаний леса, солнца, птиц, зверей. Нравственные уроки «Кладовой солнца» учат школьников деятельному добру, бескорыстной дружбе, помогают понять красоту труда, воспитывают патриотические чувства. Не меньшее значение имеет развитие эстетических чувств пятиклассников, умения видеть и ценить прекрасное в природе, в человеческих отношениях.

Пришвин словно стремился силой своей любви к человеку вернуть его на путь добра, дружбы, поэтому в процессе анализа сказки-были особое внимание уделяю авторскому отношению к человеку. Оно постоянно переплетается с выражением отношения автора к природе.

Постижение обучающимися пришвинской любви к человеку и природе помогает сформировать деятельностные качества личности: стремление внести прекрасное в отношения с товарищами, в поведение, во взаимоотношения с членами семьи, в восприятие природы.

«Красота нравственных ценностей человечества становится богатством души ребенка лишь тогда, когда ее революционный смысл раскрывается на ярких примерах, волнующих сердце. Учат слова, но увлекают примеры,- говорит латинская пословица. Пример яркой жизни, подвига во имя счастья человечества — это свет, озаряющий жизнь ребенка. Но и примеры учат жить лишь тогда, когда они — живое воплощение гуманных, прогрессивных, революционных идей», — говорил В.А. Сухомлинский.

Уроку литературы сегодня порой не хватает эмоционального накала, времени (часы уроков литературы сокращаются), страстности в прославлении гражданских идеалов. Только активная позиция нас, учителей, как граждан-воителей за высоконравственные идеалы нашего общества принесет должные педагогические результаты. В этом опорой нам всегда будут положительные герои литературы.



Использованная литература

Ушинский К.Д. Собр. соч. – М., 1950. – Т. 9 – С. 117-118.

Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в IVV классах. – М. «Просвещение», 1975.

Барова Е.С. Уроки литературы в 7-м классе по учебнику «Путь к станции «Я».- М.: Баласс, 2012.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- М. 1973. – С. 228-229.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: