Как играли наши бабушки, 5 класс












5 класс

Как играли наши бабушки.

Урок из цикла

«Фольклор.

Устное народное творчество»






Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2

г. Нарткалы

Шампарова И.Б.









2005-06 уч. год


Урок из цикла «Фольклор. Устное народное творчество».


Тема: «Как играли наши бабушки».


Цель: воспитание любви к творческому наследию нашего народа, возрождение утерянных традиций русской культуры, формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений, развитие художественных склонностей и задатков; приобретение интереса к ценностям, обычаям, традициями праздникам семьи.

Оформление: поделки, рисунки, вышивки, плетение, иллюстрации, народная музыка.

Заранее проведена предварительная работа, которая подразумевает некоторую осведомленность детей по курсу народного творчества, фольклора.

Ход: I. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем нашу работу по знакомству с такими понятиями, как «фольклор», «фольклористика». Вспомним известные жанры детского фольклора.

  1. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Это единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. Это более древнее искусство, нежели литература (авторское искусство, существующее в письменной форме). Фольклор опирается на традиции, контакт исполнителя и слушателя, сочетание слова с элементами других видов искусства. Фольклор и искусство обогащают друг друга.

  2. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор в совокупности обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Фольклор — это народная мудрость, знание.

  3. Малые жанры фольклора: колыбельная песня, частушка, потешна, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, дразнилка, загадка, небылица — перевертыши т.д. Это небольшие по форме и размеру произведения.

II. Игра. Ребята встают в круг, взяв в руки бумажных птичек. Играем песню из весеннего календарного обряда.

Весна-красна, на чем пришла?

На сохе, бороне, на кобыле вороне.

Ой, вы жаворонки-жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье.

Первое — коровье, второе — овечье,

Третье — человечье.


III. Предлагаю ребятам рассмотреть предметы прикладного искусства (одежда, посуда, домашняя утварь), что играет огромную эстетическую роль в жизни русского человека.


IV. Чуть подробнее останавливаемся на одежде. В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный как символы солнца и света. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, но когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. (Наглядные пособия)


— Ребята, как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых?

— Конечно, и подтверждение тому — песня, которую мы сейчас исполнили. Это было детям весело и нетрудно.


Но творческий мир детей складывается не только из взрослого фольклора, но у них сложился свой особенный вид народного творчества под названием «детский фольклор». Начиная с самого рождения, ребенка окружали материнская любовь и забота.

— Какие стишки и песенки вы слышали от мамы? Приведите примеры.

Ответы ребят с примерами

1. А качи-качи-качи

Пекла баба калачи

Калачи медовые

Деткам приготовлены. (Олеся С.)


2 .А качи-качи-качи

Прилетели к нам грачи

Грачи сели на кровать

Стали гули ворковать,

Нашу девочку качать (Алина Х.)


3. Ладушки-ладушки

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

Пили — ели пироги,

Потеряли сапоги,

А сапожки новые,

Красные, парчовые (Алина Х.) и др.


— Мне хотелось бы дополнить, ваши познания. Часто мама клала ребенка на спинку, раздевала, поглаживала, делая своеобразную гимнастику, говоря:

Потягунюшки, порастушечки.

Поперек себя ширюнюшки.

Ручки похватунюшки,

Ножки побегунюшки,

Роток — говорок,

В головушку — разумок……

Так ласково, нежно обращалась мать с младенцем, физически развивая при этом. Эти стишки назывались ПЕСТУШКИ, от слова ПЕСТОВАТЬ, т.е. ухаживать, нянчить, носить на руках.

малыш проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Роток-говорунок,

Ручки-хватунюшки,

Ножки-ходунюшки.…

Когда купают: Водичка течет,

Дитятко растет,

С гуся вода,

С тебя худоба,

Вода — книзу,

А дитя — кверху!

Когда малыш учится ходить: Ножки — ножки,

Бегите по дорожке.


Чуть позже, когда ребенок начинает немного понимать, в ход развития включались ПОТЕШКИ, от слова ТЕШИТЬ, РАЗВЛЕКАТЬ, а наряду с этим и учить ребенка разным элементарным движениям, а также ходить.

Топы — топы по лавочке.

Цапы — цапы за лапочки.

Это песенки — приговорки, сопутствующие игре с пальцами, руками, ножками ребенка. Потешки сопровождают рост, развитие ребенка.

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

На болоте стоит пень,

Шевелится ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.


Сорока — воровка

Кашу варила,

Детишек кормила:

Этому дала, этому дала,

Этому дала и этому дала,

А этому не дала:

В лес не ходил,

Дрова не рубил,

Печь не топил,

Воду не носил!

Так тебе!


«Поехали за орехами» и др.

Вот такие стишки — пестушки и потешки, а также колыбельные песни, которые выдумывали для детей взрослые в раздел народного творчества под названием «Поэзия пестования» (Ребята приводят примеры. См. приложение к уроку).

Второй большой раздел — поэзия для детей, то, что могут сочинить сами дети.

Как вы думаете, что можете вы, ребята, сами сочинить для себя, для забавы? Конечно, это считалки, загадки, дразнилки, игры и т.д. Давайте подробнее остановимся на считалках и играх. Какие считалки вы знаете? (См. приложение).

Я предлагаю сгруппировать все считалки следующим образом:

1.Заумные. Те, в которых не понять ни одного слова:


    1. Цок — цокдуманэ,

Абуль-фабуль руманэ,

Рики-тики — драматики,

бац, бац, бац.


б) Я кацу-кэрэ-мэнэ

Чингунэрэ пару нэ

Гоп-стоп сайду — лайду

Уталыги — сыгилыги


2. Числовки. Считалки, в которых присутствует счет:

а) Рази-двази- тризи- ризи,

Пяты — латы, шести — крести,

Семь и два.


б) Первенчики, другенчики,

Летели голубенчики,

Летели голубенчики

По той они сторонушке

Там пышки, лепешки,

Медовый сахарок.


в) Шишел, мышел, вон пошел,

За собою всех повел.


3. Считалки — заминки. Здесь нет событий, а просто перечисляются персонажи:

а) На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной

Кто ты будешь такой?


4. А также существуют музыкальные считалки. разучим одну из них:

Трынцы, брынцы, бубенцы,

Раззвенелись удальцы.

Дичи, дичи, дичи, дон,

Выходи скорее вон.

(Ребята разучивают считалку).

А сейчас мы постараемся выучить музыкальную народную игру — самый любимый жанр детского фольклора.

Заинька — серенький,

Заинька — беленький,

Некуда заиньке выскочить,

Некуда заиньке выпрыгнуть.

Есть города турецкие,

Замочки немецкие,

Ну-ка, зайка, серым боком

Перед нашим хороводом

Ну-ка, зайка, повернись,

Хороводу поклонись.

Только не балуйся,

Лучше поцелуйся

(Ребята разучивают игру).

Итак, мы сегодня побывали в старой русской деревне, не просто узнали, но и приняли участие в тех играх, в которые играли наши бабушки и дедушки. Я буду рада, если эти знания разнообразят и украсят ваше свободное времяпрепровождение. А если у кого-то из вас есть братишки и сестренки, то вы можете опробовать полученные знания на практике. Немного закрепим знания, полученные на наших уроках:


ПРИБАУТКА — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает ребенку няня, мама, бабушка. Это веселая история о том, как скачет галка по ельничку, как Фома едет на курице и т.д. Предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове.

ЗАКЛИЧКА — короткое стихотворение, которое выкликали дети, участвуя в обрядах (звали весну, дождь и т.д.).

ПРИГОВОРКА — короткое стихотворение, которое произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам, улитке, божьей коровке, птице, бабочке и т.д. Обращались к кукушке — сколько лет жить.

СЧИТАЛКА — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.

СКОРОГОВОРКА — стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Это веселая и безобидная игра в быстрое повторение слов, стишков, фраз.

ЗАГАДКА — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать их — значит, находить важное, необыкновенное, интересное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит, по признакам, действию и подобию определить предмет или явление. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность, хорошо ли он знаком с окружающим миром.

НЕБЫЛИЦЫ И ПЕРЕВЕРТЫШИ — это заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Это игра ума по обратной координации вещей и явлений.

1.Ехала деревня мимо мужика.

Глядь, из-под собаки лают ворота.

Мужик взял собаку и давай бить палку.

Изба пришла в мужика,

Глядь, там квашня бабу месит.


2. Заплетык языкается.


ДРАЗНИЛКИ — игровой детский фольклор. Отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах — в дразнилках.

Бряки — кряки, трулялисты, рапуны и др. — это словесные игры со словами и в слова. Слово — предмет игры. В нее играли, когда на улице шел дождь, когда в доме нельзя было шуметь или негде было повернуться.


СКАЗКИ-ШУТКИ, СКАЗКИ-ПОТЕШКИ — это уже не игра. Они могут встречать малыша и в колыбельке. Здесь фантазия и реальность встречаются. Призвана маленький замкнутый мир ребенка, обращенный к родному дому и родителям, превратить в разомкнутый, бесконечно разнообразный окружающий мир, поднять ребенка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком, подготовить его к жизни.

— «Курочка — Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.


ГУЩƏХƏПХƏ

У адыгского народа тоже было много обычаев и традиций. Обряд укладывания ребенка в колыбель совершался примерно через неделю после его рождения. Идеальной считалась колыбель из боярышника. Это дерево считалось счастливым. Верили, что в такой колыбели дети вырастают здоровыми, крепкими и красивыми. Уложив малыша в колыбель, старшая женщина рода говорила: дай Бог, чтобы он вырос, был здоров, красив, счастлив, принес счастье своей семье. Она обращала внимание матери на то, что колыбель должна стоять на циновке, чтобы она не стучала, под нее стелили шкуры различных животных.

Усыпляли малыша укачиванием, напевая ему колыбельную песню, в которой воспевалась обычно будущая жизнь малыша. Мальчика представляли храбрым воином, а девочку трудолюбивой хозяйкой.

Ежедневные купания малыша тоже сопровождались песней, в которой просили Бога дать малышу жизнь и называли его гадким, страшным. дабы отогнать злых духов.

ЛЪƏТЕУВƏ

Особенно торжественно отмечался первый шаг ребенка, когда устраивали этот обряд. В нем участвовали женщины и дети. Специально для этого готовили обрядовое кушанье — хьəлыуə. Перед первым ритуальным шагом совершали ритуальный акт освобождения ног ребенка: имитировали перерезание ножницами невидимых пут, будто они связывали до сих пор ножки. Обряд этот не просто развлечение, но и символический выбор будущей профессии ребенка.

На стол клали предметы — символы различных профессий: для мальчика — топор, молоток, книга, нож и т.д.; для девочки — иголка, нитка и т.д. Тот предмет, к которому потянет ручку малыш, определяет его будущее занятие. Опять же звучат песни с пожеланиями быть здоровым, трудолюбивым, удачливым в жизни.

Также существовали другие обряды, сопровождаемые песнями, молитвами: прорезывание зубов, первая стрижка волос, выпадение молочных зубов. Ни одно из этих событий в жизни ребенка не проходит, как правило, незамеченным. Некоторые — более торжественно, другие — только в семейном кругу.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. «Литература и фантазия», составитель Л.Е.Стрельцова. — М., « Просвещение», 1992 г., — 256 с.

  2. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составитель Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. — Ярославль, «Академия развития», 1997 г.,224 с. (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение).

  3. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составитель Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. — Ярославль, «Академия развития», 1997 г.,224 с. (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение).

  4. Педагогический вестник. сборник научно-методических статей. Выпуск №5, Нальчик, 2002 г. Ст. И.З. Богатырева «Педагогические аспекты традиционной обрядности кабардинцев».



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Поможем Капельке"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: