Классный час для 5 класса «Литература! Ты моя судьба!»



Классный час для 5 класса «Литература! Ты моя судьба!»




Цель:

— формирование у учащихся интереса к углубленному изучению литературы;

Задачи:

— воспитывать у подрастающего поколения любовь к литературе как одной из величайших культур мира;

— расширить представление учащихся о роли литературы в современном обществе.



Вступительное слово учителя.

Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

Выясним, что такое литература. Определение значения этого слова начнем с корня. «Littera» в переводе с латыни значит «буква», а «litteratura» – «написанное». Таким образом, литературу можно определить, как массив написанных текстов произвольного содержания.

Русская литература

Раскрывая вопрос о том, что такое литература, нельзя не затронуть тему русской литературы. Русские писатели и поэты оставили неизгладимый след в мировой литературе, внеся в неё богатство и широту русской души.

Рассмотрим, что такое русская литература, чем она отличается от всей остальной.

  1. С самых древних произведений в русской литературе уделяется внимание этической стороне, вопросам «Что такое хорошо и что такое плохо?».

  2. Большинство авторов уделяло значительно большее внимание содержанию произведения, а не его форме.

  3. За всю историю существования русской литературы найдется сравнительно немного произведений развлекательного характера.

  4. Герои произведений русской литературы чаще изображены в связи с другими людьми, индивидуальные переживания героев также носят социальный оттенок.

  5. Произведения русской литературы в большинстве своем трагичны, редко можно встретить счастливый конец.

  6. Из-за особенностей русского языка литература, написанная на нем, читается медленнее, чем на других языках. Ещё одной причиной более медленного чтения является богатство русской литературы описаниями и образами.

Роль литературы в современном мире

Что такое литература для современного общества? Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо. 

Известный писатель С.Михалков, обращаясь к читателям, писал:

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!


А что значит литература, чтение книг для каждого из вас?

(Высказывания пятиклассников о роли книги в их жизни).

Чтение стихотворений о книгах.

1 чтец.

Путешественник

Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.

Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».

Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки,
А путешествовать в дальние дали
Начал лет в семь, по страницам журнальным.
(А. Лугарёв)

2 чтец.

О чтении

Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!
(А. Усачев)

3 чтец.

Я – это мир!

Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.

Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)

Слово учителя.

Люди всегда боготворили литературу и книги. Об этом мы можем судить, обратившись к высказываниям русских и зарубежных писателей.


 (Презентация)

Слайд 2.

Нравственность человека видна в его отношении к слову.
Л.Н.Толстой.

Слайд 3.

Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

Слайд 4.

Общество находит в литературе свою действитель­ную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. (В.Г.Белинский)


Слайд 5.

Темой истинного литературного творчества могут быть только проблемы человеческой души, раздираемой внутренним конфликтом, потому-то писать стоит только о них, только они заслуживают мук и пота. (У.Фолкнер)

Слайд 6.

Темой истинного литературного творчества могут быть только проблемы человеческой души, раздираемой внутренним конфликтом, потому-то писать стоит только о них, только они заслуживают мук и пота. (У.Фолкнер)

Слайд 7.

…писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения его правдивости и убедительности. (М.А.Шолохов)

— Согласны ли вы со словами великих людей? Докажите свой ответ, приведя в качестве аргумента любое прочитанное произведение.



Слайд 8.

Давайте вслушаемся в слова С.Г. Шаумяна:

«Литература — это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. Когда же люди подходят к этому храму с мелкими честолюбивыми стремлениями, корыстолюбивыми целями и со склонностью ко лжи — это величайшее преступление, совершаемое против народа».

— Как вы понимаете эти слова?

— Литература – это, действительно, храм. И относиться к ней нужно так же бережно и уважительно!

Чтец.

Книгоград

 

В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)

Заключительное слово учителя.

Я желаю каждому из вас стать настоящим Читателем – ценителем Её Величества Книги, Литературы, и тогда перед вами откроется чудесная дорога добра, новых свершений, настоящего чуда и любви!










Свежие документы:  Разработка урока по литературному чтению «К.И.Чуковский. Приключения белой мыши»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: