3
Тема урока: Л.Н.Толстой «Филиппок».
Цели:
— продолжить работу над произведениями Л.Н. Толстого; — развивать навыки грамотного , осознанного, выразительного чтения; стремление к знаниям;
— учить рассуждать, делать правильные выводы.
Ход урока.
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
— Прочитайте пословицы, которые у вас получились. Объясните их значение.
(Слайд 1) Собери пословицу.
Грамоте учиться, а человек умением
Красна птица пением, а найка далеко бежит.
Незнайка лежит, всегда пригодится
Три ученика выходят, читают и объясняют значение пословиц.
— Что общего в этих пословицах?
Определение темы урока.
_ А сейчас с помощью еще одной пословицы мы узнаем тему урока. Но она запуталась среди букв.
— Прочитайте ее.
(Слайд 2)
ПРТХБЕЗЖЕЛАНИЯНЕДОБУДЕШЬЗНАНИЯЬЙЯЦ
— Объясните смысл.
-Желание есть, значит и будут знания
Русский язык.
— Прочитайте пословицу, в которой есть слова с твердыми шипящими звуками.
— Дети называют пословицу.
— Спишите ее, используя письмо с дыркой. Проверьте
(Слайд 3)
Незнайка л…ж…т, а знайка д…л…ко беж…т.
Объясните пропущенные орфограммы.
-Выдели шипящие звуки.
-Какая орфограмма связана с написанием этих букв?
Появляются 2 героя, которые всегда спорят (Знайка и Незнайка )
Физминутка.
Палочка волшебная
Есть у меня друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
БАШНЮ, ДОМ И САМОЛЕТ
И БОЛЬШУЩИЙ ПАРОХОД
— Мы столько раз делаем эту физминутку., но никто не догадался о ком она?
— Может сейчас кто скажет? (Это карандаш)
-Что вы знаете о нем?
— Где можно узнать о значении слова, если оно непонятно? (в толковом словаре )
( Имя сказочного человечка); ( Письменная принадлежность, деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы или графитом) см.толковый словарь С,И, Ожегова.
— Как называются слова с несколькими значениями? (многозначные)
Знакомство с новым произведением.
— Сегодня мы познакомимся с произведением автора и название вы должны прочитать по бегущей строке, которую написал нам Карандаш
(Слайд 4 ) Лев Николаевич Толстой. Филиппок.Быль.
— Что вы знаете о Л.Н. Толстом, как друге детей?
(Построил школу для бедных детей в усадьбе Ясная поляна, написал «Азбуку»и книги для чтения детей, куда вошли сказки, загадки, стихи, поучительные рассказы)
Первичное чтение.
-Перед чтением мы познакомимся со словами, значение которых нам будут непонятны.
А помогут нам в этом наши Знайка и Незнайка.
(Слайд 5) Значение неясных слов см. в словаре С.И.Ожегова
-на поденную работу;
-слобода;
— постреленок;
— сенцы;
— бедовый;
— полы
Учитель читает быль.
— Какие чувства вы испытали во время прослушивания? ( страх, смех и. т.д.)
— Почему вы волновались за мальчика?
Повторное чтение.
После чтения выполняют дети задание.
Незнайка обращается к нам за помощью выполнить задание:
«Распредели слова по содержанию»
-Как звали собаку, залаявшую на Филиппка?
— Кто научил Филиппка немного читать?
— Кого встретил мальчик перед тем, как войти в школу?
-С кем Филиппок остался дома, когда мать ушла на работу?
Дети читают вопросы и дают ответы. Ставят вопросы по содержанию.
(Слайд 6) как проверка.
-С кем Филиппок остался дома, когда мать ушла на работу?
-Как звали собаку, залаявшую на Филиппка?
— Кого встретил мальчик перед тем, как войти в школу?
— Кто научил Филиппка немного читать?
Работа с иллюстрацией. Стр. 108
_Рассмотрите иллюстрацию на стр 108.
-Какой момент запечатлен на ней?
— Зачитайте слова из текста, подтверждая свой ответ
— Рассмотри лица учеников. Что можно сказать о них?
— Каким показан учитель? Подтвердите словами текста.
— Как он смотрит на мальчика?
— Что можно сказать о Филиппке?
— Как автор подчеркнул, что он мал? (шапка отца. пальто длинное)
— Что заставляет нас думать, что Филиппок из крестьянской семьи?
Итог.
— Хочется ли вам еще раз прочитать этот рассказ?
— Кто такой Филиппок?
— О чем он мечтал ?
Рефлексия.
— Приблизил ли сегодняшний урок вас хоть на чуть — чуть к желанию узнать больше? Чем?