Использование текстов малых форм на уроках развития речи


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Воронежа






Использование текстов малых форм на уроках развития речи





Подготовила

учитель русского языка и литературы Чернышова Лариса Сергеевна







г. Воронеж

2011

Развитие связной речи учащихся в контексте всей системы работы по русскому языку может осуществляться путем устных и письменных высказываний малой формы. Изложения и сочинения небольшого объема способствуют формированию языковой и речевой компетенции школьников.

Языковая компетенция, то есть осведомленность учащихся об отдельных языковых явлениях и о всей системе языка в целом, возрастает при лингвистическом анализе текстов, отобранных для обучения, и текстов, продуцируемых школьниками.

Речевая компетенция, то есть знание принципов отбора языковых средств для порождения высказывания, повышается в связи с необходимостью создавать связные тексты.

Письменные работы учащихся малой формы оперативны, экономичны, поэтому могут использоваться чаще, чем работы большого объема. Кроме того, они могут быть использованы и в соответствии с грамматическими темами, сочетая в себе задачи обучения и задачи контроля.

Упражнение, построенное на малом тексте, позволяет рассмотреть функции языкового явления, наряду с его структурой и семантикой. В то же время текст информативен, коммуникативно ориентирован; художественный текст иллюстрирует эстетическую функцию языка. Именно текст соединяет в уроке русского языка две его стороны: рациональную и эмоциональную.

Для изложений-миниатюр в зависимости от класса подбираются тексты объемом от 40 до 110 слов; это могут быть тексты любого типа и стиля речи. Обычно на изложение малого объема отводится от 8 до 20 минут урока. Работа с текстами-миниатюрами может проходить в следующих формах:

      1. лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в разных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции;

      2. речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативно-речевой компетенции;

      3. творческое упражнение по развитию языкового чутья учащихся, их креативности (творческих способностей): интерпретация текста изложения, написание своего сочинения;

      4. тренировочное упражнение для формирования правописных умений, когда слова с орфограммой или смысловые отрезки с пунктограммой анализируются в записанном или предъявленном другими способами контексте;

      5. упражнение по подготовке к экзамену с практическими целями: научить запоминать и пересказывать любой текст, научить воспринимать и воспроизводить стили текста в его характерных особенностях и др.

Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение).

Реальный процесс обучения русскому языку требует от учителя готовности опираться на жизненные впечатления учащихся, откликаться на происходящее в окружающем детей мире, в природе, в социальном пространстве. Такой отклик возможен даже в жесткой структуре урока, если обращаться к тексту малого объема в разных учебных формах (мини-диктант, мини-изложение, мини-сочинение, запись по памяти стихотворного текста и др.).

Диапазон приемов, связанных с использованием текста малой формы, достаточно широк (взять за основу первую строку Мастера и написать свое небольшое сочинение; написать сочинение, подводящее своим содержанием к данной концовке и др.)

Использование на уроках контроля таких видов работы, как изложение и сочинение дает «много работы для памяти» (В. Л. Вахтеров), и развития мышления, «обогащает словарь» и синтаксис речи учащихся (А. Д. Алферов), «вырабатывает стилистическую грамотность» (В. В. Голубков), является «последним, высшим средством для усвоения» учениками «ловкости владения языком» (И. И. Срезневский) и в целом формирует язык учащегося на «впечатлениях образцовой речи литературного произведения» (К. Б. Бархин, Е. С. Истрина).

Психолого-педагогические особенности сочинений малой формы заключаются в следующем:

  1. мотивация создания текста – желание высказаться, поделиться своими впечатлениями (а не только необходимость, как это иногда бывает в связи с написанием больших сочинений);

  2. оригинальность содержания и формы его изложения;

  3. сопричастность с жизнью, которая идет за порогом школы и которая волнует, огорчает, радует ребенка, «урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей» (Ш. А. Амонашвили);

  4. возможность переживания или успеха сразу же после завершения работы над сочинением, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий» (С. Н. Лысенкова).

Успех школьников в творчестве зависит от проявления ими как рассказчиками индивидуальных черт: а) художественно памяти; б) способности к импровизации; в) природного таланта к слову. Поэтому методической целью организации творческих работ в школе является «развитие у детей указанных свойств личности»1. Это является психолого-педагогическим обоснованием творческих работ учащихся малого объема на уроках русского языка.

Таким образом, учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация четко спланированной, продуманной системы контроля является одним из необходимых средств повышения эффективности процесса обучения.


Материалы для сочинений малой формы

Миниатюры по текстам Ю. Бондарева из цикла «Мгновения»


Текст можно разделить на микротемы, по одной из которых провести изложение-миниатюру, другая послужит текстом для диктанта. В зависимости от конкретных условий, обученности учащихся задания коммуникативно-речевого плана к изложениям-миниатюрам могут быть изменены. Может быть предложено написать творческую работу по первой строке Мастера-писателя (может предлагаться не только первая строка, но и последнее предложение или другой отрывок). Тексты, содержащие дискуссионный момент, можно использовать для отклика-резюме по итогам дискуссии.



Оружие (7 класс)

Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать трофейное оружие.

Гладко отшлифованный металл офицерских парабеллумов отливал вороненой чернотой, рубчатая рукоятка как бы сама просилась в объятия ладони, предохранительная кнопка легко сдвигалась, освобождая золотистые патроны к действию, — во всем готовом к убийству механизме была чуждая томящая красота, какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком, к угрозе и подавлению.

Браунинги и маленькие вальтеры поражали своей игрушечной миниатюрностью, никелем ствольных коробок, пленительным перламутром рукояток, изящными мушками над круглыми дульными выходами – в этих пистолетах все было удобно, аккуратно, все сияло женственной нежностью, и была ласковая смертельная красота в легких и прохладных крошечных пульках.

Тогда, более тридцати лет назад, я многого не понимал и думал: наше оружие грубее немецкого, и лишь подсознательно чувствовал некую противоестественность в утонченной красоте орудия смерти, оформленного, как дорогая игрушка, руками самих людей, смертных, недолговечных.

Теперь же, проходя по залам музеев, увешанных оружием всех времен – пищалями, саблями, кортиками, кинжалами, секирами, пистолетами, — видя роскошную инкрустацию оружейных лож, бриллианты, вправленные в эфесы, золото, сверкающее в рукоятках мечей, я с тошнотворным чувством сопротивления спрашиваю себя: «Почему люди, подверженные, как и все на земле, ранней или поздней смерти, делали и делают оружие красивым, даже изящным, подобным предмету искусства? Есть ли какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?»


Вопросы для обсуждения.


  1. Какую проблему поднимает автор в этом тексте?

  2. Какой ответ на вопрос дадите вы?

  3. Чем вы мотивируете свою точку зрения?



Звезда детства (8 класс)

Серебристые поля сверкали в темном небе над спящей деревней, и одна из звезд, зеленая, по-летнему нежная, особенно добро мерцала мне из далеких глубин Галактики, из запредельных высот, двигалась за мной, когда я шагал по пыльной ночной дороге, стояла меж деревьев, когда я остановился на опушке березняка, в прохладе тихой листвы, и смотрела на меня, лучась родственно, ласково из-за черной крыши, когда я дошел до дома.

«Вот она – думал я, — это моя звезда, вся теплая, участливая звезда моего детства! Когда я видел ее? Где? И может быть, на этой звезде будет последняя моя юдоль, где примут меня с той же родственностью, которую я ощущал сейчас в ее добром, успокоительном мерцании?»

Не было ли это общение с вечностью, разговор с космосом, что до сих пор все-таки пугающе непонятен и прекрасен, как таинственные сны детства…


Вопросы для обсуждения.


  1. Как вы понимаете слова автора «звезда детства»?

  2. Какие мысли вызывает у вас текст?

  3. О чем вы думаете, когда смотрите на ночное звездное небо?



Чудо (9 класс)

Кто может объяснить, каким образом рождается поэзия самой поэзии?

Можно говорить о ритме, рифме, единственном «золотом» эпитете, о «серебряном» парадоксе, о неожиданном алогизме, однако не это рождает чудо. Чудодейство, наверное, исходит от того умонастроения, от того чувства печали и надежды, которое разлито по всей вещи и насыщает собой каждое слов художника, забывшего назвать себя талантом.

Так или иначе, остается неразгаданной поэтическая тайна, красота и прелесть непревзойденного шедевра мировой литературы «Слово о полку Игореве».


Вопросы для обсуждения.


  1. Какую тему затронул автор в этом тексте?

  2. Как он сам ответил на вопрос, поставленный в начале текста?

  3. Какие средства художественной выразительности использует Ю. Бондарев, чтобы ярче подчеркнуть основную мысль?

  4. Какой ответ на вопрос дадите вы?


Частица (9 класс)

Однажды на рассвете проснулся под непрерывный шум деревьев за окном и с трепетом и удивлением подумал: кто же задолго до меня рождался и умирал в моем роду? Кто жил, любил, надеялся, страдал в бесконечной череде моих далеких и близких предков по женской и мужской линии – моей матери, отца, деда, прадеда, моих дядей, сестер, братьев и многих, многих тех, чья родственная толика сообщена теплу моей крови?

Едино ли все это? И есть ли это все во мне?

Раз так, значит, я частица огромного целого, всего моего рода, уходящего далеко назад, во тьму тысячелетий.


Вопросы для обсуждения.


  1. Какова тема и основная мысль текста?

  2. Почему миниатюра названа «Частица»?

  3. Продолжите размышления автора. Выразите отношение к проблеме, поднятой в тексте.



Мокрая монета (10 — 11 класс)

Ностальгия – это чувственная память прожитого, молодой поры жизни, это возвращение к себе, к истокам, к чистоте, может быть, даже тщетная погоня за самим собой в ожидании не такого уж далекого прощания со всем сущим.

Что же приносит настоящее блаженство – путь через разум к ощущению или через ощущение к разуму?

Возвращаясь к прошлому, я хорошо сознавал и чувствовал, что невозможно в жизни повторить самого себя и одновременно то, что прошло солнечным светом в годы незабвенные.

Но воспоминание о мокрой монете, пятикопеечной сдаче, когда знойным июльским днем, ожидая увидеть в тени аллеи мельканье ее легонького платья, я покупал стакан холодной, колющей в нос газировки под душными от жары акациями парка культуры, приносит мне счастье довоенной поры.


Вопросы для обсуждения.


  1. Почему эта лирико-философская миниатюра так называется?

  2. Что приносит, по мнению автора, настоящее блаженство?

  3. Действительно ли воспоминания играют в жизни человека такую большую роль? Аргументируйте свое мнение.



Непостижимое (10 – 11 класс)

Всякий раз в утренние часы осенью, когда я выхожу в опустевший, покинутый птицами сад и один хожу меж яблонь по шуршащим тропинкам, по желтым островам листьев, когда вижу на мокрой траве сквозные лучи низкого солнца, вдыхаю уже северную свежесть осеннего холодка, сырость земли от поредевших клумб, где в конце лета распустились георгины и флоксы, эти предвестники зябких поздних зорь, то меня охватывает сладкая тревога предупредительного звонка на вокзале моей жизни и мучает, не покидает сознание того, что где-то есть обетованные края, прозрачная синева, тепловатые туманы морских побережий, незнакомые улицы далеких городов, пестрые витрины на пустынных ночных набережных, которые я должен обязательно увидеть.

Почему в сентябрьскую пору я чувствую беспокойство, желание ехать куда-то в поисках неизведанной благодать эдемских земель, чужих садов?

Может быть, все это потому, что осенние утра особенно тихи, влажны, свежи, покойно солнечны и скупая их красота непостижима.


Вопросы для обсуждения.


  1. Что заставило автора задуматься о «неизведанной благодати»?

  2. Как автор отвечает на поставленный в произведении вопрос?

  3. Почему миниатюра называется «Непостижимое»? Какой неожиданный вывод делает автор?

  4. Согласны ли вы с мнением автора? Попробуйте продолжить его размышления.

Список использованной литературы



    1. Архипова Е. В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников. // РЯШ. – 2005 — № 4

    2. Бондарев Ю. «Мгновения». – М., 1988

    3. Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука, 1998.

    4. Елистратов В. С. Система языка, тест и культура речи. // РЯШ. – 2005. — № 4.

    5. Райский С. И., Ерошкина Е. В. Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и литературе. – М., 2005.

    6. Стандарт основного общего образования по русскому языку

    7. Францман Е. К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн. Для учителя. – М., 1996

1 Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука, 1998.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Удивительное электричество"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: