Конспект открытого урока по рассказу «К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА



Конспект открытого урока по рассказу

К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»





Учитель русского языка и

литературы Брылова М.Н.







Внеклассное чтение


Открытый урок по рассказу К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»


Цели урока


Обучающая: продолжать знакомство с творчеством писателя; помочь разобраться в содержании, понять, что же способствовало в рассказе столь чудесному превращению кота, почувствовать мудрость детского поступка;


Развивающая: учить мыслить, отвечая на вопросы, аргументировать свои ответы текстом, делать самостоятельные выводы;


Коррекционная: работа над нормами произношения и навыками выразительного чтения и пересказа;


Воспитывающая: способствовать нравственному воспитанию, доброму, милосердному отношению к животным.



Оборудование:

  1. Портрет писателя К.Г. Паустовского.

  2. Выставка его книг.

  3. Слова писателя как заключительный аккорд к уроку:

«Река, поле, земля, небо, звери наши, домашние и лесные, — все имеет свой характер. Надо уметь увидеть и почувствовать его, тогда и жизнь будет в радость, доброта по сердцу разольется, спокойствие и счастье придет в дом».



Ход урока


  1. Речевой момент.

Слово учителя. Внимание к заглавию рассказа. Работа со словом ВОРЮГА. Запись слова в словарик — тетрадь по внеклассному чтению.

  1. Алгоритм урока

  1. Вспомнить содержание произведения

  2. Нарисовать словесный портрет кота

  3. Проследить за процессом чудесного превращения кота




Работа по каждому пункту алгоритма.



Вспомнить содержание рассказа

  1. Назвать основных героев рассказа.

  2. Кратко пересказать основные события рассказа.


Нарисовать словесный портрет кота

Работа с таблицей. На ИД выводится точно такая же таблица с вопросами. Учащиеся работают по вопросам и в свой табличный вариант заносят ответы.

Важно здесь уточнить слово «портрет» и слово «повадки», записать слова в словарик. Далее вопросы к классу.

  1. Кто приносил неудобства жителям деревни?

  2. Какие чувства возникают при чтении слов. Докажите ваш ответ.

Работа с таблицами.


Вариант таблицы для ИД


Внешность кота

Характер, повадки

Каким мы видим здесь кота?

А) рыжий, отрублен кусок грязного хвоста, разорвано ухо

А) бандит, бродяга


ВЫВОД: за глаза кота называли Ворюгой (почему с большой буквы, обговорить выражение «за глаза»)

А как поймали кота? Каким мы видим его теперь?

Б) огненно-рыжий (уточнить написание слова), белые подпалины (уточнить лексику слова)

Б) прижал уши, подобрал хвост, вцепился мертвой хваткой, кот-беспризорник (лексика слова)

ВЫВОД: кот жадный (доказать по тексту портретной характеристики), кот просто трус (доказать по тексту портретной характеристики)

Как ребята решили с ним поступить? Каким мы видим кота теперь?

В) зеленые, нахальные глаза

В) хозяин, сторож

Вывод: ребята прозвали его Милиционером (уточнить написание слова, почему с заглавной буквы?)


Табличный вариант учащегося


Внешность кота

Характер, повадки

Каким мы видим здесь кота?

А

А)





ВЫВОД:

А как поймали кота? Каким мы видим его теперь?

Б)

Б)




ВЫВОД:

Как ребята решили с ним поступить? Каким мы видим кота теперь?

В)

В)






Вывод


Проследить за процессом чудесного превращения кота


Что же помогло измениться коту? Ввести в речь выражение «зрячее сердце».

Какова мораль рассказа: победила доброта, ребята посмотрели на кота не глазами, а сердцем.


Ребята, в заключение работы по рассказу хочется задать вам вопрос. Кто хотел выпороть кота? Найдите этот эпизод в тексте (упреждающее задание), ученик читает. А как вы думаете, столь мудрое решение мальчика Рувима помогло автору еще в детстве осознать неправильность своих слов?

Ответы учеников.


Работа со словами писателя из книги «Цветы России», пополнить багаж знаний учащихся по биографии писателя – о его последних днях пребывания на земле, его книге и его последних строчках. Подвести к началу урока: было беспокойство, но в скором времени наступило спокойствие. И это можно сказать обо всех книгах писателя. На нашей выставке только маленькая их часть.


В заключение урока хочу познакомить вас со словами одного из почитателей таланта К.Г. Паустовского. К сожалению, в книге добрых слов Дома-музея писателя неразборчивая подпись под словами: «Его книги воспитывают человека в человеке, воспитывают доброту, через которую в душе рождается милосердие и любовь. Это три составляющие нашей жизни. Учиться этому необходимо с детства».


Оценки. Задание на дом.





Свежие документы:  Конспект урока литературы на тему "Чистота и благородство"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: