Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах


Автор: Трушина Лариса Евстафьевна


Место работы: МОУ ГООШ отделение коррекционного обучения VIII вида, г.Калязин, Тверская область

Должность: учитель русского языка и литературы



Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.

Развитие речи обучающихся – одна из важных задач, которая решается в процессе преподавания всех учебных предметов.

От того, насколько будет сформирована речь у обучающихся, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов.

Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном – способ достижения лучшей социальной адаптации.

Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизации речевой деятельности обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений.

Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся и учителю. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал. Опорные схемы используются, в основном, при устных ответах.

Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.

Имея перед глазами схему, школьники учатся последовательно излагать сведения, имеющихся у них по данной теме, причем они могут тренироваться в таком рассказе и дома. Им предлагаются такие вопросы как, например: «Расскажи все о приставках», «Расскажи о 1, 2, 3-ем склонении имен существительных» и т.д.

Обучающиеся задают друг другу вопросы по схемам. Им нравится этот вид работы, им интересно услышать ответ товарища, они прост, чтобы отвечающий приводил примеры.

Таким образом идет развитие диалогической и монологической речи детей, корригируется интонационная ее сторона, закрепляются полученные знания.

При работе со схемами возможен дифференцированный подход к опросу обучающихся учет возможностей того или иного школьника. В классе создается хороший рабочий настрой, а похвала, положительные эмоции, доброжелательность — залог того, что урок пройдет успешно.

Части речи

обозначает отвечает на вопросы обозначает

Имя существительное

Предмет

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?


Глагол

Действие предмета

Что делать?

Что сделать?



Имя прилагательное

Признак предмета

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?


Местоимение

Указывает на предметы, но не называют их

Кто?

Кого?

Кому?

Кого?

Кем?

О ком?


Имя числительное

Количество предметов и порядок их при счете

Сколько?

Какой?


Наречие

Признак действия

Где? Куда?

Откуда? Как?

Когда? Каким образом? и др.


Свежие документы:  КТП литературное чтение 4 класс по программе Матвеевой (система Эльконина-Давыдова)














скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: