Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Еловская средняя общеобразовательная школа»
Еловского района Пермского края
Статья
Экологическое воспитание
на уроках литературы.
Из опыта работы.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Житникова Галина Александровна
с. Елово
2014
Экологическое воспитание на уроках литературы. Из опыта работы.
Экологическая культура подрастающего поколения – это составная часть общей культуры общества. Ее формирование и воспитание протекает чаще всего незаметно, ненавязчиво, начиная с раннего детского возраста, детского сада, заканчивая периодом взросления, становления личности.
За время работы в школе мною накоплен достаточный опыт работы по экологическому воспитанию детей на уроках русского языка и литературы, которым я могу поделиться. Думаю, что экологическая культура начинается с воспитания любви, бережного отношения к природе, «братьям нашим меньшим», родному селу, в конечном счете – к Родине. Этому способствуют, несомненно, уроки литературы. Так, в 5 классе при изучении темы «Малые жанры фольклора», обращаясь к закличкам, загадкам, пословицам, поговоркам на тему природы, я акцентирую внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому, к себе в том числе, ведь мы тоже часть природы. Например, обычная пестушка – обращение к водичке — учит детей и личной гигиене:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок! [2]
Произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца» в 6 классе демонстрируют любовь к родной земле, стремление пробудить у школьников желание понять красоту природы. На примерах поступков главных героев, их отношении к жизни, природе, животным и птицам автор рисует яркие примеры уважительного, бережного отношения к окружающему миру. Писатель наделяет животных и растения качествами, свойственными человеку, использует прием олицетворения, тем самым подчеркивает мысль о единении человека и природы.
Аналогичные картины наблюдаем и в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро», в котором Васютка, ровесник пятиклассников, оказался один на один с тайгой. Произведение В.П. Астафьева учит не только выносливости, стойкости духа, смекалке, терпению, но и тому, что лес, река, животные, рыбы часто становятся нашими помощниками, помогают выжить человеку в трудных условиях.
На уроках литературы, посвященных разделам «Писатели и поэты 19 и 20 веков о Родине, родной природе и о себе», я стараюсь развивать в детях не просто чуткое отношение к слову, а способность удивляться, восхищаться красотой родной природы, которую воспели в своих стихах русские поэты и писатели.
На основе курса школьной программы по литературе можно составить внушительный список произведений, в которых в той или иной степени освещаются вопросы экологии, бережного отношения к природе. Среди них романы Ч.Айтматова «Плаха», «Буранный полустанок», повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба», рассказ Д.Лондона «Белый клык», рассказы о животных Э. Сетона-Томпсона, повести В.Распутина «Пожар», «Прощание с Матерой» и многие другие.[1] Эти произведения побуждают юных читателей задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление.
Воспитанию морально-этического отношения к природе способствуют уроки развития речи в форме семинаров, диспутов, конференций, а также сочинения школьников. Приведу отрывок из школьного сочинения-эссе моей ученицы Плотниковой Ксении на экологическую тему:
«Экологи бьют тревогу! Наши города тонут в мусоре и выхлопных газах. Природа уже не такая, какой была 200 лет назад, вымирают биологические виды животных и растений! А всё почему? Из-за алчности, жажды наживы, бескультурья, невежества. Хотя не везде так. На нашей планете есть города, окружённые растительностью, садами, даже вдоль автомагистралей – мини-парки. Нас, жителей такой огромной страны, природа одарила прекрасными лесами, реками, озёрами. Необходимо только разумно использовать, а не губить всё, что дарит нам природа. Нужно всего лишь представить, что будет с нами через ближайшие 100-200 лет, если мы продолжим уничтожать природу, а ведь она всё чаще и чаще сама подаёт нам сигналы: в реках перестала водиться рыба, исчезают с лица земли редкие животные и птицы…Что ещё должно произойти, чтоб человек услышал и увидел эти сигналы SOS?!»
Творческие работы учащихся позволяют судить о том, что молодое поколение неравнодушно к своему будущему, в котором ему предстоит жить, а литература была и будет важным инструментом нравственности, человеческого отношения ко всему живому.
Список использованной литературы
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М: Просвещение, 2011.
2.Энциклопедия детского фольклора. М: Белый город, 2008