Конспект открытого урока литературы для 11 класса с использованием ИКТ по теме: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Урок – портрет, посвящённый Б.Л. Пастернаку




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №99 г.Москвы



Конспект открытого урока литературы по теме:

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

Урок – портрет, посвящённый Б.Л. Пастернаку.




Класс: 11

Подготовила учитель русского языка и литературы

Кокурина Мария Викторовна















г. Москва

2014 год



Тема урока :

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

Урок — портрет, посвящённый Борису Леонидовичу Пастернаку.


Цели урока:

познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Пастернака;

—  сформировать представление о художественных особенностях лирики Б. Пастернака и утверждаемых поэтом нравственных ценностях; 

— определить место и роль творчества Б.Л.Пастернака в отечественной и мировой культуре.


Планируемые результаты:
Предметные:

  1. Знать основные этапы жизненного и творческого пути Б.Л.Пастернака; темы и мотивы его лирики; основные художественные особенности пастернаковского стиха.

  2. Уметь анализировать стихотворения Б.Л.Пастернака с точки зрения идейно – художественного своеобразия и в контексте биографии автора.


Метапредметные УУД:

  1. Познавательные – уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выбирать определенный вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи; извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; создавать обобщения; устанавливать аналогии; синтезировать информацию для составления аргументированного ответа на проблемный вопрос; самостоятельно делать выводы; творчески интерпретировать полученную информацию; работать по алгоритму (узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием); используя различные источники информации, отбирать материал для индивидуального сообщения, литературного монтажа и презентовать его в ходе урока.


  1. Регулятивные – удерживать сформулированную учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; регулировать свою деятельность; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своих действий; уметь формулировать то, что уже усвоено; осуществлять взаимопроверку; работать самостоятельно; определять меру усвоения изученного материала; осуществлять рефлексию.


  1. Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; строить монологическое высказывание; проявлять умения диалогической речи; владеть письменной речью; выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Личностные УУД — привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей: бесстрашия, преданности делу, патриотизма, силы духа; развитие эстетического вкуса; формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение дополнительной литературы, чтение произведений, не включенных в программу .


Тип урока: изучение нового материала


Форма проведения: урок – портрет


Оборудование урока: портрет поэта, опорные записи на доске, раздаточный материал.


ТСО : мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.


Технологии урока:

  • дифференцированного подхода в обучении (при реализации домашнего задания);

  • поэтапного формирования умственных действий;

  • проблемного обучения;

  • информационно – коммуникационные;

  • индивидуальной, коллективной и групповой деятельности;

  • развития исследовательских навыков;

  • творческих мастерских;

  • «критического» мышления;

  • самодиагностики результатов обучения.


Методические приёмы: слово учителя, индивидуальные сообщения учеников, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений учащимися наизусть, компьютерная презентация, литературный монтаж, анализ средств художественной выразительности, синквейн.


Предварительные задания для учащихся:

  1. Сообщения по биографии поэта (2 человека)

  2. Стихотворения наизусть (5 человек)

  3. Подготовка литературного монтажа (6 человек)

Виды деятельности учащихся:

  1. Рецептивная – полноценное восприятие чтения стихотворений учащимися или учителем; просмотр презентации.

  2. Репродуктивная – слушание рассказа учителя и сообщений учащихся по биографии Б.Л.Пастернака, запись тезисов о жизни и творчестве поэта.

  3. Продуктивная, творческая – реализация выполнения индивидуального дифференцированного домашнего задания (сообщение по биографии Б.Л.Пастернака, выразительное чтение стихотворений наизусть, презентация литературного монтажа); участие в коллективном диалоге; творческая работа (письменное выполнение задания по алгоритму – синквейн — с последующей выборочной коллективной проверкой); осуществление рефлексии.

  4. Поисковая — самостоятельный поиск устного ответа на проблемный вопрос.

  5. Исследовательская — групповая работа (анализ текста при консультативной помощи учителя); самостоятельная работа (письменное выполнение задания по алгоритму с последующей взаимопроверкой).


Внутрипредметные связи: тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Ахматовой, В.В.Маяковского.


Межпредметные связи: русский язык – отработка навыка выполнения задания 24 ЕГЭ (В8) на материале стихотворных произведений Б.Л.Пастернака.















































Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок: урок – портрет, посвященный Б.Л. Пастернаку. Портрет не просто как лицо человека, а портрет человека, отразившего в своей судьбе эпоху, а в своих стихах – судьбу. У нас много гостей, поэтому постараемся проявить и показать себя с лучшей стороны. А начнем мы со стихотворения самого Б.Л., слова из которого вынесены в тему нашего. С-1


  1. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Б. Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.


Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

  1. Словарная работа.

Учитель. В словаре В.И. Даля слово «суть» истолковывается так: «сущность, существо, самость, основание, самое главное, важность в деле, зерно, нутро». С – 2

Подберите синонимы к словам :

Основание – основа – (для человека это прежде всего – семья, воспитание)

Самость – индивидуальность – «личность», стойкость.


О чём мы будем сегодня говорить? (Учащиеся вместе с учителем формируют цели и задачи урока: выяснить, в чём особенность поэтического таланта Б.Пастернака, что было главным, определяющим в его судьбе и творчестве). В процессе урока мы попытаемся собрать необходимую информацию о поэте и ответить на проблемный вопрос урока.


Проблемный вопрос (запись на доске):

Как возник и сохранился в рамках казённой эпохи поэтический талант Пастернака?

Жизнь поэта начиналась с гармонии.

  1. Индивидуальное сообщение ученика, сопровождающееся показом слайдов и чтением стихотворений наизусть.

Б Л. Пастернак – великий русский поэт и писатель 20 века, поднявший над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Казалось, что сама судьба уготовила ему поэтическую стезю. С -3

Б.Пастернак родился в интеллигентной творческой семье. Отец поэта, Леонид Осипович, — известный художник, академик живописи. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, — замечательная пианистка, в 22 года ставшая профессором Императорского русского музыкального общества. Гостями семьи бывали композиторы С.Рахманинов и А.С.Скрябин, художники Серов и Врубель, писатель Лев Толстой. В доме постоянно звучала музыка, особенно часто — любимый всей семьёй Шопен. Л.О.Пастернак был иллюстратором произведений Толстого, из этих его работ наибольшую известность приобрели иллюстрации к роману «Воскресение». С- 4

Мальчик рос в атмосфере творчества, и его собственные пристрастия относились поначалу вовсе не к поэзии, а к музыке. В автобиографическом произведении «Охранная грамота» Пастернак вспоминал : «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина». А. Скрябин одобрял его занятия музыкой и удостоил похвалой первые музыкальные сочинения молодого человека. С-5

Но Пастернак не обладал абсолютным слухом, и это его удручало. Он оставил музыку «оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих».

В 1908 году, окончив гимназию, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но через год переходит на философское отделение. Окончив университет, становится слушателем Марбургского университета, где получил приглашение сдать экзамен на докторскую степень, но вместо диссертации Пастернак «занялся стихописанием» и никогда уже не изменял этому занятию.

1913г. – включается в работу группы поэтов под названием «Лирика». Идеал поэта на всю жизнь – А.Блок и В.Маяковский: «Я был без ума от Маяковского, я его боготворил». С-6

1914 г. – сборник стихов «Близнец в тучах» (успеха не имел). Пастернак считался официально примкнувшим к футуристической группе «Центрифуга». Но как и для Маяковского, для Пастернака вхождение в группу не было решающим.

«Всякая стадность – прибежище неодарённости» (Б.Л.Пастернак).

Чтение наизусть стихотворения «О знал бы я, что так бывает…»

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

  1. Слово учителя.

— Ребята, как вы понимаете значение высказывания Б.Пастернака: «Всякая стадность – прибежище неодарённости»? (Ребята истолковывают значение этой фразы. Стадность, толпа – потеря индивидуальности, а значит и таланта, человеком овладевает «синдром толпы», в котором утрачивается истинное лицо. Пастернак не мог с этим мириться). С-7

Пастернак (как и М.Цветаева) так и не примкнул ни к одной известной нам литературной группировке, ни к одному литературному течению периода Серебряного века. Говоря о литературном методе, который использовал в своем творчестве поэт, принято указывать на соблюдение романтических традиций, характерных для литературы конца 18 – начала 19 века («необычный герой в необычных обстоятельствах»).

В период между революциями Пастернаком было написано много стихов, прозаичных произведений и статей.

1922 год – сборник стихотворений «Сестра моя жизнь…». Широкая известность. Уже в этих стихах появился особый характер образа природы в поэзии Пастернака. С- 8

-Как вы понимаете название сборника? Что оно говорит об авторе? (Это важно, так как вскоре под влиянием общественно – политических обстоятельств мироощущение поэта кардинально изменится)

— Сегодня мы попробуем рассмотреть особый почерк стихов Пастернака, особый строй художественных средств и приёмов.

  1. Анализ стихотворных текстов (работа с раздаточным материалом, тексты отрывков стихотворений у каждого ученика на парте)

Задания к текстам (приложение №1):

— Прочтите отрывки из стихов, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.


У капель – тяжесть запонок

И сад слепит, как плёс,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слёз. С-9


Стога с облаками построились в цепь

И гаснут, вулкан на вулкане.

Примолкла и взмокла безбрежная степь,

Колеблет, относит, толкает.

————————————————————


Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

———————————————————-

А затем прощалось лето

С полустанком, Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.


(Природа одушевлена, основные использованные приёмы: олицетворение, метафора, сравнение. Самая важная черта поэзии Пастернака — её нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом и почти языческое поклонение природе – образы природы присутствуют в стихотворениях любой тематики. Метафорическая насыщенность – отличительная черта лирики Пастернака.)


Обратимся к еще двум известнейшим стихотворениям Пастернака.

— Чтение учителем стихотворений: «Определение поэзии» и «Февраль. Достать чернил…».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ (1 вариант) С- 10

  1. Это — круто налившийся свист,

  2. Это — щелканье сдавленных льдинок.

  3. Это — ночь, леденящая лист,

  4. Это — двух соловьев поединок.



  1. Это — сладкий заглохший горох,

  2. Это — слезы вселенной в лопатках,

  3. Это — с пультов и с флейт — Figaro

  4. Низвергается градом на грядку.


  1. Всё, что ночи так важно сыскать

  2. На глубоких купаленных доньях,

  3. И звезду донести до садка

  4. На трепещущих мокрых ладонях.


  1. Площе досок в воде — духота.

  2. Небосвод завалился ольхою,

  3. Этим звездам к лицу б хохотать,

  4. Ан вселенная — место глухое.


*** (2 вариант)

  1. Февраль. Достать чернил и плакать! С- 11

  2. Писать о феврале навзрыд,

  3. Пока грохочущая слякоть

  4. Весною черною горит.


  1. Достать пролетку. За шесть гривен,

  2. Чрез благовест, чрез клик колес,

  3. Перенестись туда, где ливень

  4. Еще шумней чернил и слез.


  1. Где, как обугленные груши,

  2. С деревьев тысячи грачей

  3. Сорвутся в лужи и обрушат

  4. Сухую грусть на дно очей.


  1. Под ней проталины чернеют,

  2. И ветер криками изрыт,

  3. И чем случайней, тем вернее

  4. Слагаются стихи навзрыд.

— Какой теме посвящены стихотворения? (Теме поэта и поэзии)

— Каковы особенности раскрытия темы поэта и поэзии в классической литературе (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Ахматова, Маяковский)? С – 12

— А у Пастернака как решается эта тема? (Природа и поэзия уравнены. Дает определение поэзии через образы природы. Природа у Пастернака наделяется свойствами равноправного с поэтом субъекта. Поэт как бы «пересотворяет» мир, подобно силам природы. Любимое время года – весна, период перерождения в природе и творчестве).


  1. Самостоятельная работа учащихся по вариантам (в формате ЕГЭ,24 (В8) с взаимопроверкой – (раздаточный материал; приложение №2)

Предварительно: повторить по списку терминов суть указанных понятий (коллективно), так как работа носит обучающий характер С-13

Задание для 1 варианта: С — 14

Пастернак внес свой вклад в разработку темы природы поэтического творчества. Пытаясь дать определение поэзии в стихотворении «Определение поэзии», лирический герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все окружающее. Для воссоздания более точных образов природы автор использует одно из фонетических средств организации стиха — ____________ (строки 1-4: « налившийся», «щелканье сдавленных льдинок», « леденящая лист», «двух соловьев поединок») и троп, заключающий в себе отличительную особенность поэтического языка автора, — ___________ («щелканье льдинок» во 2 строке, «слезы вселенной» в 6 строке, «соловьев поединок» в 4 строке).  Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более емкого и точного, чем перечисление явлений окружающего мира.  С этой целью в стихотворении, в строках 1 — 7, используются одновременно стилистический прием __________ и синтаксическое средство выразительности, фигура речи ____________.

Ответ: __________________




Задание для 2 варианта:

Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни Пастернака. Так, в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…» творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы, о чем говорит активное использование поэтом такого тропа, как ____________ («слякоть горит» в строках 3-4, «тысячи грачей сорвутся и обрушат» в строках 10-12, «ветер изрыт» в строке 14).Подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим -_______________ (например, в строке 15: «и чем случайней, тем вернее»). Расставить акценты и сконцентрировать внимание читателя на центральных образах стихотворения позволяет ______________ («навзрыд» в строках 2 и 16, «чернила» в строках 1 и 8), а также синтаксический прием __________ в 1-2 строках и 5 строке.

Ответ: __________________


Список терминов:

1. Аллитерация

2. Лексический повтор

3. Анафора

4. Парцелляция

5. Метафора

6. Параллелизм

7. Контекстные антонимы

8. Олицетворения

9. Односоставные предложения

Ключи: С — 15

1 вариант – 1, 5 ,3, 6

2 вариант – 8, 7, 2, 4


Взаимопроверка с выявлением качества выполнения задания.


  1. Индивидуальное сообщение ученика, сопровождающееся показом слайдов и чтением стихотворений наизусть.

Как же складывалась жизнь Пастернака в тяжёлые 30-40 годы?

1934 г. – «Второе рождение». «Второе рождение» — это поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной любви к Зинаиде Николаевне Нейгауз, второй своей жене. С-16

Когда вспыхнуло это чувство, Пастернак был женат. Зинаида Николаевна была женой известного пианиста Генриха Нейгауза, с которым Пастернака связывала многолетняя дружба. Не умея скрывать свои чувства, тем более лгать, Борис Леонидович признался во всём Генриху Нейгаузу и своей первой жене.

Именно Зинаиде Нейгауз посвящено одно из лучших стихотворений любовной лирики 20в. – «Любить иных – тяжёлый крест» С-16


Чтение учеником стихотворения наизусть.

Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.

1943г. – «На ранних поездах»

Тяжёлые 30-е и 40-е. В начале 30-х о нём много писали. Принимал участие в создании Союза писателей и выступал с речью на 1 съезде. Он надеялся быть общественно полезным. Смело отвечал на критику, отстаивал своё мнение.

1936г. – открыто заявил о своём несогласии с директивными статьями газеты «Правда». Отказывается поставить свою подпись под требованием писателей расстрелять осуждённых по одному из процессов.

С осени 1936г. Тон печати по отношению к Пастернаку резко переменился.

«Именно в 36-м году, когда начались эти страшные процессы, всё сломилось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушёл в переводы. Личное творчество кончилось».

Пастернак переводил Шекспира, Верлена, Гёте «Фауст», поэтов Грузии. Писать «в стол» не хотел и не мог.

Любимым собеседником стал Шекспир, любимый трагический герой – Гамлет, который понял, что жить и не действовать – значит быть мерзавцем, а действовать ( в том смысле, которого требовала эпоха) – стать убийцей…

Чтение учеником стихотворения «Гамлет» наизусть

Гул затих. Я вышел на подмостки. С-17
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

«Жизнь прожить – не поле перейти». И Пастернак действует не вместе с эпохой, а вопреки ей.

В 1935 году пишет письмо Сталину, прося за мужа Ахматовой Пунина и её сына Льва. Открыто сочувствует всем знакомым, близким и друзьям, кого коснулись аресты.

Над головой Бориса Леонидовича стали сгущаться тучи, ему дали понять, что не избежать ареста. Говорят, когда Сталину доложили, что арест подготовлен, он неожиданно продекламировал стихи грузинского поэта, переведённые Пастернаком : С — 18

Цвет небесный, синий цвет И теперь, когда достиг

Полюбил я с детских лет, Я вершины дней своих,

С детства он мне означал В жертву остальным цветам

Синеву иных начал Голубого не отдам…

А потом добавил : «Оставьте его – он небожитель».


В начале Великой Отечественной войны Пастернак добивался разрешения пойти на фронт, но был эвакуирован.

Сразу после войны начал работу над крупным романом, которая длилась 10 лет. Роман «Доктор Живаго» тогда так и не был издан в Советском Союзе, зато он имел успех на Западе. В 1958 году за этот роман Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. С – 19

Советское правительство потребовало от Пастернака немедленного отказа от премии, угрожая в противном случае начать кампанию по обвинению поэта в предательстве, платой за которое стала Нобелевская премия.

Пастернак решительно отказался от предложенного ему позорного поведения и расплата не заставила себя ждать.

Давайте перенесёмся на мгновение в те годы, вслушаемся в голоса выступающих по радио, в газетах, в ответы Пастернака.


  1. Литературный монтаж (учащиеся разыгрывают сценку).

Голос 1. Пастернак своим поганым романом и своим поведением поставил себя вне советской литературы и вне советского общества.

Голос 2. Б.Пастернак вырыл такую пропасть между собой и нами, которую перейти нельзя.

Голос 3. История Пастернака – это история предательства. «Доктор Живаго» плевал в наш народ, и я присоединяюсь к тому, что не место этому человеку на советской земле»

Учитель. Состоялось собрание писателей, обсуждавших роман «Доктор Живаго», на которое был приглашён сам Пастернак. На это судилище он не пошёл. Он отправил туда письмо: «Я знаю, что под давлением наследственности будет поставлен вопрос о моём исключении из Союза писателей. Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать всё, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, всё равно через несколько лет вам придётся меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз». С — 20

Пастернака исключили из Союза писателей, но травля продолжалась. Звонили по телефону, угрожали; приходили письма домой.

Голос 1. «Пулю загнать в затылок предателя. Я женщина, много видевшая горя, не злая, но за такое предательство рука бы не дрогнула.

Голос 2. «Благодарю вас за искренность… Пастернак – это знамя холодной войны. Мы должны сказать Пастернаку : иди, получай там свои 30 серебряников, Ты нам здесь сегодня не нужен, а мы строить тот мир, которому мы посвятили свою жизнь».

Голос 3. «Я думаю, что современное правительство не будет возражать против того, чтобы Пастернак, если ему так хочется дышать свободным воздухом, покинул пределы Родины».

Учитель. Родные уговаривали его уехать за границу. Но Пастернак категорически отказался: «Нет, ехать за границу я не смог бы… Я мечтал поехал туда, как на праздник, но на празднике этом существовать повседневно ни за что не смог бы. Пусть будут родные будни, родные берёзы, привычные неприятности и даже привычные гонения».

В этой обстановке Пастернак отказался от Нобелевской премии. С-21


Чтение наизусть учеником стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.


Учитель. Слова о гробе оказались пророческими. Противостояние оказалось невыносимым для поэта. 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался. На черновике своего романа «Доктор Живаго», закончив его, он написал слова «смерти не бывает».

Земная жизнь поэта завершилась. Началась жизнь вечная.

Чтение учеником наизусть стихотворения «Быть знаменитым».

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.


  1. Творческая работа – синквейн.

Слово учителя:

Ребята, напоминаю, что сегодня у нас необычный урок – урок-портрет.

Каким же был Б.Л.Пастернак с точки зрения внешности? Как он выглядел, по словам его современников?

Работа с различными портретами Пастернака, воспоминаниями современников о нем. С -22

(Все, кто знал Пастернака, вспоминают его облик, смуглое, с огромными лучистыми глазами, лицо; его открытость и доброта, пылкость и впечатлительность необычайно выделяли его, сразу являя поэта. Помнят особенный – густой, гудящий звук его голоса, раскатистые, протяжные гласные).

Но ведь портрет человека – это не только и не столько его внешность, сколько внутренний мир и качества души. М. Цветаева: «Пастернака каждый пишет сам».

Напишите своего Пастернака с помощью синквейна – короткого стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк и написанного по следующим правилам: С -23

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

ПАСТЕРНАК

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) (приложение №3).


Учащиеся зачитывают 2-3 работы .


  1. Заключительный этап урока. Решение проблемного вопроса. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Сегодня мы провели урок о Пастернаке, а какие же уроки преподнёс нам Пастернак? Давайте подведём итоги и попытаемся ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

  2. Какой эпиграф вы подобрали бы к сегодняшнему уроку? (приложение №4)

Проверка задания путем голосования. Аргументация выбора учащимися.

1.« Я весь мир заставил плакать С –24
Над красой земли моей»


2.«Быть знаменитым некрасиво…
Цель творчества – самоотдача…»


3.«Силу подлости и злобы одолеет дух добра»

4.«Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь».


5.«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»


6.«Единственное, в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас»

3) Рефлексия.

Удалось ли нам создать портрет выдающегося человека? Достигли ли мы целей урока, поставленных совместно в начале? С — 25

— Что не получилось на уроке? Что было лишним или неудачным?

— Что понравилось?

Завершим сегодняшний разговор на оптимистической ноте: 9 декабря 1989 года нобелевская медаль Бориса Пастернака была передана его сыну. Справедливость восторжествовала. С — 26


12. Домашнее задание. Оценки за урок.

Принести стихотворения Юрия Живаго. «Нобелевская премия» наизусть.


Список использованной литературы

  1. Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, «Филин», 1993.

  2. «Русская литература XX века. 11 класс». Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение. ,2009

  3. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 252 с.

  4. Большой справочник. Литература. Для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 1998.

  5. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: “Вако”, 2003.

  6. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – (Методическая лаборатория).

  7. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. Для учителя / Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2002 – 224 с.

  8. Джалагония, В. Нобелевская премия. Триумфы, мифы, драмы [Текст] : [из истории присуждения Нобелевских премий по литературе в ХХ веке : русские писатели–лауреаты] / В. Джалагония // Эхо планеты. – 2007. – № 33. – С. 38–41 : портр.

  9. Духон, А. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б. Л. Пастернака [Текст] : готовимся к сочинению / А. Духон // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 15. – С. 26–28.

  10. Кушнер, А. «И чем случайней, тем вернеее…» : Б. Пастернак / А. Кушнер // Литература – Первое сентября. – 2009. – № 10.

  11. Лихачев, Д. С. Борис Леонидович Пастернак. Жизнь / Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. – Л., 1987. – Т. 3. – С.372–398. (pdf)

  12. Менделеева, Д. «Достать чернил и…» [Текст] : «Февраль…» Бориса Пастернака / Д. Менделеева //Литература – Первое сентября. – 2001. – № 43. – С. 15.

  13. Молодяков, В. Нобелевские премии по литературе : «Доктор Живаго» (1958) и «Тихий Дон» (1965) [Текст] : [романы Б. Пастернака «Доктор Живаго» и М. Шолохова «Тихий Дон»] / В. Молодяков // Родина. – 2004. – № 4. – С. 79–80.

  14. Петрова, С. В. Нобелевские лауреаты в области литературы [Текст] : [Россия: И. Бунин, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Солженицын, И. Бродский] / С. В. Петрова // Читаем, учимся, играем. – 2003. – Вып. 8. – С. 51–58.

  15. Ратгауз, Г. О переводах Бориса Пастернака // Иностранная литература. – 1996. – № 12.

  16. Сергеева-Клятис, А. Искусство перевода: Борис Пастернак / А. Сергеева-Клятис // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 13.

  17. Финкель, В. Борис Пастернак. Трагедия великого поэта / В. Финкель // СловоSlovo. – 2006. – № 53.

  18. Шолпо, И. Чудо художественного образа : Уроки по лирике Б. Пастернака / И. Шолпо // Литература – Первое сентября. – 2006. – № 7.

  19. Шутан, М. «В стихи б я внёс дыханье роз…» : Урок моделирующего типа по лирике Б. Пастернака / Б. Шутан //Литература – Первое сентября. – 2009. – № 10.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Асылбекова, М.С. Человек и природа в стихотворении Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…» : Урок-анализ стихотворения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  2. Баталова, Т.Н. «Живой – и только!» : Конспект урока-портрета, посвящённого Б. Пастернаку // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  3. Ужвак, О.П. Этапы жизни и творчества Б. Пастернака: Конспект урока в 9 классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  4. Морозова, Е. Художественный перевод в творчестве Б. Пастернака //https://www.rustranslater.net/index.php?object=pasternak

  5. +https://www.myshared.ru/slide/389001/

  6. festival.1september.ru/articles/512901/pril1.ppt



Приложение №1

— Прочтите отрывки из стихотворений Б.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.


У капель – тяжесть запонок

И сад слепит, как плёс,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слёз.


Стога с облаками построились в цепь

И гаснут, вулкан на вулкане.

Примолкла и взмокла безбрежная степь,

Колеблет, относит, толкает.

————————————————————


Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

———————————————————-

А затем прощалось лето

С полустанком, Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.


































Приложение №2 (1 вариант)

-Прочитайте стихотворение Б.Пастернака и выполните задание в формате В8 (ЕГЭ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

  1. Это — круто налившийся свист,

  2. Это — щелканье сдавленных льдинок.

  3. Это — ночь, леденящая лист,

  4. Это — двух соловьев поединок.


  1. Это — сладкий заглохший горох,

  2. Это — слезы вселенной в лопатках,

  3. Это — с пультов и с флейт — Figaro

  4. Низвергается градом на грядку.


  1. Всё, что ночи так важно сыскать

  2. На глубоких купаленных доньях,

  3. И звезду донести до садка

  4. На трепещущих мокрых ладонях.


  1. Площе досок в воде — духота.

  2. Небосвод завалился ольхою,

  3. Этим звездам к лицу б хохотать,

  4. Ан вселенная — место глухое.


Задание:

Пастернак внес свой вклад в разработку темы природы поэтического творчества. Пытаясь дать определение поэзии в стихотворении «Определение поэзии», лирический герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все окружающее. Для воссоздания более точных образов природы автор использует одно из фонетических средств организации стиха — ____________ (строки 1-4: « налившийся», «щелканье сдавленных льдинок», « леденящая лист», «двух соловьев поединок») и троп, заключающий в себе отличительную особенность поэтического языка автора, — ___________ («щелканье льдинок» во 2 строке, «слезы вселенной» в 6 строке, «соловьев поединок» в 4 строке).  Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более емкого и точного, чем перечисление явлений окружающего мира.  С этой целью в стихотворении, в строках 1 — 7, используются одновременно стилистический прием __________ и синтаксическое средство выразительности, фигура речи ____________.

Ответ: __________________



Список терминов:

1. Аллитерация

2. Лексический повтор

3. Анафора

4. Парцелляция

5. Метафора

6. Параллелизм

7. Контекстные антонимы

8. Олицетворения

9. Односоставные предложении







Приложение №2 (2 вариант)

-Прочитайте стихотворение Б.Пастернака и выполните задание в формате В8 (ЕГЭ)

***

  1. Февраль. Достать чернил и плакать!

  2. Писать о феврале навзрыд,

  3. Пока грохочущая слякоть

  4. Весною черною горит.


  1. Достать пролетку. За шесть гривен,

  2. Чрез благовест, чрез клик колес,

  3. Перенестись туда, где ливень

  4. Еще шумней чернил и слез.


  1. Где, как обугленные груши,

  2. С деревьев тысячи грачей

  3. Сорвутся в лужи и обрушат

  4. Сухую грусть на дно очей.


  1. Под ней проталины чернеют,

  2. И ветер криками изрыт,

  3. И чем случайней, тем вернее

  4. Слагаются стихи навзрыд.



Задание:

Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни Пастернака. Так, в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…» творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы, о чем говорит активное использование поэтом такого тропа, как ____________ («слякоть горит» в строках 3-4, «тысячи грачей сорвутся и обрушат» в строках 10-12, «ветер изрыт» в строке 14).Подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим -_______________ (например, в строке 15: «и чем случайней, тем вернее»). Расставить акценты и сконцентрировать внимание читателя на центральных образах стихотворения позволяет ______________ («навзрыд» в строках 2 и 16, «чернила» в строках 1 и 8), а также синтаксический прием __________ в 1-2 строках и 5 строке.

Ответ: __________________



Список терминов:

1. Аллитерация

2. Лексический повтор

3. Анафора

4. Парцелляция

5. Метафора

6. Параллелизм

7. Контекстные антонимы

8. Олицетворения

9. Односоставные предложения









Приложение №3

— М. Цветаева: «Пастернака каждый пишет сам».

Напишите своего Пастернака с помощью синквейна – короткого стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк и написанного по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

ПАСТЕРНАК

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)







  1. ПАСТЕРНАК

  2. ___________________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________________

  5. ____________________________________________________________________________

































Приложение №4

— Какой эпиграф вы подобрали бы к сегодняшнему уроку? Поставьте знак «+» напротив подходящего, на ваш взгляд, варианта ответа.



1.« Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей»


2.«Быть знаменитым некрасиво…
Цель творчества – самоотдача…»


3.«Силу подлости и злобы одолеет дух добра»


4.«Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь»

5.«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»


6.«Единственное, в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас»





Свежие документы:  Сценарий торжественной части выпускного вечера

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: