«Использование иллюстраций на уроках литературы. Творчества Н. В. Гоголя»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировский лицей»

г. Киров Калужской области



Статья



« Использование иллюстраций на уроках литературы.

Творчества Н. В. Гоголя»










Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Блохина Елена Викторовна





















Использование иллюстраций на уроках литературы

при изучении творчества Н. В. Гоголя


Прежде всего иллюстрации. Отсутствие их –

вещь вопиющая. Уж никакой фрак, ни фортепиано, ни

кибитку, ни чубук, ни секретер – ничего этого словами

объяснить нельзя. Внешний облик Онегина, франта 20-х

годов, Татьяны, уездной барышни, бричку Чичикова,

облик людейXVIII века в «Недоросле» — всё это

необходимо дать в иллюстрациях.

М. А. Рыбникова


Термин «иллюстрация» происходит от латинского illustration, обозначающего «наглядное изображение, описание». Иллюстрация призвана освещать литературный текст, комментировать, пояснять его в зрительных образах. Именно этой своей особенностью иллюстрация представляет большую ценность при изучении литературы.

Т. И. Богомолова1 выделяет четыре назначения опор-иллюстраций:

  • обеспечивает понимание и запоминание учебного материала;

  • исключает бессмысленную зубрёжку;

  • приучает к логической последовательности изложения и умению выделять существенное, главное;

  • помогает при самоконтроле.

Добавим ещё одно немаловажное назначение:

  • развитие творческих способностей учащихся.

При изучении творчества Н. В. Гоголя мы можем использовать три типа иллюстраций:

  • изобразительный материал к изучению биографии и творчества писателя;

  • иллюстрации к конкретным изучаемым произведениям;

  • репродукции картин для проведения стилевых параллелей с художественным произведением.

Н. В. Гоголь — один из писателей, творчество которого изучается в течение всей средней школы. Знакомство с наследием писателя начинается с биографической справки. Для воспроизведения рассказа о жизни и творчестве писателя предложим следующую схему:

  • портреты;

  • окружение писателя;

  • памятные места, связанные с жизнью и творчеством писателя;

  • творчество писателя.

Портрет . Слово берёт начало от латинского глагола, обозначающего: «извлекать на поверхность», «обнаруживать». Через портрет художник передаёт индивидуальные черты человека, одно из требований портрета – передача внешнего сходства. Именно поэтому портрет всегда вызывает доверие зрителя, уверенного в том, что « модель действительно жила на свете, что это не домысел живописца, что, какова бы ни была степень талантливости и правдивости художника, на полотне запечатлелись реально существовавшие черты, на которых к тому же лежит отсвет былой жизни»2. Ту же мысль высказывает Гоголь устами таинственного ростовщика, героя повести «Портрет»: «Я узнал, что половина жизни моей перейдёт в мой портрет…».

Посмотрим, каким увидели Гоголя современники писателя. (работы Иванова А.А. Н.В. Гоголь, рисунок. 1847.; Венецианова А. Портрет Н.В. Гоголя. 1834.; Иванова А.А. Портрет Н.В. Гоголя. 1841; Моллера Ф. Портрет Николая Васильевича Гоголя, 1841. ) – презентация, сл №3

Портрет великого русского писателя Н.В. Гоголя кисти Ф.А. Моллера самый известный. Он написан художником по просьбе самого Гоголя и предназначался для отправки его матери в Малороссию. Портрет создавался в Италии, в Риме, где жила тогда целая колония русских художников. Портрет получился удачным. В нем Гоголь вполне соответствовал общепринятым представлениям о нем, хотя, по собственным словам писателя, «писать с меня весьма трудно: у меня по дням бывают различные лица, да иногда и на одном дне несколько совершенно различных выражений».

Обратимся к творчеству художников 20 века и попробуем понять, какие перипетии жизни писателя они перенесли в свои работы. (работы Горюнова. Н.В. Гоголь в Петербурге. 1935.; Савенкова В. Н.В. Гоголь. 1902; Бродского С. Н. Гоголь. Фронтиспис. 1978-1981. )

презентация, сл №4

Особо отметим работы иллюстратора В. Н. Горяева. Художник, стремясь в своих иллюстрациях к «Петербургским повестям» (1963-1965) выявить этическую сторону произведений Гоголя, вводит самого писателя в трагический мир его героев. Портреты Гоголя естественно входят в цикл иллюстраций, являясь как бы его кульминационными точками. Трепетный, острый и ломкий штрих Горяева передает мглистую атмосферу гоголевского Петербурга, где так безрадостна жизнь героев, передает и душевное смятение самого Гоголя, наблюдающего несовершенство этой жизни. (Гоголь в Петербурге; Гоголь; Портрет Гоголя с пером.)

презентация, сл №5

Окружение писателя. «Друзей Гоголь находил везде, в самых различных слоях русского общества, с которыми сталкивала его жизнь. Гоголя не интересовало общественное положение человека, его титулы, чины и звания. Писателя привлекал сам человек, его характер, его личные качества».3 Обратим внимание на тех людей, которые были рядом с писателем, были ему дороги. Среди знакомых писателя мы видим известных людей своего времени, людей, чьи имена составляют гордость России. Обратим внимание на иллюстрации, изображающие Николая Васильевича среди людей искусства. ( Клодт М. А.С. Пушкин у Н.В. Гоголя . 1887; Павленко П., Павлюченко В. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь на набережной Невы; Геллер П. Гоголь, Пушкин и Жуковский в Царском Селе летом 1831 г. 1880.; Лебедев Б. Н.В. Гоголь и В.Г. Белинский. 1947.; Прибыловский В.А. Н.В. Гоголь у А.А. Иванова в Риме. 1950.)

презентация, сл №6, сл №7

Обратимся к иллюстрациям, созданным непосредственно к произведениям Н. В. Гоголя. Каждому учителю — словеснику известны целые циклы к отдельным произведениям Гоголя: иллюстрации Кибрика, Шмаринова, Боклевского, Агина, Кукрынистов, Зелинского, Горяева, Саввы Бродского и др. Произведения живописи находят также широкое применение на уроках литературы . Включение репродукций художественных картин в состав учебников – хрестоматий подтверждает традиционность и важность составления произведений художников с произведениями словесного искусства. Картина привлекается учителем, прежде всего для того, чтобы решить задачу углубленного постижения идейно-художественных особенностей изучаемого литературного произведения. Но в отличие от писателя, который погружает читателя во все перипетии действия, изображает жизнь в развитии, художник-живописец показывает своих героев в каком-то одном моменте действия. Необходимо помнить, что демонстрация произведений живописи на уроках литературы несовместима с развлекательными, украшательными функциями, ибо цель картины – «не ласкание глаза, а возбуждение ума». Предложим несколько вариантов работы «возбуждения ума» на уроках литературы посредством художественных картин.

  • При изучении «Вечеров на хуторе близ Диканьки» просим из предложенных репродукций те, которые помогают представить общую атмосферу гоголевской Малороссии. (Киселёв. Украинская хата; Трутовский. Колядки в Малороссии; Богданов. Запоздала ; Куинджи. Украинская ночь; Куинджи. Лунная ночь на Днепре) — авторы и названия картин заранее неизвестны

презентация, сл №8, сл №9

  • Из предложенных репродукций выбрать ту, которая больше соответствует изображению характера героини рассказа «Ночь перед Рождеством» (К. Е. Маковский .Украинка ; Рачков. Портрет девушки; Рачков. Девушка- украинка ; Брюллов. Гадающая Светлана)

презентация, сл №10

  • При изучении рассказа «Майская ночь , или Утопленница» : исключить третью лишнюю репродукцию (Крамской. Русалки; Репин. Садко ; Маковский Русалки)

презентация, сл №11

  • При изучении пьесы «Ревизор»: Что объединяет Хлестакова с героями картин П. Федотова? (Завтрак аристократа ; Игроки ; Свежий кавалер. Утро чиновника)

Снобы, которые любят пускать пыль в глаза, строят из себя невесть что, когда у самих за душою пусто, тщеславие и тупость4.

презентация, сл №12

  • Предложите картины русских художников 20 века, иллюстрирующих творчество Н. В. Гоголя. (свой выбор обоснуйте)

  • Завершая изучение творчества Н. В. Гоголя, обращаемся к картине И. Глазунова «Вечная Россия». Почему автор считает писателя частью вечной России и располагает его во втором ряду , сразу после русских святых? Согласны ли вы с мнением автора?

  • презентация, сл №13





Литература

  1. Богомолова Т. И. Организация современного урока литературы – Калуга, 2002, 104с.


  1. Портрет в русской живописи 17 – первой половины 19 века. Альбом .автор-составитель А. Б. Стерлигов – М., 1985


  1. Боголепов П., Верховская Н. Тропа к Гоголю – М. : «Детская литература», 1976, 77с.


  1. Шедевры русской живописи. Н. Майорова, Г. Скоков. – М: Белый город., 2006


  1. https://titanquest.org.ua/forum/40-1323-55 (картинки — автор неизвестен)



  1. https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/224 (картинки — автор неизвестен)



  1. https://vk.com/id105914448 (картинки — автор неизвестен)























1 Богомолова Т. И. Организация современного урока литературы – Калуга, 2002, 104с.


2 Портрет в русской живописи 17 – первой половины 19 века. Альбом. Автор-составитель А. Б. Стерлигов –

М., 1985

3 Боголепов П., Верховская Н. Тропа к Гоголю – М. : «Детская литература», 1976, 77с.




4 Шедевры русской живописи. Н. Майорова, Г. Скоков. – М: Белый город., 2006

5


Свежие документы:  Урок литературного чтения в 1 классе «Е.И. Чарушин «Томкины сны»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: