Игровые технологии на уроках литературы (5-11 классы)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Новохоперского района Воронежской области







Игровые технологии на уроках литературы

(5-11 классы)









Подготовила: учитель русского языка и литературы

Степина Людмила Дмитриевна










с. Троицкое


2015



Содержание


Введение________________________________ 3 стр.

  1. Игра как метод обучения _________________ 3-4 стр.

  2. Игровые мотивы и организация игр__________ _4-6 стр.

  3. Основные принципы организации игры_______ 6-7 стр.

  4. Игровые технологии на уроках литературы____ 7-10 стр.

  5. Список используемой литературы ____________11 стр.

VII. Приложения

Приложение — разработки уроков____________ _12-16 стр.



























Введение

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассу­ждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время — по­техе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на ми­нимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения иг­ры. «… Они [игры], — пишет Л. С. Выготский,- организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требу­ют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совмест­ного и комбинированного действия самых разных способностей и сил».

Особенность игры — подчиняя всё поведение известным услов­ным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведе­нию. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мыш­ление возникает как ответ на известное затруднение вследствие но­вого или трудного столкновения элементов среды.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомер­ная, социально — координированная, подчинённая известным прави­лам система поведения или затрата энергии. Таким образом, игра учит. Следовательно, стоит погово­рить об игре как средстве обучения.

Игра как метод обучения

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более общей технологии;

в качестве урока или его части (введение, контроль);

как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В одном из учебных пособий П.М.Баева даётся основное понятие игры как средства обучения и делаются такие выводы:

1) игра — эффективное средство воспитания познавательных инте­ресов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развива­ет внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успеш­нее справиться с заданием. Таким образом, соревнование спо­собствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игровые мотивы и организация игр

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения:

Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.

Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

В игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.

К педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения.

Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т. п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих, быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Один из ответственных моментов в детских играх — распределение ролей. Распределение детей на роли в игре — дело трудное и щепетильное. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

назначение на роль непосредственно взрослым;

назначение на роль через старшего (капитана, водящего);

выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);

добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;

очередность выполнения роли в игре.

Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

принцип развития игровой динамики;

принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

Перед учителем стоят задачи:

опираться на достижения предыдущего возраста;

стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;

подготовить «почву» для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

Обязательная констатация результата игры.

Компетентное жюри.

Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное — уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Игровые технологии на уроках литературы.

Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая учителя. Одним из путей её решения может быть игровая деятельность учащихся в процессе обучения. Ценность игровой формы урока в том, что создаются предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учеником учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся. Игра на уроке создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Таким образом, игра на уроке литературы отражает всё многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.

Для организации разносторонней работы учащихся по освоению ими новых знаний, умений, навыков в практике своей работы использую игру как самостоятельную технологию для освоения темы или раздела учебника, как урок или его часть. Наиболее часто использую такие формы: устный журнал, ролевая игра, урок – суд, конференция, диспут, аукцион знаний, концерт, театрализованные инсценировки.

При проведении урока литературы в игровой форме важно помнить, что игра не может быть самоцелью, а должна стать органичным продолжением художественного текста, авторской позиции. Помимо игровых уроков, помогающих учителю развивать логическое мышление, творческие способности учащихся, использую такие игровые моменты, как викторина, кроссворд, письмо литературному герою. Их применяю не только на уроке, но и как домашнее задание.

Урок литературы — это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, интересными друг другу личностями.

Я стараюсь находить прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей. Это, конечно, творческие и игровые проекты. Творческий проект является продолжением урока литературы. Он развивает его тему, раздвигает его границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Игра, на мой взгляд, основной вид деятельности не только детей пятых-шестых классов, но и старшеклассников. Важно только, исходя из цели урока, жанра, конкретного содержания изучаемого произведения, найти нужную форму игры, органично «вплести» её в ткань урока, чтобы помочь развитию творческих способностей детей. Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, это драматизация, инсценирование.

Удачной формой считаю театрализованную игру, которую можно проводить и на уроках, и во внеклассной работе. Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность её в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие. Сценарий – наше совместное творчество, на рождение которого может уйти месяц, иногда больше. Он создается под определенных детей и дорабатывается от репетиции к репетиции. Персонажи выбираются в соответствии с конкретными детьми, с учетом их потребностей, желаний, способностей. Творческий процесс способен увлечь каждого, нужно только правильно подобрать роль для ребенка. Участвуют все, весь класс. Это очень важно. Премьерный показ – это открытие не только для зрителя, но и для каждого участника. (Приложение 2)

Творческий проект – это желание читать, думать, спорить, анализировать. Это декорации, афиши, костюмы, грим, освещение – для тех, кто пока не представляет себя на сцене. Другие возьмутся за исполнение обязанностей режиссера, сценариста. У остальных – роли. Все главные. Иначе нельзя. Я, как руководитель проекта, наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником. Провожу беседы и консультации с детьми, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы. В своей практике провожу творческие зачёты, используя при этом проектную деятельность. Одним из таких примеров является зачёт после изучения темы «Русские народные сказки». Учащиеся делятся на группы (по своему желанию), выбирают сказку, распределяют роли, составляют сценарий, придумывают мизансцены, вводят элементы декорации, костюмов, при необходимости используют музыкальное оформление. На уроке-зачёте (за счёт урока внеклассного чтения) представляют классу плоды своего творчества, так называемый проектный продукт. Обязательным этапом является самооценка достигнутых результатов по алгоритму ученической рефлексии.

Мы, учителя русского языка и литературы, как никто другой, развиваем интеллект, креативное мышление и творческие способности наших детей, формируем художественный вкус и эстетическое чувство, через сотворчество и сотрудничество способствуем созданию коллектива единомышленников. Работа по созданию проектов очень интересна как для учителя так и для учащихся.

Задача учителей на любом этапе обучения — сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Вот здесь на помощь учителю при­дут уроки – игры. (Приложение 1) Разум­но и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционны­ми формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

В учебнике «Психология», автором которого является В.А. Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание под­ростка связан… с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности от­влекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, со­блюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:

1) ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игро­вых заданий (соревнование, конкурс, путеше­ствие, КВН, викторина);

3) игровая организация учебного процесса с использованием за­даний, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, се­редина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изучен­ного);

5) различные виды внеклассной работы по литературе (литературный КВН, экскурсии, вечера, олимпиады, спектакли и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов.

Игровые задания на уроках литературы.

1.  “Если бы…“ ( фантастическая гипотеза ). Ребятам предлагается встретиться в обычной обстановке с необычными героями. ( каждая пара развивает свою гипотезу, как можно интереснее и быстрее ).

2.   Ролевой игровой диалог. Партнеры по диалогу ( соседи по парте ) выбирают себе роли ( например, путешественников ) и беседуют на тему урока. В старших классах это могут быть “ журналисты “ противоположных направлений, авторы книг, читатели прежних веков.

3.  Коллективный рассказ. По очереди рассказывают сказку ( рассказ ) все ученики. Победитель тот ряд или группа, где никто ни разу не ошибся, не задержал ход сказки паузами. Или иной вариант –                   “ бесконечная история “: победитель – тот ряд, чья сказка окажется длиннее. 

4.  Воображаемый диалог.   В отличие от предыдущих, — индивидуальная работа. Письмо сказочнику, писателю, учителю, критику ученики пишут прямо на уроке, делясь своими впечатлениями от прочитанного произведения. 

5.  Персонификация неодушевленного героя. (андерсеновский прием):  история о старой двери, выброшенном футбольном мяче, карандаше, тетради и т.д.

6.  Старинная детская игра по вопроснику. После ответа на следующий вопрос листок с ответом загибается, чтобы ответ не был виден. Потом вопрос задаёт следующий участник игры, тот, кто отвечал. Рассказ получается смешным, т.к. ответы одного игрока неизвестны другому. Схема вопросов:

1)   Кто это был?

2)   Где находился?

3)   Что делал?

4)   Что сказал?

5)   Чем кончилось?   (вопросы взаимосвязаны).

7.  Словесная игра. Объяснить термины в произведении. Например, музыкальные – в “ Квартете “ Крылова, военные – в “Сыне артиллериста“ и т.д. Победитель тот, кто сумеет лучше объяснить значение слов.

8.  Игра – импровизация. Домыслить и разыграть эпизод, только намеченный автором.

9. “Живые картины” Изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.

10. “Английские шарады“ Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из изучаемого произведения (лучше поэтическую, известную всем). Слова из фразы распределяются на играющих так, чтобы на каждого выпало по одному слову. Ученики выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, “ водит ” следующим.

11. “Вечер у костра” ( урок – концерт )  Используя свечи, затемнение, инсценирование костра, вокруг которого рассаживаются выступающие и зрители, дети читают стихи, прозу. (пишется сценарий ).

12. Урок – спектакль. Инсценирование произведения или отрывка с последующим анализом “актеров” и  “зрителей”.

13. “Рисунки Тургенева.” На доску помещают портрет неизвестного человека или рисуют его профиль. Ученики должны описать до мельчайших подробностей жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. Эту игру придумал  И. С. Тургенев. Награждается самый интересный словесный портрет.

14. “Телефонный разговор” ( составление диалога ). Развивает культуру общения.

15. “Продолжи мою мысль” Учитель диктует первую строку, а дальше дети составляют рассказ



Список используемой литературы



1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998 г. 256 с.

2.Гин А.А.Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М: Вита-Пресс, 2006 – 112 с.

3.Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для Школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998 – 240 с., ил. – (Серия: «Минута на размышление»).

4. Пташкина В.Н. и др. Игровые технологии на уроках литературы 5-9 классы. 2009.

5. Курушина Т.А. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний). 5-9 классы. 2009.

6. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба ,и игра. 2003.

7.Агапов И.А., Давыдова М.А. Тематические игры и праздники по литературе. Методическое пособие для учителя. Творческий центр. Москва 2009

Приложение

Хочу поделиться опытом проведения игровых уроков.

План – конспект урока литературы в 6 классе.

Олимпийское пятиборье.

Тема: «Мифы народов мира»

1 этап. Подготовка

Учащиеся 6-го класса. На уроках и во внеурочное время читают мифы разных народов, делают иллюстрации к ним. Они ищут в учебниках литературы и выписывают цитаты из стихотворных и прозаических произведений с упоминаниями мифических персонажей. В тетрадях составляют таблицу «Боги Древнего мира».

Учащиеся 9-го класса. Следят за подготовкой школьников 6-го класса. Готовят костюмы. Составляют вопросы для игры.

Учитель. Оформляет книжную выставку в кабинете. Перед игрой вывешивает сводную таблицу «Боги Древнего мира». Вместе с учащимися оформляет стенд «Мифические образы в русской литературе и живописи»

2 этап. Промежуточный.

Проверка знаний, полученных в ходе изучения темы: короткие тесты, игры по типу «Третий лишний», «Подбери символ», «Узнай по описанию».

3 этап. Урок – игра «Олимпийское пятиборье»

Оформление урока

  1. Презентация «Мифологические образы в русской литературе и мировой живописи».

  2. Книжная выставка «Читаем мифы разных народов

  3. Выставка рисунков.

Оборудование.

  1. Музыка: А. Журбин, рок — опера «Орфей и Эвридика»; А. Лядов, народное сказание «Баба – яга».

  2. Стол для высокого ареопага (жюри).

  3. Места для участников пятиборья.

  4. Магнитная доска, магниты для конкурса «Боги и символы».

  5. Карточки с именами богов Древней Руси, Древней Греции, Древнего Рима, Скандинавии, Индии, Северной Америки.

  6. Разрезанные иллюстрации с изображением славянских мифических существ для конкурса «Сложи портрет».

  7. Слова на лоске для конкурса «Логическая цепочка».

  8. Рисунки – символы, которые могли принадлежать древним божествам

  9. Разноцветные нитки для жеребьёвки. Гермес держит узелки в кулаке, а игроки берутся за концы. Так создаются пары – команды.

  10. Костюмы ведущих и членов жюри: Геры, Дианы, Лакшми, Гермеса, Домового.

  11. Фишки для игроков и команд за правильные ответы.

  12. Венки для команды – победителя.

Ход урока

Звучит музыка А.Журбина. Гости рассаживаются по местам. Игроки становятся возле игровых столов.

Ведущий. Дорогие гости, участники сегодняшнего необычного урока. Все вы, наверное, знаете, что когда-то древнегреческий герой Геракл ознаменовал один из своих подвигов спортивными играми у подножия священной горы Олимп. С.тех пор лучшие спортсмены всех стран собираются на Олимпийские игры и радуют нас своими достижениями. Но успехов можно добиться не только в спорте. В этом году мы прочли много мифов разных народов , нашли столько мифических героев на страницах русской литературы, рассмотрели, какими они изображены на полотнах великих художников, постарались сами нарисовать полюбившихся персонажей. Столько новых знаний накопилось у нас, что мы решили выяснить:

— кто знает больше?

— кто помнит крепче?

— кто соображает быстрее?

А так как конкурсов будет пять, то назвать нашу игру мы решили «Олимпийское пятиборье».

Оценивать ваши знания и умения буду не я, а, как и положено, боги, спустившиеся…

А откуда они и как их зовут, вы сейчас и скажете нам.

(Появляются богини) Участники называют.

Ведущий. Чтобы нам было удобнее, разделимся на команды. Помните, как Ариадна дала Тезею путеводную нить, чтобы помочь ему выбраться из страшного лабиринта? А у нас Гермес держит в руках эти нити, а вы, взявшись за концы, найдёте себе пару.

Первый конкурс: «Узнай героя».

— Вселенная, по представлению наших предков, была населена высшими богами, живущими на небе, духами природы, обитающими на земле, и злыми демонами, скрывающимися под землёй. Определите, о ком идёт речь в этих стихах.

Второй конкурс: «Логическая цепочка».

— Мне кажется, что здесь записаны имена высших богов разных народов мира. Так ли это? 1.Брахма. 2.Перун. 3.Зевс. 4.Гитчи Манито. 5.Аид. 6.Один.

— Рисунки на доске.

— Что объединяет эти понятия? Все ли они выстраиваются в логическую цепочку? Если нет, то почему?

Третий конкурс: «Пары мифологических героев».

— Герои мифов и легенд часто связаны между собой дружескими, семейными, любовными отношениями. Попробуйте составить такие пары.

Четвёртый конкурс: «Сложи портрет».

— Сейчас ваша задача – сложить разрезанную иллюстрацию, назвать героя, объяснить его роль в славянской мифологии.

Пятый конкурс: «Найди хозяина».

— Герои мифов часто имели при себе какие – либо предметы, вещи, которые со временем становились символами. Определите, кому из божеств могли принадлежать эти предметы?

Высокий ареопаг подводит окончательные итоги и определяет победителей, мы проведём конкурс среди гостей.

Гера. Дорогие олимпийцы! Ваше пятиборье закончилось, но пусть никогда не кончается ваше путешествие по мифологическим маршрутам, пусть Боги покровительствуют вам на дорогах знаний и во всех добрых делах! Но помните, боги помогают тем, кто смел и решителен, кто честен и добр!





План – конспект урока литературы в 7 классе

Тема: «Анализ второй главы повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Урок – викторина.

Условия игры. Класс делится на две команды, каждая команда выбирает капитана.

Цели: проанализировать содержание второй главы, продолжить работу над формированием думающего читателя; воспитывать у учащихся умение работать в группах; развивать монологическую речь, творческие способности учащихся.

I тур.

Годы учения.

На доске записано лексическое значение слова «бурса».

Задание: перед вами отрывки из книги Н.Г.Помяловского «Очерки бурсы». Прочитайте данные вам отрывки, попытайтесь представить себе жизнь в бурсе. Расскажите о жизни бурсаков

Материал (шесть карточек – при каждой команде). Значения непонятных слов учащиеся могут выяснить в словаре.

  1. Когда к инспектору привели Фортунку, и он в лице его увидел совершенного ребёнка, в котором и сечь-то нечего, тогда инспектор помиловал его…

Но бегство было одним из сильнейших преступлений бурсы.

  1. «Дальше дроби – это что такое?» — сказал он. Понял он и дроби… Всё это было пройдено им в три приёма. Значит, когда захочет человек учиться, то можно обойтись и без розги.

  2. Главное свойство в педагогической системе в бурсе – это долбня, долбня ужасающая и мертвящая.

  3. Бурсацкая религиозность своеобычна. В бурсе всегда смесь дикогофанатизма с полною личною апатией к делу веры.

  4. Справа свистнули лозы, слева свистнули лозы; кровь брызнула на теле несчастного, и страшным воем огласил он бурсу. С правой стороны опоясалось тело двадцатью пятью ударами лоз, с левой столькими же…

  5. Начальство изобрело целую бурсацию – бюрократическую систему. Оно отдало одних товарищей под власть другим, желая внести в среду их междоусобие.

II тур.

В течение пяти минут найдите и выпишите из второй главы всё, что касается сыновей Тараса Бульбы:

— как они учились;

— как жили;

— черты характера.

1-я команда – Остапа; 2-я команда – Андрия.

III тур.

Конкурс капитанов.

Выполнить задания, указанные в карточках.

  1. Объяснить значение слов: воевода, диадема, кафтан, засада. Придумайте по одному предложению с каждым словом.

  2. Объясните значение слов: люлька, костёл, гопак, кожух. Придумайте по одному предложению с каждым словом.

IV тур.

Подготовьте подробный пересказ.

  1. Встреча Андрия с дочерью воеводы.

  2. Последний бой Остапа.

V тур.

Прочитайте наизусть отрывок из повести.

VI тур.

Дать отзыв об ответе, данном соперниками.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Прочитать 3-ю и 4-ю главы повести, записать в тетрадь семь вопросов к прочитанным главам.

План – конспект урока литературы в 5 классе

Тема: «Песни. Частушки»

Урок — концерт «Час да по часу».

Цели: познакомить с народными лирическими песнями; развивать творческие способности.

Планируемые результаты: знание особенностей песен и частушек как жанров фольклора; понимание значения песен и частушек в народной культуре; умения сопоставлять народные и литературные варианты песен, исполнять песни и частушки.

Оборудование: книжно – иллюстрированная выставка «В песне — душа народа», записи народных песен и частушек, сборники русских народных песен, картины и иллюстрации с изображениями исполнителей народных песен.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Известный собиратель русского фольклора ХIХ века П.Н.Рыбников писал: «Начиная от колыбели, песня провожает русского человека до детских игр, к забавам молодых лет, к первому пробуждению любовного чувства; она в трогательных образах представляет девушке горький переход от девичьей к замужнему безволью, но она же подсказывает мужу и жене задушевные речи любви…песня оживляет тяжёлую будничную работу на страдах в непогоду и зной и в душной избе при свете лучины и праздничный отдых в хороводе или на беседах».

  1. Концертная программа.

Ведущий 1. Русская народная песня пришла к нам из далёкой древности. Русские песни начали собирать ещё в ХVII веке, а настоящее их исследование началось в первые десятилетия ХIХ века.

Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые песни сопровождали человека всю жизнь – например, песни свадебные, крестильные, похоронные, рождественские. Послушаем величальную песню, которая исполнялась на свадьбе для новобрачных.

Звучат свадебные обрядовые песни – постановка и исполнение учащихся класса.

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Ведущий 2. В бытовых народных песнях говорилось о тяготах жизни, о судьбе рекрутов. Но самым тяжёлым был труд бурлаков. В бурлацких песнях за текстом можно услышать стон замученных работой людей.

Звучит песня «Эй, ухнем!» в исполнении мальчиков класса.

Ведущий 3. Грустное настроение вызывают не только такие песни, но и песни семейные, в которых переданы мысли и чувства молодой женщины, попавшей после замужества в дом мужа, где она испытывает враждебность по отношению к себе.

Звучит песня «Лучинушка» в исполнении учениц класса.

Ведущий 4. Но не только грустными песнями славится русский песенный фольклор. На игрищах сельчане веселились и пели от всей души, плясали, водили хороводы. Это очень красивое зрелище. Гуляющие становились в большой круг и начинали движение по солнцу. Кроме круга можно было увидеть и движение «змейкой», «улицей».

Приглашаю всех в хоровод.

В хороводе исполняются песни «Пойду ль я, выйду ль я» и «На горе-то калина».

III. Реализация домашнего задания.

IV. Закрепление изученного.

Как вы думаете, сохранилась ли традиция исполнять обрядовые песни? Приходилось ли вам ранее слышать такие песни?

— Как бы вы сами определили признаки жанра песни?

-Какое значение имеют песни в жизни народа?

V. Подведение итогов урока.

Выводы: в песне и частушке выражается душа народа, его настроения, мечты, чувства; народными могут стать песни, которые часто исполняются многими людьми на протяжении нескольких поколений; песня сопровождает человека всю его жизнь.

Домашнее задание.

  1. Ответить на вопросы и выполнить задания по малым жанрам фольклора.

  2. Учебник: прочитать народную драму «Озорник Петрушка», подготовить выразительное чтение.

















18





Свежие документы:  Конспект урока по литературе (8 класс) Тема: «Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: