конспект литературной игры брей-ринг «От фольклора до литературы 18 века» 8 класс






Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2









Литературная игра брей-ринг

для учащихся 8 класса





подготовил а

учитель русского языка и литературы

Сунцева Екатерина Александровна



















Петровск 2010

Брей — ринг «От фольклора до литературы XVIII века»

Цель: повторить и активизировать изученный материал;

развивать память, мышление и интерес к литературе;

развивать интеллект и коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: учебники по литературе, сигнальные карточки, секундомер, раздаточный материал.

Правила проведения игры: учащиеся делятся на команды, на обсуждение и подготовку ответа дается определенное время, после истечения, которого учащиеся дают ответ. Если ответ не полный или неправильный , право ответа переходит к другой команде. Если команда готова дать ответ раньше предложенного времени, то капитан команды поднимает сигнальную карточку и команда отвечает на поставленный вопрос. Если команда дает неправильный ответ, то соперники после обсуждения получают право ответа на задание. Ответы оцениваются по 5 балльной системе. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Ход игры.

1 Тур «Фольклор»

1.Назовите жанр фольклора, который освещал тем или иным способом исторические события?(1 минута на обсуждение)

Ответ: Былина, исторические песни

2. Какие из предложенных сюжетов, на ваш взгляд, могут быть сюжетами исторических песен?( время на обсуждение 2 минуты)

1) «Девушка бежит из полону, сулит перевозчику большую награду. Он требует её замуж, она отвечает заносчиво, перевозчик отказывается, погоня её настигает, она бросается в реку»

2) «Под славным городом Орешком. Царь едет вверх по Неве ко Шлиссельбургу. Казаки его не опознают, хотят стрелять. Узнают его по голосу, просят прощения, царь их благодарит за верную службу.»

3) «Мать молодца превращает его жену в берёзку. По дороге он рубит её вершину, не зная, что делает. Диалог с матерью. Горе преследует его и сводит в могилу»

4) «Солдат плачет у гробницы Петра в Петропавловском соборе. «Ты раскройся, земля… Встань… Посмотри…полка во строю стоят».

Ответ: 2,4

3.Почему народная песня «Пугачев в темнице» считается исторической? Как вы думаете, что символизирует обращение к звезде? (время на обсуждение 2 минуты)

Ответ: исторический герой, звезда-символ свободы, надежды

4.К эпохе чьего царствования относится предание «О покорении Сибири Ермаком»?(время обсуждения 1 минута)

Ответ: Иван Грозный

2 Тур «Древнерусская литература»

1.Как была озаглавлена древнейшая русская летопись и кто её автор?(время на обсуждение1 минута)

Ответ: «Повести временных лет» Нестор.

2.О каких трех подвигах рассказывается в житии об Александре Невском? (время на обсуждение 1 минута)

Свежие документы:  Урок литературы в 8 классе " Гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Ответ: битва на Неве, Ледовое побоище, о поезде в Орду

3.Что называется «житием» и кому они посвящались? (время на обсуждение 1 минута)

Ответ: Житие-описание жизни святого. Посвящались создателям монастырей, князьям, юродивым, женщинам, монахам.

4.Что означает выражение «шемякин суд»? В чем заключается сатира этого произведения? (время на обсуждение 1 минута)

Ответ: несправедливый суд. Невиновен тот, кто больше заплатит.

3 Тур «Литература XVIII века»

1.О чем идет речь в данных отрывках?(время на обсуждение 2 минуты)

1) «Прелестная Наталья в объятиях мрака наслаждалась покойным сном…»

2) «Семнадцатая весна её жизни наступила»

3) «зеленые ковры весны и лета покрылись пушистым снегом, грозная царица хлада воссела на ледяной престол свой и дохнула вьюгами на русское царство»

4) «уже тихое трепетание сердца возвещало наступление жизненного вечера и приближение ночи»

Ответ: 1) Наталья спала;2) Наталье шел 17 год;3)Наступила зима; 4)Он состарился

2.Восстановите отрывок текста «Наталья, боярская дочь» (время на обсуждение 3 минуты)

«Лишь только первые лучи великолепного (солнца, светила, небесного тела, звезды) показывалась из-за утреннего облака, (изливая, бросая, посылая, выплескивая) на (тихую, шумную, суетливую) землю жидкое, неосязаемое золото, красавица наша (просыпалась, пробуждалась) открывала черные глаза свои и, перекрестившись (полной, белой, белою, смуглой, загорелой) атласною , до нежного локтя ( голою, обнаженную) рукою, вставала, (надевала, одевала) на себя тонкое шелковое платье, (камчатую телогрею, болоньевую ветровку, шерстяную шинель, соболью душегрейку, легкую мантилью) и подходила к круглому окну высокого своего (дома, терема, избушки, дворца, квартиры, дачи, коттеджа), чтобы взглянуть на прекрасную картину оживляемой (природы, натуры, окружающей среды).

Ответ: Светила, изливая, тихую, пробуждалась, белою, надевала, камчатую телогрею, терема, натуры.

4.Блиц – тур «Знатоки басен»

Начинает отвечать команда, набравшая наименьшее количество баллов.

Вопросы 1 команде

1)Кого считают первым баснописцем? (Эзоп)

2)Кого из русских писателей называют баснописцем? (Крылова)

3) «Назови басню»

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок.» («Ворона и лисица»)

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет» («Лебедь, щука и рак»)

«Ай, Моська, знать ,она сильна,

Что лает на слона.» («Слон и Моська»)

4) «Назови героя»

«Лето красное пропела» (Стрекоза)

«Слушает да ест»(Кот Васька)

«От радости в зобу дыханье сперло» (Ворона)

Вопросы 2 команде

  1. Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? (9)

  2. Как называется эпическое произведение, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории ,иносказания? (Басня)

  3. «Назови басню»

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»(«Зеркало и обезьяна»)

«И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет» («Квартет»)

«Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он кукушку» («Кукушка и петух»)

  1. «Назови героя»

«Лишь были б желуди: ведь я от них жирею» (Свинья)

« То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет» (Мартышка)

«Чтоб музыкантом быть,

Так надобно уменье

И уши ваших понежней

Им отвечает… (Соловей)

5. «Аукцион «крылатых» выражений из басен Крылова

Побеждает команда, назвавшая последней «крылатое» выражение





6.Кроссворд (ответы)

По горизонтали:

2. Эзоп 5. Матвей 7.Шемяка 8. Ермак 10. Соломон 11. Батый

По вертикали:

1. Перифраз 3. Эпитет 4. Житие 6.частушка 9. Крылов 12. Басня



Кроссворд





1


8








4













3


2







6


5





















7




9








12




11










10











6.Кроссворд

По горизонтали:

2.Кого принято считать основоположником басни?

5.Как звали благочестивого боярина в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

7.Суд какого героя называют несправедливым?

8.Кого называют покорителем Сибири?

10.Мудростью какого библейского героя обладал Александр Невский?

11.К кому ездил Александр Невский в Орду?

По вертикали:

1.Как называется оборот, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких?

3.Как называется изобразительное средство, используемое в следующих словосочетаниях

«сладкие слёзы», «любезный призрак», «чистое сердце»?

4.Как в древнерусской литературе называется жизнеописание святых?

6.Определите жанр произведения

Под твою, милый, игру

Песен не напеться,

На тебя, хороший мой,

Век не наглядеться.

9.Какого русского писателя принято считать непревзойденным мастером басенного жанра?

12.Как называется эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории, иносказания?



























Использованная литература


Бельская Л.Л. «Литературные викторины» Москва «Просвещение» 2005 год

Демиденко Е.Л. «Контрольные и проверочные работы» Москва, изд-во «Дрофа» 2003 год


Свежие документы:  Методическая разработка урока литературы на тему: « Повесть А.С. Пушкина «Метель». « Погружаясь в вальс метели…» 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: