Комплексные проверочные работы в 9-11 классах (на материале повести В.П.Астафьева «Кража»)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5″ г. Брянска





Комплексные проверочные работы в 9-11 классах (на материале повести В.П.Астафьева «Кража»)













подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна













Брянск-2013



Текст 1

Прочитайте текст и выполните следующие задания

(1) Это был тот самый момент из-за которого (слабо)нервные люди оставляли работу в детдоме. (2) А те что думали в(з, с)бунт…вавшуюся или точнее (в)миг од…чавшую толпу детдомовцев усм…рять криком или кулаками (не)избежно п…падали на нож.

(3) Валериан Иванович оторопело смотрел на ребят и (не)узнавал их.

(4) Здесь уже не было Сашек, Борек, Мишек, Толек, Зинок. (5) Было ос…танелое лицо маленького человека с и(з, с) лома(н,нн)ой судьбой переживш…го когда(то) страшное потр…сение сдел…вшее его сиротой. (6) Это потр…сение осело в глубину но не ум…рло и (ни)когда наверно (не)умрет. (7) На самом дне души сироты как зат…нувший корабль всю жизнь лежит оно. (8) И (не)важно кто и почему трон…т душу эту отяжеле(н,нн)ую вечной ношей.

1.Спишите текст, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

2. Из предложения 1 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

3. Из предложений 2-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

4. Выпишите слово(а), в котором(ых) правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

5. Укажите правильное объяснение написания слова (НЕ)ВАЖНО (предложение 8):

А) Пишется раздельно, потому что в предложении подразумевается противопоставление;

Б) Пишется слитно, потому что НЕ–приставка, слово, образованное с ее помощью, можно заменить синонимом без НЕ;

В) Пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.


6. Укажите способ словообразования слова ПОТРЯСЕНИЕ из предложения 6.

7. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову ОТОРОПЕЛО из предложения 3.

8. Из предложений 1-3 выпишите относительные местоимения.

9. Из предложений 1-2 выпишите словосочетание со связью примыкание.

10. Замените словосочетание ДУША СИРОТЫ (предложение 7), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

11. Укажите номер простого односоставного безличного предложения.

12. Среди предложений 1-7 укажите номер предложения, осложненного обособленными определениями.

13. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

14. Укажите номер сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.

15. Укажите верное утверждение:

А) В предложении 2 использованы фразеологизм и метафора;

Б) В предложении 5 использованы гипербола и метонимия;

В) В предложении 7 использованы метафора и сравнительный оборот;

Г) В предложении 8 использованы инверсия и метафора.

Ответы

1. (1) Это был тот самый момент, из-за которого слабонервные люди оставляли работу в детдоме. (2) А те, что думали взбунтовавшуюся или, точнее, вмиг одичавшую толпу детдомовцев усмирять криком или кулаками, неизбежно попадали на нож.

Свежие документы:  Урок-проект "Я мысленно вхожу в Ваш кабинет..." 11 класс

(3) Валериан Иванович оторопело смотрел на ребят и не узнавал их.

(4) Здесь уже не было Сашек, Борек, Мишек, Толек, Зинок. (5) Было осатанелое лицо маленького человека с изломанной судьбой, пережившего когда-то страшное потрясение, сделавшее его сиротой. (6) Это потрясение осело в глубину, но не умерло и никогда, наверно, не умрет. (7) На самом дне души сироты, как затонувший корабль, всю жизнь лежит оно. (8) И неважно, кто и почему тронет душу эту, отяжеленную вечной ношей.

2. (В) детдоме.

3. Умерло.

4. Взбунтовавшуюся, изломанной.

5. Б.

6. Суффиксальный.

7. Растерянно, смущенно.

8. Самый, которого, что.

9. Вмиг одичавшую.

10. Сиротская душа

11. 4.

12. 5.

13. 3.

14. 2.

15. В.

Текст 2

Прочитайте текст и выполните следующие задания

(1) Первая группа бе(з,с)пр…зорников ск…лотилась давно. (2) В ветхих деревя(н, нн) бараках на продува…мых всеми ветрами ч…рдаках по ко(н,нн)ым дворам и г…ражам хозяин города Ступинский еще (не)сколько лет назад собрал больше десятка ум….рающих от голода ребятишек и д…ржал их у себя в квартире. (3) К…рмились (не)счастные в вое(н,нн)ой столовке а спали на полу и Ступинский (в)месте с ними спал (по)дальше спрятав наган.

(4) Ступинский же хл…потал и об открыти… детпр…емника чтобы пр…брать детей на зиму а весной с первыми пар…ходами разослать их по детским домам на Большой земле или как зовут тут на м…гистрали. (5) Но там видно и своих сирот хватало этих (ни)кто (не)принимал. (6) Ступинский начал донимать райком райком –область область -еще кого(то) и сироты получили жилье.

1.Спишите текст, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

2. Из предложения 2 выпишите слово(а), в котором(ых) происходит оглушение согласного.

3. Из предложений 2-5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

4. Из предложений 1-4 выпишите слово(а), в котором(ых) правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

5. Укажите правильное объяснение написания слова (НЕ)СЧАСТНЫЕ (предложение 3):

А) Пишется раздельно, потому что в предложении подразумевается противопоставление;

Б) Пишется слитно, потому что НЕ–приставка, слово, образованное с ее помощью, можно заменить синонимом без НЕ;

В) Пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.

6. Укажите способ словообразования слова ДЕТПРИЕМНИК из предложения 4.

7. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову ДОНИМАТЬ из предложения 6.

8. Из предложений 2-5 выпишите определительные местоимения.

9. Из предложения 4 выпишите словосочетание(я) со связью примыкание.

10. Замените словосочетание ДЕТСКИЕ ДОМА (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

11. Укажите номер сложного(ых) предложения(ий), в состав которого(ых) входит односоставное безличное предложение.

12. Среди предложений 2-7 укажите номер предложения, в котором есть необособленные распространенные определения.

Свежие документы:  Урок на тему «Миф о споре Афины и Посейдона»

13. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

14. Укажите номер сложноподчиненного предложения с придаточным цели.

15. Укажите верное утверждение:

А) В предложении 2 использованы фразеологизм и метафора;

Б) В предложении 1 использованы разговорное слово и метонимия;

В) В предложении 2 использованы фразеологизм и эпитет;

Г) В предложении 6 использованы инверсия и градация.

Ответы

1. (1) Первая группа беспризорников сколотилась давно. (2) В ветхих деревянных бараках, на продуваемых всеми ветрами чердаках, по конным дворам и гаражам хозяин города Ступинский еще в зиму с тридцатого по тридцать первый год собрал больше десятка умирающих от голода ребятишек и держал их у себя в квартире. (3) Кормились несчастные в военной столовке, а спали на полу, и Ступинский вместе с ними спал, подальше спрятав наган.

(4) Ступинский же хлопотал и об открытии детприемника, чтобы прибрать детей на зиму, а весной с первыми пароходами разослать их по детским домам на Большой земле, или, как зовут тут, на магистрали. (5) Но там, видно, и своих сирот хватало, этих никто не принимал. (6) Ступинский начал донимать райком, райком -область, область -еще кого-то, и сироты получили жилье.

2. Всеми, назад.

3. Умирающих.

4. Беспризорников.

5. В.

6. Сложение.

7. Измучить, извести.

8. Всеми, своих.

9. Разослать весной, зовут тут.

10. Дома для детей.

11. 4, 5.

12. 2.

13. 4.

14. 4.

15. В.


Текст 3

Прочитайте текст и выполните следующие задания

(1) Зимой тридцатого года из села ув…зли куда(то) Светозара Семеновича Мазова Толиного отца. (2) Толя конечно (не)знал за что взяли отца. (3) Сказали: по…кулачник, и ув…зли. (4) Он был главной опорой большой и безалаберной семьи. (5) Дед Толи Семен по пьянке давший старшему сыну звучное, городское как ему казалось имя погиб в гражданскую войну пр…деду Мазову уже по(д, т)катывало к сотне лет, а больше мужиков в семье (не)было.

(6) В городе семью Мазовых погрузили на пар…ход и пов…зли вниз по (не)спокойной мрачной реке местами пугливо суживающ…йся между лысых скал местами р(е, и)вущ…й к…рявыми п…рогами. (7) Пар…ход тяжело как(то) мучительно(неприятно) т…нул за собой пузатую уныло покачива…щуюся на в…лнах баржу. (8) И пар…ход и баржа были набиты бе…покойными перес..ленцами, их везли в зап…лярье, на какую(то) стройку.

(9) Мазовы ютились на полома(н, нн)ой местами палубе меж толстых узлов спали зав…рачиваясь в половики ребятишки заб…рались на ночь в ка(д, т)ки из-под капусты…

1.Спишите текст, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

2. Из предложения 6 выпишите слово(а), в котором(ых) происходит оглушение согласного.

Свежие документы:  Итоговый тест по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

3. Из предложений 6-9 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

4. Из предложений 3-8 выпишите слово(а), в котором(ых) правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

5. Укажите правильное объяснение написания слова НЕСПОКОЙНОЙ (предложение 6):

А) Пишется раздельно, потому что в предложении подразумевается противопоставление;

Б) Пишется слитно, потому что НЕ–приставка, слово, образованное с ее помощью, можно заменить синонимом без НЕ;

В) Пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.

6. Укажите способ словообразования слова ПУГЛИВО из предложения 6.

7. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову БЕЗАЛАБЕРНЫЙ из предложения 4.

8. Из предложений 1-5 выпишите числительное(ые).

9. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ТЯНУЛ ЗА СОБОЙ из предложения 7.

10. Замените словосочетание ТОЛИНОГО ОТЦА (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

11. Укажите номер(а) простого(ых) односоставного(ых) неопределенно-личных предложений.

12. Среди предложений 2-7 укажите номер(а) предложения(ий), в котором(ых) есть обособленные приложения.

13. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

14. Укажите номер сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

15. Укажите верное утверждение:

А) В предложении 4 все слова имеют прямое значение;

Б) В предложении 5 использованы разговорное слово и инверсия;

В) В предложении 6 использованы олицетворение и фразеологизм;

Г) В предложении 7 использованы эпитеты и сравнение.


Ответы

1. (1) Зимой тридцатого года из села увезли куда-то Светозара Семеновича Мазова- Толиного отца. (2) Толя, конечно, не знал, за что взяли отца. (3) Сказали: подкулачник, и увезли. (4) Он был главной опорой большой и безалаберной семьи. (5) Дед Толи, Семен, по пьянке давший старшему сыну звучное, городское, как ему казалось, имя, погиб в гражданскую войну, прадеду Мазову уже подкатывало к сотне лет, а больше мужиков в семье не было.

(6) В городе семью Мазовых погрузили на пароход и повезли вниз по неспокойной мрачной реке, местами пугливо суживающейся меж лысых скал, местами ревущей корявыми порогами. (7) Пароход тяжело, как-то мучительно-неприятно тянул за собой пузатую, уныло покачивающуюся на волнах баржу. (8) И пароход, и баржа были набиты беспокойными переселенцами, их везли в заполярье, на какую-то стройку.

(9) Мазовы ютились на поломанной местами палубе меж толстых узлов, спали, заворачиваясь в половики, ребятишки залезали на ночь в кадки из-под капусты…

2. Пароход, вниз.

3. Забирались.

4. Беспокойными.

5. Б.

6. Суффиксальный.

7. Бестолковый, беспорядочный.

8. Тридцатого.

9. Управление.

10. Отец Толи.

11. 1, 6.

12. 1, 5.

13. 3.

14. 2.

15. Б.


Использованная литература

Астафьев В.П. Ясным ли днем: Повести. Рассказы. -М.: Сов. Россия, 1989.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: