Конспект урока чтения и развития речи для 2 класса Тема: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»


Думнова Наталья Викторовна

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Город Бийск Алтайского края

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени В.Токарева»


Методическая разработка урока

Предмет: Чтение и развитие речи

Класс: второй

Программа: специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида

Тема: Ф.И.Тютчев Стихотворение «Зима недаром злится»

Тип урока: изучение нового материала.

Тема. Стихотворение Федора Тютчева «Зима недаром злится».

Цель. Создать условия для целостного восприятия стихотворения.

Задачи. Учить воспринимать содержание поэтического произведения; видеть речевые средства выразительности; познакомить с понятиями – писатель, поэт; формировать навык выразительного чтения; учить эмоциональной отзывчивости; развивать речь учащихся.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

  2. Вводная беседа.

СЛАЙДЫ 2-6

Сколько весенних месяцев?

  • Назовите их.

  • Рассмотрите рисунки (показ слайдов)

  • Какие приметы весны изображены?

  • Назовите другие признаки весны.

Лексический материал для ответов: воздух чистый, свежий, морозный; на улице еще мороз, но уже солнце при­пекает; тает снег; капель; ручьи; небо голубое, прозрачное; солнце ярко светит; солнце встает раньше, чем зимой; день длиннее, а ночь короче; появляется зеленая трава; подснеж­ники; на деревьях набухают почки и появляются первые ли­сточки; первыми прилетают грачи;

    1. Сообщение темы урока.

СЛАЙДЫ 7-8

Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название стихотворения, которое они будут читать. Обращает внима­ние на правильное произнесение фамилии и имени автора: Федор Тютчев.

Уточняю, что человек, который сочиняет рассказы, романы, повести, сказки, называется писателем (писательницей); че­ловек, который сочиняет стихи — поэтом (поэтессой).

— В стихотворении изображен приход весны. В природе часто бывает так: перед приходом тепла заметут метели, забушует вьюга, закрутит поземка, а потом сразу неожиданно потеплеет, потекут ручьи — при­рода оживет. Такую борьбу зимы с весной нарисовал поэт в своем стихотворении.

    1. Выразительное чтение учителем стихотворения.

    2. Беседа, направленная на выяснение первичного воспри­ятия прочитанного.

Сопровождающие беседу вопросы учителя:

  • Вам понравилось стихотворение?

  • Как поэт называет зиму и весну?

  • О чем говорится в стихотворении? (В стихотворении говорится о борьбе зимы с весной.)

  • Какое настроение создает стихотворение?

  1. Чтение труднопроизносимых слов.

СЛАЙД 9

  1. Чтение стихотворения учениками вслух вместе с учителем.

  2. Чтение учениками стихотворения по частям и бе­седа.

СЛАЙД 10

К строфе 1-й:

  • Почему зима злится?

I. То, что доказывается

«Мостик»

II. Доказательства


так как потому что

Лексический материал: прошла ее пора: почувствовала приход весны; наступает весна



  • В каких словах говорится о том, что весна вот-вот при­дет? Найдите и прочитайте. (Весна в окно стучится.)

  • Скажите по-другому: Весна в окно стучится — … (она очень близка ).

К строфе 2-й:

СЛАЙДЫ 11-13

  • Как вы понимаете выражение: И все засуетилось.

Учитель показывает на картинке: побежали ручейки, за­шелестел ветер и закачал деревья, запели птицы, шумно становится на улицах.

  • Скажите строчками стихотворения: Все заставляет зиму уйти — … (все нудит зиму вон).

  • Прочитайте про жаворонков. Как вы понимаете предло­жение: И жаворонки в небе уж подняли трезвон?

К строфам 3-й, 4-й, 5-й:

СЛАЙДЫ 14-18

  • Что пишет поэт о зиме? О весне? Прочитайте. (Зима еще хлопочет — зима не хочет уходить, пытается остаться. Ранней весной погода очень изменчива: после теплого весен­него дня вдруг снова выпадает снег и дует по-зимнему холод­ный ветер.

Весна хохочет и шумит — бегут ручьи, снег тает, солнце ярко светит и пригревает, прилетают птицы, они строят гнезда и начинают выводить птенцов, громкие голоса людей на улице и т. п.

Пуще лишь шумит — больше, сильнее шумит.


  1. Обобщающая беседа

СЛАЙДЫ 19-22

— На кого похожа зима?

— Почему зима похожа на злую ведьму?

— На кого похожа весна?

— Почему зима похожа на молодую девушку?


  1. Итоговое обсуждение.

Ответы на вопросы, которые учитель задает учащимся на слух (за экраном):

  • С каким стихотворением вы познакомились?

  • О чем в нем говорится?

  • Кто автор этого стихотворения?

  1. Домашнее задание. Выразительно читать стихотворе­ние

Свежие документы:  Игорь Северянин

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: