Интегрированный урок в 5 классе на тему: «Дети и война» (К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»)


Интегрированный урок в 5 классе (литература и история) на тему:

«Дети и война»

(К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»).

Эпиграф:

Заря вставала над землей, заря вставала.

Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.

Фашизм без жалости шагал по всей планете.

Застыли люди от беды.

Притихли дети.

(И. Мордовина.)


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Звучит песня

  3. Ассоциации.

— Ребята, что вы представляете себе, когда слышите слово «дети»?

— А когда слышите словосочетание «дети и война»?

4. Просмотр слайдов (Приложение 1.)

5. Учитель истории с учащимися – о событиях июня 1941 года, о Брестской крепости.

6. Библиотекарь – о книгах про Брестскую крепость.

7. Заочная экскурсия в крепость (учитель истории).

8. Учитель литературы – о стихотворении Симонова.

9. Прослушивание стихотворения в исполнении А. Смолякова.

10. Анализ произведения.

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— О чем оно, его тема?

— Откуда везли мальчишку?

— Какие слова заставляют удивиться, что необычное мы видим? («Седой мальчишка».) (Эпитет. Его роль.)

— Почему он седой?

— Прочитайте строки, которые рисуют образ маленького человечка, ребенка.

— Какие же события ему пришлось пережить?

— Можно ли сказать, что десять дней, которые прожил мальчишка в осажденной крепости, – подвиг?

— Какие строки передают отношение автора к увиденному?

— Как вы понимаете слова «оборвало сердца», «Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца»?

(Метафоры.)

— Какие герои есть в стихотворении? (Мальчик, его отец; лирический герой-автор, та женщина, о которой он вспоминает.)

— Учитель истории комментирует строки: «За тридевять земель, в горах Урала, Твой мальчик спит.)

— Почему повествование прерывается этим диалогом с женщиной?

— В чем лирический герой от имени всех солдат – защитников родной земли, клянется мальчишке?

— В каких еще строках Симонов говорит о долге мужчины – защищать свою Родину?

11. Итоги.

— Закройте глаза и вспомните стихотворение. Какой образ возникает перед вами?

— Как по-вашему, зачем Симонов написал это стихотворение?

— Продолжите фразы:

Прослушав стихотворение Симонова,

  • я понял, … .

  • я почувствовал, … .

  • я подумал, … .

12. Дома: наизусть стихотворение.

Свежие документы:  Урок русской литературы в 5 классе «Тема зимы в звуках и красках в лирике А.С.Пушкина»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: