Конспект на тему «Обрядовый фольклор Омского Прииртышья»


Муниципальное образовательное учреждение

Русскополянская гимназия №1

Русскополянского муниципального района

Омской области













Урок литературы в 6 классе

с использованием материалов хрестоматии в двух частях «Культура Омского Прииртышья: литература Омского Прииртышья. Часть первая (5-9 кл.)»








Разработала:

учитель русского языка и литературы РПГ №1

Писарева Марина Владимировна














20010 год



Тема: Обрядовый фольклор Омского Прииртышья

Форма: Народные посиделки

Цель: дать представление о многообразии обрядового народного творчества малой родины.

Задачи: формировать отношение к прошлому как к исторической ценности, воспитывать чувства патриотизма и уважения к традициям; учить творчески интерпретировать народные обряды, развивать умение чувствовать мироощущение Человека через прикосновение к УНТ.

Оборудование: на столе – рушники, вышитые салфетки, домашняя утварь прошлого столетия; в центре стола – самовар со связкой сушек; костюмы: мальчики в народных рубашках, девочки – в платочках; скамейки; компьютер и экран, картинки с изображением народного костюма и прочих атрибутов начала прошлого века, плакат.

Примечание: класс заранее делится на 4 творческие группы, работающие у доски и на местах; все песни исполняются детьми а капелла.


Ход урока


1. В начале урока каждой группе даются наборы различных иллюстраций, на которых изображены современные и фольклорные мотивы: улицы и дома, костюмы и причёски, посуда, мебель и другие предметы быта. Детям необходимо выбрать только «старые» изображения и поместить их на карте-ватмане.


Учитель:

-Что вы чувствовали, когда соприкасались с прошлым и настоящим? Надо ли помнить прошлое? Что нам даёт эта память?

(…)

— «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры»,- сказал Д.С.Лихачёв. Действительно, кто не знает прошлого – тот не достоин своего будущего. Мы должны знать и помнить свои корни, культуру наших предков. Утрата корней формирует безнравственность и антипатриотизм. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Вот почему ещё А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский завещали нам при всех обстоятельствах – радостных и печальных, драматических и даже трагических – любить и строить Россию! А многие выдающиеся русские композиторы – С.В.Рахманинов, П.И.Чайковский и др. – считали Родину единственным источником вдохновения. Писатель В.Г.Распутин говорил: «Малая Родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли…»

— Как вы думаете, какую музыку можно было услышать в Омской области 100-200 лет назад?..

(…)


— Когда простую песню слышишь.

Когда ты сам её поёшь,

Одним дыханьем с нею дышишь

И в ногу вместе с ней идёшь. Некрасова


Дети поют песню «Веретёнце»


Учитель:

— Фольклор имеет большое значение как носитель и выразитель мироощущения народа и его нравственных идеалов. Добро всегда побеждает зло. Человек всегда красив в своём трудовом порыве, в своём умении хорошо работать и от души веселиться.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Лесенка»

— На какие 3 группы делятся произведения УНТ?

1) эпические (былины, рассказы о жизни великих людей, сказки);

2) песенно-лирические (поэзия, посвящённая календарным праздникам, шуточные стихи, песни);

3) драматические произведения (пьесы, пьесы-шутки, исполняемые в балаганах).


— И подробнее мы поговорим сегодня о календарно-обрядовой поэзии.

2.Выступление первой творческой группы.


— Происхождение календарной поэзии связано с двумя причинами:

1) языческие представления об окружающем мире;

2) трудовой опыт человека.


-Согласно народному славянскому календарю месяцы в прошлые века носили следующие названия (ученик демонстрирует творческую работу-раскладушку):

Январь – просинец

Февраль – бокогрей

Март – протальник

Апрель – снегогон

Май — травий

Июнь – хлеборост

Июль – страдник
Август – жнивень

Сентябрь – хмурень

Октябрь – грязник

Ноябрь – листогной

Декабрь – студень



— И каждому из них соответствовали свои обряды, свои песни.

Наша соотечественница, землячка Аграфена Максимовна Оленичева всю жизнь интересовалась народной календарно-обрядовой поэзией. Родившись в бедной крестьянской семье в деревне Малые Кучки Тарского района, Груня с детства познала не только тяготы сурового деревенского труда, но и душевную красоту простой народной песни. В семье пели буквально все, от мала до велика! Все 13 детей во главе с отцом и матерью пели и удалые ямщицкие песни, и горькие солдатские, и весёлые праздничные… В начале 50-х годов А.М.Оленичева стала одним из первых создателей Омского русского народного хора. Она обработала и приготовила к исполнению хором много народных сибирских песен, а также многие песни написала сама.


— Люблю мотивы я сибирские и этим чувством дорожу,

Ведь то, что дорого и близко мне, я в песне нахожу.

Эх, сибирская песня, ты лети на простор,

И с гармошкою вместе веди разговор.

Поёт гармошка голосистая и песня льётся, как река,

Полна к тебе любовью чистою душа сибиряка. Г.Бодров



3. Выступление второй творческой группы детей.

Зимний период и зимние обряды.

Компьютерная презентация.

— Начало зимнего периода -14 октября – «Покров день».

— Следующий знаменательный этап — Святки (с 25 декабря по

6 января)

— Самый яркий жанр – Коляда (колядка) – это святочная новогодняя заклинательная песня.

4 группы святочных песен:

1)Величально-заклинательные (обилие уменьшительных и ласкательных суффиксов, песня завершается требованием угощения);

2) пожелания-заклинания (основная часть – пожелание, основной приём – преувеличение);

3) шуточные угрозы;

4) смешанные песни.


Овсеневые песни исполнялись утром в Новый год (ученики поют):

-Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем,

С новым годом, с новым праздничком!..

Открывайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Не дадите пятачка,-

Мы — корову за бока!


Подблюдные (гадальные) песни:

-Гадать можно было начинать в ночь под Новый год и продолжать во все последующие ночи до самого крещения (19 января).

(Девочки демонстрируют несколько коротких гаданий: бросают валенок, льют воск в чашку с водой, смотрятся в зеркало: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать…»)

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа «Радость» 5 класс


Масленица завершала зимний период. Этот общий праздник в честь Солнца. Отсюда культ солнца: его форму имеет блин, хороводы не случайно водят по кругу, по кругу водят лошадей.

Масленичные песни – лирические песни, в которых выражается настроение, мысли, чувства народа-исполнителя.

Дети поют песню «Ой, блины!…»


4. Выступление третьей творческой группы детей.

Весеннее-летние обряды.

Сообщение учащегося:

— Этот период начинается с 4 марта (прилёт грачей — день Святого Герасима (грачевника))

— Начинают исполняться веснянки – хороводные песни заклинательного характера. Их цель – отпраздновать приход весны. Люди пекли печенье в форме птиц (жаворонков), выносили на улицу, поднимались на возвышение, имитировали полёт птиц и пели:

-Жавороночки, летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

— Жаворонков выпекали столько, сколько членов семьи. Запекали в них уголь (счастье), деньги (богатство), хмель (веселье), жито (долгая жизнь). Каждый в семье брал своего жаворонка.

(Всем присутствующим предлагается печенье в форме птиц на подносе)

— В конце весны – церковный праздник Пасха. Пекутся печенья Кресты.

Обряд «Красная горка» — с последнего воскресенья Пасхи. Начинали водить хороводы и исполнять обрядовые песни.

Позже обрядовые песни на «Красную горку» были вытеснены игровыми песнями. Исполнялись хороводные песни-игры, песни на другие темы: семейная жизнь, труд, солдатская военная служба.


Дети поют песню, изображают ролевую игру: «А мы просо сеяли, сеяли…»


— Зелёные святки – праздник Троица. Культ растений. Главная героиня — берёза. В четверг на 7-ой неделе после Пасхи (семИк) ходили в лес. Венками и ветками украшали берёзу и вокруг неё водили хороводы.

Дети поют песню, водя хоровод, «Во поле берёза стояла»


— Праздник Ивана Купала – 24 июня.

В этот праздник исполнялись обряды: жгли костры, (т.к. огонь – очистительная сила), исполнялись купальные песни -обычно шуточные, связанные с купанием. Все обряды сначала носили заклинательный характер, а позже превратились в развлекательные:

— Пойдёмте, девушки, пойдёмте, красные,

В сыр бор гуляти, калину ломати.

Мы вам, девушки, мы вам, красные, загадаем загадку:

Что это, девушки, что это, красные, выше лесу ходит?

Ходит там, ходит красное солнце.

-Спасибо вам, девушки, спасибо вам, красные, что отгадали!


5. Выступление четвёртой творческой группы детей.

Осенние обряды и обрядовые песни.

Мини-сценки:

— Цель данных обрядов — почтительное отношение к хлебу, забота о будущем урожае.

— Жнивные песни – заклинательного характера, в них рассказывалось о том, как собирался урожай в поле, отражался сам процесс труда.

Героини песен – крестьянки.

Зажиночные песни (дожинки, последний сноп)

(девочки имитируют уборку урожая, кланяются собранному последнему снопу – дедушке)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сказка для мам"


Семейно-бытовая обрядовая песня.

— Родильные обряды.

Главное – омовение водой.

Бабка-повитуха говорила: «Как с гуся вода, так с ребёнка худоба»

Крещение – рождение души человека.

Обряд «Бабина каша»:

Отцу давали есть горько-солёную кашу (гречку) – испытание на отцовство, мать одаривали за муки. Самому ребёнку в люльку клали деньги, зерно, соль, игрушки. «Будь богат, дароват, счастлив». Завершалось всё крёстным столом: собирались все родные, поп, повитуха, крёстные родители.

Крестины – обязательный обряд. Холст, на котором принимают из купели, рубаха, пояс, в котором крестили, — всё сохраняется как семейная реликвия, как оберег от дальнейших хворей.


Свадебные обряды.

— Игрались после всех работ. Знакомство суженых происходило чаще всего купальской ночью. Затем – сватовство, смотрины, сговор, рукобитье, богомолье, девичник, расплетение косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда во дворе жениха, приезд жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, в нём большой княжий стол, послесвадебные обряды. После – венчание в церкви (демонстрация иллюстраций на слайдах).


Последний день свадебной недели – девичник. Девушка горюет:

-Благослови-ка ты меня, родимая маменька…

Надевает платок (либо полушубок), её выводят за ворота. Поют.

Жених выступает в данных обрядах как погубитель.


Девочки по очереди исполняют:

***

Мой платочек-вертуночек

На пружинке дуется,

Моя русая коса

Последний год красуется.


Меня маменька будила,

У кровати плакала:

«Вставай, доченька родная,

Я тебя просватала».


***

Дали волю любить Колю,

А теперь хотят унять.

Нет, уж Колю дорогого

Вам от сердца не отнять.


Нас, подруженьки, четыре,

А и где же пятая?

Отдаём мы пятую

В семью жить проклятую.


На широкой полосе

Перепела песни все,

Петь я не напелася,

Реветь я наревелася.


***

Перевешу, млада, хмель на свою сторонку,

Как на нашей на сторонке есть така удача,

Есть така больша удача – золотые вети.

Золотые вети, серебряны листья.

Я пойду, млада, в сад, в садик, разгуляюсь.

Нащиплю я, млада, хмелю хмелю зелёного,

Зазову я гостя в гости, гостя дорогого.

Гостя дорогого – батюшку родного.

***

В саду жёлтый листопад,

У нас Иван не женат,

А на что ему жениться,

Его итак девки любят,

Голубушки почитают.

А он ездит по ярмаркам,

Ленты, бусы покупает,

Красных девок наряжает.

Только даром не балует –

В щёчку каждую целует.


Все вместе девочки поют песню «Со вьюном я хожу…»


6. Подведение итога:

— Почему все те фольклорные обрядовые произведения, которые сегодня прозвучали на уроке в вашем исполнении, можно назвать настоящими произведениями искусства?

(…)

-«Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства» — сказал К.В.Глюк. Желаю вам счастливого продолжения знакомства с народным творчеством, традициями и обычаями нашей малой Родины — Земли Сибирской!


8


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: