ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ТВОРЧЕСТВУ Н. П. ОГАРЕВА


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ТВОРЧЕСТВУ Н. П. ОГАРЕВА

Большими возможностями в плане расширения учебного материала при строго ограниченном времени для основного изучения литературы по программе располагает обучение дополнительное, профильное, которое широко применяется в классах старшего звена. Такая форма образования старшеклассников позволяет им получить по избранному профилю, в том числе и филологическому, более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и прочные практические навыки исследовательского характера, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства. Профильное обучение предоставляет возможность выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.

Профильное обучение по литературе дает возможность обратиться к творчеству поэтов и писателей, чье творчество сыграло важную роль в развитии русской литературы, а потому представляет несомненный интерес для учащихся. Таким автором является и Н. П. Огарев, рассмотрение произведений которого можно включить в содержание элективного курса, посвященного истории развития отечественной литературы второй половины XIX века, или посвятить им отдельный электив. Тем более что и имя, и жизнь, и творчество Н. П. Огарева самым тесным образом связано с историей Мордовского края, а потому, несомненно, будет интересным для учащихся.

Основными требованиями к программе элективного курса, в данном случае по творчеству Н. П. Огарева (рассчитанного на 15 ч.), являются следующие:

1. Обозначение тесной связи между вехами жизни Н. П. Огарева и формированием его философских взглядов, нашедших отражение в поэтическом творчестве. Триединство «жизнь – философия творчества и гражданская позиция – поэзия» должно составлять основу данного спецкурса.

2. Учет особенностей той историко-культурной ситуации, в которой пришлось жить поэту; необходимо показать, что появление такого поэта было закономерным – он был «наследником» тех убеждений, которые отстаивали его предшественники (Пушкин, Лермонтов, поэты-декабристы).

Программа к элективу должна включать в себя такие компоненты, как:

1. Аннотация (название, основное содержание, для кого предназначен курс); в данном случае электив на тему «Жизнь и творчество Н. П. Огарева в контексте развития русской литературы середины – второй половины XIX века» будет рассчитан на учащихся XXI классов и ориентирован на знакомство с основными вехами жизни и литературной деятельности поэта.

2. Указания на место курса в образовательном процессе. Важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения. Здесь необходимо отметить, что данный электив дополняет и расширяет основную программу по указанному периоду; среди межпредметных связей важно подчеркнуть связь с историей (поскольку философская позиция Н. П. Огарева неразрывно связана с той эпохой, в которую он жил), философией (лирика Огарева близка «рефлективной поэзии», ориентированной на философское отношение к жизни, осознание себя в жизненном потоке дней, цели, смысла жизни), живописью (используются портреты, учащиеся могут создавать собственные иллюстрации к его произведениям), музыкой (поскольку множество произведений автора положены на музыку, и с их исполнением старшеклассники познакомятся на занятиях электива).

Свежие документы:  Урок литературного чтения 4 класс "Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Тайны, спрятанные Н.А.Некрасовым в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы»"

3. Указания на цели и задачи изучения курса; в соответствии с целями формулируются задачи изучения курса – что необходимо для достижения целей? Над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса?

Целью курса, посвященного жизни и творчеству Н. П. Огарева, станет знакомство с основными вехами жизненного пути и литературной деятельности поэта в контексте развития отечественной литературы середины – второй половины XIX века. Основным принципом изучения биографии поэта станет акцентирование внимания учащихся на тесной связи жизненных впечатлений поэта с формированием его убеждений, гражданской позиции и их отражение в литературном творчестве.

Задачи курса: а) рассказать о жизни и творчестве Н. П. Огарева; б) сформировать целостное представление о личности, гражданской позиции, нравственно-эстетических взглядах поэта с учетом той историко-культурной ситуации, в которую он жил; в) совершенствовать умения и навыки целостного и сравнительно-сопоставительного анализа художественного произведения; г) способствовать расширению корпуса теоретико-литературных понятий и совершенствованию работы с ними; д) расширять социокультурное пространство старшеклассников путём знакомства с текстами высокой художественной ценности; е) сформировать представление о преемственности русской литературы в целом.

4. Указания на основные компоненты содержания курса; этот раздел программы отражает содержание теоретических и практических занятий, а также суть самостоятельной работы учащихся: основные знания (факты, понятия, представления, идеи, принципы), умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения. Относительно рассматриваемого электива необходимо отметить следующие ожидаемые результаты: в результате его изучения учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством Н. П. Огарева, овладеют умением анализировать и критически осмысливать авторский текст с учетом его социально-философской основы; обогатятся новыми знаниями в области теории литературы; научатся сопоставлять на идейном, образном, композиционном, жанровом, эмоциональном уровнях произведения разных авторов, научатся интерпретации результатов своего поиска, в том числе и средствами других видов искусств (музыки, живописи, театра).

5. Указания на методы и формы обучения, которые должны определяться требованиями профилизации обучения, учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. При этом ведущее место в обучении следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. Главная функция учителя – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общую образовательную цель. Такой подход позволяет создать психологический климат, в основе которого – доверительность, взаимопомощь, сотрудничество. Учитель, таким образом, становится «проводником» в мир знаний: экспертом и консультантом – при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущим – в имитационной игре и тренинге, координатором и консультантом – при выполнении учебного проекта.

Основными методами обучения в рамках электива, посвященного Н. П. Огарева, являются: выразительное чтение, инсценировка, эвристическая беседа, исследовательская работа (групповая, индивидуальная), создание творческих проектов, опрос.

Свежие документы:  Тематический вечер поэзии «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Основные формы организации занятий по элективу, посвященному Н. П. Огареву, следующие: установочные лекции учителя, практические занятия, дискуссии, литературная гостиная, заочная экскурсия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний. Так как работа ведется главным образом на материале художественных произведений, то одним из обязательных условий является знание анализируемых текстов. Занятия представляют либо беседу с элементами эвристики, либо дискуссию, либо уроки-практикумы с включением в том числе и инсценировок отдельных произведений или выступлений учащихся. В конце занятия учащимся может быть предложена работа по написанию миниатюры или творческого оформления результатов исследовательской деятельности.

Форма контроля знаний – зачет, который проводится в письменной форме: учащиеся пишут творческую работу с привлечением научной литературы, раскрывая собственное представление о личности Н. П. Огарева, дополняя ее, по возможности мультимедийной презентацией. Отдельное занятие отводится представлением работ на суд учителя и одноклассников, их защите. Формы промежуточного контроля – опрос и обсуждение результативности деятельности учащихся.

6. Тематический план, в котором отражается основное содержание всех разделов / тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и т. п.


Учебно-тематическое планирование программы электива

«Жизнь и творчество Н. П. Огарева в контексте развития русской литературы

середины – второй половины XIX века»


Содержание курса

Кол-во

часов

Форма занятия,

методы и

виды деятельности

1.

Введение. Общая характеристика эпохи 1840-х годов в русской литературе. Роль творчества Огарева в развитии литературы последующих десятилетий. Основные особенности его художественного метода.

2 ч.

Лекция, сообщения учащихся, составление опорного конспекта, беседа.

2.

Н. П. Огарев и Мордовский край. Детство поэта. Начало формирования гражданской позиции поэта. Ненависть к крепостничеству.

1 ч.

Урок-путешествие, экскурсия в музей. Гид – вымышленный персонаж. Инсценировка и письменный ответ на вопрос о роли детских впечатлений в формировании гражданской позиции и определении будущей деятельности Огарева.

3.

Поэзия декабристов и поэтов предшествующего поколения в восприятии Огарева. Литературные параллели. Близость идей декабристского движения мировоззрению поэта.

1 ч.

Литературная

гостиная (готовится заранее по сценарию).

4.

Огарев в Москве. Учеба в Московском университете. Знакомство с Герценом, участие в его кружке. Революционные события в Западной Европе (1830-1831 гг.) и их влияние на формирование гражданской позиции поэта.

1 ч.

Сообщения учащихся. «Круглый стол».

5.

Огарев и «рефлективная поэзия». Влияние кружка Станкевича на формирование художественного метода поэта. Синтез рефлексии и революционных идей в его творчестве.

1 ч.

Урок-практикум. Анализ стихотворения по выбору учащихся.

6.

Арест, ссылка, преобразования в имении поэта. Возвращение в Москву и сотрудничество с «Литературной газетой» и «Отечественными записками».

2 ч.

Урок-практикум. Учащиеся работают над проектом по теме занятия. Результаты оформляются в виде мультимедийной презентации.

7.

Учеба за границей. Знакомство с революционными идеями Европы.

1 ч.

Защита рефератов.

8.

Возвращение на Родину.

1 ч.

Рассказ учителя, беседа.

9.

Окончательный отъезд за границу. Издание «Колокола». Представления автора о будущем России, их отражение в творчестве. «Земля и воля», «Общее вече».

2 ч.

Урок-семинар. Выступления учащихся по заранее предложенным вопросам. Дискуссия. Составление конспекта.

10.

Итоговые занятия. Отдельное внимание уделяется творчеству Огарева в восприятии писателей и поэтов ХХ века (например, Бунина).

3 ч.

Составление хронологических таблиц, сравнительно-сопоставительный анализ произведений Огарева и Бунина. Защита проектов по теме электива.

Свежие документы:  Тест "Челкаш"


Таким образом, основными требованиями к элективному курсу, посвященному изучению биографии и творчества Н. П. Огарева, является, во-первых, знакомство с основными вехами жизни поэта в тесной связи с формированием у него гражданских идеалов и нравственно-философских взглядов, эстетической позиции, что нашло непосредственное отражение в его литературном творчестве; во-вторых, рассмотрение творчества автора в общем контексте эпохи и определение его роли в развитии отечественной литературы XIX века, обозначение в его произведениях тем, образов и мотивов, характерных для поэтов предыдущих десятилетий. Лишь такой подход позволит сформировать у учащихся целостное представление о личности Н. П. Огарева, понять, что появление такого поэта на литературном небосклоне 1840-х годов было закономерным, обозначить преемственность его творчества по отношению к литературе «золотого века». Форма занятий в рамках такого электива может быть абсолютно разной (как правило, комбинированной), однако пристальное внимание следует уделить методам и приемам, активизирующих самостоятельную деятельность учащихся преимущественно исследовательского и творческого характера.


Список рекомендуемых источников

  1. Огарев, Н. П. Стихотворения и поэмы / Н. П. Огарев. – М. : Сов. пис., 1956. – 322 с.

  2. Афанасьев, В. В. Жизнь и поэзия Н. П. Огарева (1813-1877) / В. В. Афанасьев // Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы. – М. : Худ. лит., 1980. – С. 5-22.

  3. Баранова, Г. Н. Проблема жанровой номинации : от лирического цикла к лирической книге («Книга любви» Н. П. Огарева) / Г. Н. Баранова // Вопросы литературы. – 2005. – № 5. – С. 132-136.

  4. Баранова, Г. Н. «Стихотворения Н. Огарева» 1856 г. : архитектоника и поэтика / Г. Н. Баранова // Русская литература. – 2010. – № 1. – С. 144-148.

  5. Елизаветина, Г. Г. Н. П. Огарев (175 лет со дня рождения) / Г. Г. Елизаветина // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). – 1988. – № 9. – С. 17-19.

  6. Конкин, С. С. Н. П. Огарев : жизнь – идейно-творческие искания – борьба / С. С. Конкин. – Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 1975. – 224 с.

  7. Коровин, В. И. Н. П. Огарев (1813-1877) / В. И. Коровин // Огарев Н. П. «Мой русский стих, живое слово…» : стихотворения. – М. : Худ. лит., 1983. – С. 5-24.

  8. Ленина, Л. И. Огарев и Лермонтов / Л. И. Ленина // Русская литература. – 1998. – № 2. – С. 180-192.

  9. Мякотных, О. В. «На смерть поэта» Н. П. Огарева : освоение жанрового опыта М. Ю. Лермонтова / О. В. Мякотных // Известия Уральск. гос. ун-та, Серия «Филология» : проблемы образования, науки и культуры. – 2007. – Вып. 21. – С. 56-68./ О. 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888



8


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: