КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ПРОВЕДЕННОГО ВО 2 КЛАССЕ Тема : Белоствольное чудо. В.Бианки «Волшебная берёза»










КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ПРОВЕДЕННОГО ВО 2 КЛАССЕ МОРГУНОВОЙ Т.А.

Тема урока: Белоствольное чудо.

В.Бианки «Волшебная берёза»

Цели: знакомство детей с произведениями русских и современных поэтов и писателей рисующих картины русской природы; работать над пересказом прочитанного текста по плану, по иллюстрациям и с использованием словесных картин (устного рисования);

учить самостоятельно находить слова и выражения, которые использует

автор для описания берёзы;

учить рассказывать о своих наблюдениях;

расширять представления детей о растительном мире нашего края, о берёзе;

познакомить учащихся с 2-мя видами берёзы (пушистой и бородавчатой) и на основе самостоятельных наблюдений детей найти их характерные различия;

формировать представления о связи берёзы с историческими и

фольклорными традициями русского народа;

расширять кругозор учащихся;

развивать память, мышление, речь учащихся;

воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Оборудование: мёртвое дерево — берёза, рисунки, фотографии,

демонстрационная таблица «Берёза», выставка книг, грам.запись, демонстрационный материал (деготь, лучина, кора берёзы, гриб — чага, словарные слова на карточках опорные слова, поделки и посуда из бересты, рушник.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вводная часть. Сообщение темы и целей урока.

    1. Музыкальная заставка (музыкальная композиция «Во поле берёзка стояла» в исполнении оркестра народных инструментов)

    2. Беседа по прослушенному музыкальному произведению.

  • Вы узнали мелодию, которая прозвучала?

  • Какой образ возник перед вами?

  • Какой вы представили себе берёзу?

Кто затрудняется, посмотрите вокруг на фотографии, картины. Обратите внимание на наш живой уголок.

  • Кто хочет словами нарисовать берёзу?

    1. Сообщение темы, целей урока.

Сегодня наш урок мы посвятим берёзоньке, вспомним то, что знали раньше, узнаем много нового, удивительного о её чудесах и

волшебстве. Выясним, почему именно берёза является символом России, узнаем за что русский народ так любит и ценит это дерево.

    1. Беседа о красоте русской берёзки. Словесное рисование красавицы — берёзы.

Учитель: Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзке сложено много песен, былин, преданий. Её знают все. Это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа — берёза. Со времён глухой старины вошла в нашу жизнь берёзка. Мила она русскому человеку. Многие поэты посвятили ей свои стихи.

  • А какие стихи о берёзе знаете вы?

  1. Чтение учащимися стихов о берёзе.

  • Давайте вспомним стихотворение о прекрасной зимней берёзе, которое мы учили в 1 классе.

Ученица читает наизусть стихотворение С.Есенина «Берёза». Белая берёза На пушистых ветках

Под .моим окном Снежною каймой

Принакрыласъ снегом Распустились кисти

Точно серебром. Белой бахромой.

И стоит берёза А заря, лениво

И сонной тишине. Обходя кругом,

И горят снежинки Обсыпая ветки

В золотом огне. Новым серебром.

  • Какой бы рисунок вы нарисовали к этому стихотворению? Ученик читает стихотворение «Чуть пригрело солнце откосы…»

Чуть пригрело солнце откосы И стало в лесу потеплей, Берёзка зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Наряд её лёгкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И сколько задумчивых песен Поётся в народе о ней.

Учитель.

Во все времена хороша русская берёза.

  • Какой вы себе представили берёзу весной?

  • Какие краски вам понадобятся, чтобы нарисовать её?

  1. Задание на дом:

  • Дома нарисуйте берёзу в альбоме зимнюю или весеннюю, какая вам ближе.

III. Беседа (природоведческая) о чудесах берёзы. Учитель:

  • Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. Берёза — это чудо дерево! Среди деревьев других пород оно выделяется прежде всего своей корой.

  • Дима, подойди к нашей берёзе, прикоснись к её стволу рукой. Какая кора у берёзы? (Белая, очень тонкая и прохладная).

  • Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что — то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин и высыпается из клеток коры. А само название дерева по латыни звучит бетула. (Эти 2 слова появляются на доске).

Работа в парах.

  • А какая ещё на ощупь кора берёзы? Давайте ещё потрогаем. (Несколько учеников подходят к берёзе и трогают кору).

  • Кора тонкая, белая и прохладная.

  • Ребята, прохладной кора берёзы остаётся и в холодный и в жаркий день. Подумайте (в парах), а почему кора у берёзы белая и прохладная? Какую роль выполняет белый цвет её ствола. Если вы затрудняетесь ответить, я вам немного подскажу. Почему в летний жаркий день люди надевают светлую одежду?

  • Верно, белый цвет отражает солнечные лучи, тело меньше нагревается. Вспомните какая у берёзы тонкая и нежная кора. Если бы не происходило отражение солнечных лучей, дерево получало бы ожоги. Белый цвет коры предохраняет дерево от ожогов. Цвет коры и прохлада ствола берёзы — первые 2 чуда этого дерева.

  • Давайте ещё раз обратим внимание на ствол. Везде ли он одинаков? Используя мой план расскажите о стволе этого дерева (по большой фотографии на стене)

План ответа (помещён на доске). 1 Нижняя часть ствола.

  1. Средняя часть ствола.

  2. Верхняя часть ствола. Ученик.

  • Нижняя часть ствола более тёмная и толстая. На ней много трещин. Средняя часть более тонкая, светлая, трещин почти нет, но зато чётко различаются тёмные пятна и полоски. Верхняя часть ещё более тонка, почти белая, заканчивается ствол светло-коричневыми тонкими, гибкими ветками.

Учитель.

  • Дети, какое сейчас время года? (Ранняя весна).

  • Есть ли на берёзе сейчас листочки? Почему? (Нет, т.к. ещё недостаточно тепло).

  • А что же сейчас у деревьев на ветках вместо листочков? (Почки).

  • Почки — это третье чудо берёзы. В почках берёзы содержится смола (слово появляется на доске). Смола — это вязкая, густая, клейкая жидкость. Она, как вы считаете, для чего нужна дереву? (Она предохраняет почки от холода, а в дальнейшем и листочки от суховея). Из-за смолы листочки у берёзы появляются клейкие, липкие.

  • Ребята, а раньше вы наблюдали за берёзой весной? Что раньше появляется листочки или серёжки? (Серёжки).

  • Это четвертое чудо берёзки.

  • Что же представляют из себя серёжки? Это очень мелкие цветочки желтовато-зелёного цвета собранные в одно соцветие.

IV. Чтение и разбор рассказа В.Бианки «Волшебная берёза».

  1. Учитель:

Вероника Викторовна рассказала вам о чудесах берёзы. А ведь действительно, берёза волшебное дерево. Сейчас мы с вами познакомимся с удивительным рассказом В.Бианки «Волшебная берёза».

  1. Чтение текста учителем.

  2. Проверка первичного восприятия.

  • Понравился ли вам рассказ?

  • Какое настроение у вас возникло после услышанного?

  • Почему берёзу писатель назвал волшебной.

  1. Чтение рассказа учениками.

Задание: подготовить вопрос своему соседу по парте по прочитанному тексту;

  1. Анализ содержания прочитанного текста.

  • Почему берёза стала волшебной? Подтвердите свои слова словами текста.

  • Какие птицы прилетели на берёзу?

  • Найдите в тексте, как выглядели синицы. Мы прочитали, что берёза стала очень красивой, а синицам понравилась такая берёза или нет? (Нет).

Найдите в тексте, почему, такая берёза им не понравилась?

  • Почему синицы улетели с жалобным писком?

  • Как живётся синицам зимой и ранней весной?

  • Кто расколдовал берёзу? (Солнышко).

  • На что стала похожа берёза?

  • А вот такая берёзка понравилась синичкам?

  • Что сравнивает писатель с серебряными змейками?

  1. Перечитывание самостоятельно текста учащимися.

Задание: подготовить пересказ, употребив в пересказе описание «волшебной» берёзы.

  1. Работа с планом — перевёртышем. (План на доске).

  • Восстановите правильную последовательность плана.

План — перевертыш. Синички прилетели позавтракать. Берёзка стала волшебной. Берёза вечером, позавтракать.

Птицы улетели с жалобным писком, писком.

Радость синичек, лёд.

Тёплое солнышко растопило лёд.

Верно составленный план.

  1. Берёза вечером.

  2. прилетели

    Берёзка стала волшебной.

3.Синички

4.Птицы улетели с жалобным

5. Тёплое солнышко растопило

6.Радость синичек.



  • Кто хочет пересказать текст по правильно составленному плану. 8. Пересказ текста по плану тремя учениками.

  1. Физминутка. (под мелодию «Во поле берёза стояла…» дети повторяют движения народных танцев).

  2. Природоведческая беседа о чудесах берёзы.

  • Вы сейчас прочитали и рассказали о волшебстве берёзы. А есть и ещё одно пятое чудо этого дерева.

  1. Работа с демонстрационным материалом.

  • Обратите внимание на две берёзы. Чем они отличаются? (одна повесила веточки, а у другой веточки растут вверх).

  • Вот и назвали их по-разному: повислая берёза и пушистая (слова вывешены на доску). У повислой берёзы листья похожи на треугольник, к вершине они вытянуты, верхняя часть листа широховатая. У пушистой берёзы листья округлые, сверху гладкие и поблескивают, молодые веточки повислой берёзы сплошь покрыты смолистыми бородавками. Поэтому и называют её по-другому бородавчатой берёзой. У пушистой же берёзы нет бородавок, а ветки её покрыты бархатными волосками. А берёзовая одежда?

Кора берёзы повислой в нижней части вся в трещинах, а у пушистой берёзы их нет. Какой же вывод мы сделали? Берёзы эти разные.

  • Учитесь наблюдать.

Всего ученые насчитывают в мире около 65 видов берёз. Есть берёза карликовая на Дальнем Востоке, извилистая — невысокое корявое дерево с кривыми толстыми ветвями, иногда оно стелется по земле (Западная Сибирь). Есть берёза чёрная (США), вишневая, ребристая, каменная и много — много других видов. Об этом вы сможете прочитать в энциклопедии «Я познаю мир». Итак, повторим 5 чудес берёзы.

  1. — Берёзу ещё называют дерево — пионер. Объясните значение слова «пионер» (Первый).

  • Как вы думаете, почему её так называют?

  • Называют её так потому, что это она первой поселяется на вырубках, пожарищах, заброшенных полях.

3. Беседа о доброте берёзы.

  • Ребята, берёза добра к людям. В прежние времена люди нарекли её деревом 4-ох дел.

1 -е дело — мир освещает (лучина, дёготь).

  1. е дело — крик утешает (дёготь, для смазки колёс, крик души).

  2. е дело — чистоту соблюдает (метлы, веники).

  3. е дело — больных исцеляет (сок, листья, почки — для изготовления лекарств, чага-гриб).

  • Расскажите, как вы понимаете значение этих выражений. Демонстрация учителем горячей лучины, дети нюхают дёготь.

  1. Народное предание старины.

Я хочу рассказать вам также поверье: на берёзовых вырубках никогда не строили дома наши предки. Это считалось плохой приметой. Люди верили в это.

  1. Беседа о бережном отношении к берёзам.

    1. Ученик читает стихотворение А.К.Толстого «Острою секирою ранена берёза…»

Острою секирою ранена берёза, По коре сребристой покатились слёзы; Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету, Будешь красоваться, листьями убрана Лишь больное сердце не залечит раны.

    1. — Как вы думаете, может ли такая рана оказаться смертельной для дерева? Почему?

  • Как бы вы могли помочь берёзе?

    1. Чтение материала из энциклопедии о вреде наносимом берёзе людьми (Читает ученица).

  • Что нового вы узнали из этой статьи?

  • Как же нужно относиться к берёзам, к природе в целом?

  1. Беседа о применении и использовании берёзы.

  • Ребята, а какие вещи изготавливают из берёзы, из берёзовой коры? (Сувениры, лыжи, игрушки, клюшки, дрова, бумага, посуда).

  • Обратите внимание на нашу выставку, какая замечательная посуда из бересты: конфетница, хлебница, лукошко, ложка, кружка, туесок).

  1. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы узнали много нового интересного о берёзе, о её чудесных превращениях, об огромной пользе.

  • Что же несёт в нашу жизнь берёза?

— За что мы её любим?

(Украшает землю, является символом России, очень полезное лекарственное дерево, из берёзы делают много полезных и красивых вещей, приносит большую радость людям).

XI. Задание на дом:

  1. Нарисовать берёзку.

  2. Чтение и пересказ рассказа В.Бианки «Волшебная берёза».

  3. Подобрать и принести народные приметы и поговорки о берёзе.

Свежие документы:  Тест по содержанию рассказа «Телеграмма» К.Паустовского

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: