Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе Тема урока: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»


Специальное коррекционное общеобразовательное учреждение, для детей с

ограниченными возможностями здоровья « специальная ( коррекционная)

школа №13 VIII вида» г. Оренбург.



Составитель: учитель русского языка и чтения,

1 квалификационная категория

Кондрашева Наталья Константиновна.



Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе.

Урок – мастерская. « Умели бы видеть глаза и сердце…»

Тема урока: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая».


Тип урока: урок изучения нового материала.


Цель урока: Совершенствование навыка осознанного, выразительного чтения.

Задачи урока:


Обучающие:

— закрепить знания учащихся о лирических произведениях и биографии С. Есенина;

— формировать навык работы над образными средствами языка;

— активизировать навыки «вдумчивого чтения»;

— расширение словарного запаса учащихся при работе над лексическим значением

«трудных» слов.

Коррекционно-развивающие:

— формирование памяти учащихся, внимания, мышления, воображения;

— развивать связную устную речь учащихся;

— формировать монологическую и диалогическую речь учащихся;

.

Воспитывающие:

— повышение уровня мотивации к творчеству С.А. Есенина;

— пробуждать интерес к предмету;

— воспитывать любовь к Родине, к родной природе.


Оборудование урока

1 .Эпиграф к уроку.

2. Портрет С.А. Есенина. (слады)

3. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

4. Презентация.

.

6.Тексты для самостоятельной работы учащихся.

7.Учебник чтения для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида. Под ред. З.Ф. Малышевой.




Ход урока.

  1. Организационный момент.


— Здравствуйте те, кто пришел к нам на урок!

— Здравствуйте те, кто будет принимать участие!

— Здравствуйте те, кто готов работать

Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши

сердца благородными чувствами.

.

  1. Подготовка к восприятию темы.


-Сегодня, мы продолжим встречу с удивительным миром поэзии.

-Что такое поэзия?

( стихи, произведения написанные стихами)

— Обратимся за точным определением слова к словарю С.И. Ожегова.

( ученик зачитывает значение слова)

Прочитайте только буквы, и вы узнаете фамилию поэта, стихи,

которого будут звучать на сегодняшнем уроке.


Е2С4Е5Н1И3Н


  1. Речевая разминка.


Начнём работу с дыхательной разминки.

— вдох – носом, выдох через рот;

— вдох – задержка, выдох через рот;

— вдох, вдох – задержка, выдох через рот;


Я начну, а вы продолжите фразу.

На –на – на, наконец пришла……( весна).

Чи –чи – чи, прилетели к нам …..(грачи).

Ло – ло – ло, всем от солнышка…(тепло).


— Итак, я вижу, что к работе вы готовы.



  1. Проверка домашнего задания.


Назовите полное имя, отчество поэта.

— Прежде чем приступить к конкурсному чтению домашнего стихотворения,

предлагаю вам посоревноваться с автором в знании текста.


Задание по выбору. 1 вариант.


.. .Тихо. Слышны звоны.

Только серые вороны

Под копытом на снегу,

Расшумелись на лугу.


2 вариант.


Понагнулась, как ……,

Оперлася на …………,

А над самою макушкой

Долбит ….. на суку.


Проверка. Поменяйтесь с товарищем работой и проверьте текст по слайду.

Оцените работу друга.



Конкурсное чтение домашнего стихотворения. Пороша.

( при чтении стихотворения не забывайте о правилах выразительного

чтения)

— читать не торопясь;

— выделять голосом главные слова;

— соблюдать паузы.


Схема анализа чтения.( слайд)

Выразительно ли читал?

— Соблюдал ли нужную интонацию?

— Правильно ли выдерживал паузы?

— Выделял ли голосом особые места?

— Не было ли ошибок в словах?


Вопросы. – Объясните название стихотворения « Пороша».

— Что наблюдает герой? (природу)

— Что нарушает тишину зимнего царства?

— Какие художественные приёмы создают живую картину

природы? ( олицетворение. сравнение )

— Зачитайте образные слова и выражения, помогающие

поэту передать русские просторы.


Итог по д/з.

Ребята, я очень рада вашими ответами, вы прекрасно справились

с домашним заданием. В вашем чтении мы услышали и тишину

леса, и крикливость ворон, и быстрый ритм скачки. Стихотворение

С.Есенина « Пороша » — это признание в любви к просторам России.

И мне хотелось бы напомнить, что последний месяц зимы на исходе.

И именно сейчас вы имеете неповторимую возможность испытать

«последние мгновения Зимушки – зимы». Всмотритесь вокруг, вслушивайтесь и запоминайте!




  1. Сообщение цели и темы урока.


1.Вводная беседа.

Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, мне пришлось перелистать

страницы воспоминаний людей , которые близко знали С. Есенина.

И я поняла, что все его стихи тесно связаны с какими-то событиями его

жизни.

В них звучат имена окружавших его людей, животных, названы любимые

его предметы, родные пейзажи.

На уроках внеклассного чтения вы знакомились с поэзией поэта,

и многие стихи вам полюбились.


Вслушайтесь в эти строки и определите главную тему.

( дети читают стихи о Родине, природе).

— Ребята, а я тоже хочу познакомить вас со своим любимым стихотворением.

Учитель читает наизусть на фоне осеннего леса стихотворение

«Отговорила роща золотая».

— Постарайтесь увидеть какую природу описывает поэт? ( ответы детей).


Слайд. Деревенская околица, утопающая в «золоте».

Представьте себе, что мы вышли за околицу. (Как вы понимаете смысл этого

слова?)

— Что же вы увидели ? ( Роща золотая, журавли летят, горит костер рябины

красной, с деревьев облетают листья).


С историей написания этого стихотворения нас познакомит К.

Это стихотворение написано летом 1924 года в селе Константиново.

Сестра поэта Шура пишет, что помощницей Есенину была природа, где

на поля прилетали косяками журавли, а у окна дома росла рябина

с красными гроздьями.


Учитель.

. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности.

Чарующую синеву глаз у бездонных озер и голубых небес, мягкие кудри — у

крон родных берез, золото волос — у российских нив.

А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную

душу:

«Душа моя — поле безбрежное…»

Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называют

певцом русской природы.



V. Изучение нового материала. Работа над стихотворением.

1.Вводная беседа.


— Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина

« Отговорила роща золотая…», в котором поэт восхищается красотой

русской земли, размышляет о жизни ,о своей судьбе.


2.Чтение стихотворения в исполнении профессионального актера.

(грамзапись)

— Понравилось ли вам чтение актера? С какой интонацией он читал?

К какому жанру относится это стихотворение? (пейзажная лирика).

— Что выражает пейзажная лирика? ( чувства поэта)

— Какое время года описывает автор?

— Какие признаки осени вы разглядели в стихотворении?


Словарная работа.

— равнина – ровная, без холмов поверхность земли.

— грезит –

— околица –

— юность – возраст человека между детством и зрелостью.


— Чтение стихотворения учащимся «про себя», без речедвижения.

— Постановка логического ударения.( в маршрутном листе, проверка на экране)

— Чтение хором вслух.


Физкультминутка. Звучит музыка. Слайд лесной опушки.


— Представьте осенний листок, который медленно кружится в воздухе ( дети

кружатся),он бесшумно падает на землю ( присели), подул приятный осенний

ветер (дети имитируют дуновение ветерка) и понёс его по лесным тропинкам

к теплому осеннему солнышку, которое улыбается вам.


5.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.


Работа в парах

— Прочитайте первую строфу и определите, какие звуки « живут» в

ней?

— Как вы понимаете выражение: « Отговорила роща золотая…»?


— Вторая строфа. Прочитайте так, чтобы почувствовать настроение поэта.

— Какой художественный прием вводит автор? ( олицетворение), докажите.


— Третью строфу прочитайте в полголоса, передайте состояние души.

— Почему рябиновый костер никого не согрел?

— Найдите слова, с чем сравнивает поэт свои стихи?

— Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал

это стихотворение?

(тоска, одиночество, сожаление)

— Каким настроением оно проникнуто? (грустью)

В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом?

Зачитайте эти строки.

-Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)

-Зачитайте эти строки.

-Кем чувствует себя поэт?

(осенней рощей)

-Да, ребята. Поэт и роща — двойники, как бы прорастающие друг в друга.

Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты.. А Есенин ощущал «себя»

деревом, травой, рощей. Это как бы «олицетворение наоборот».

-Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.

-А о чем грустит поэт?

(о прошедшей юности, об ушедшем лете)

Есенин задумывается о нужности своих стихов, будут ли его читать

его стихи в 21 веке?

— Что вы можете ответить поэту?

— А какие приемы помогают Есенину создать такое настроение?

( сравнения).

— Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?

( красивое, пронизано любовью к родной земле).



Выполнение разноуровневых заданий.

1 уровень.


Понятие Есенинское определение


Роща

Береза

Рябина

Трава



2 уровень.


Понятие Есенинское определение



Роща з…л…тая

Береза мил……

Рябина красн……

Трава жёлт……



— Ребята! Вы прослушали сегодня стихотворение С.Есенина .А

какое оно? (мелодичное ,певучее, легкое для запоминания)






  1. Закрепление знаний учащихся.


-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)

Многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями

Композитор Г. Пономаренко переложил его на музыку и получился прекрасный

романс. Сейчас вы услышите его в исполнении учителя швейного дела

Лидии Ивановны. Давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанные

на великолепные слова.

(звучит романс; на экране демонстрируются картины золотой осени)

Понравилось вам это произведение?

Какие чувства оно вызывает?

(волнение, любовь к природе)

-Да. Оно волнует, завораживает, озаряет душу таинственным,

тихим светом.


Коллективная творческая работа.

На моем ватмане, который прикреплен на доске, изображена унылая

осенняя пора. Я предлагаю вам раскрасить рябину в любимый Есениным

цвет – цвет осени. С приходом осени происходят чудесные перемены,

особенно в жизни деревьев. Они вдруг загораются всеми цветами радуги,

Эти перемены всегда удивляли и радовали людей, им кажется. что у деревьев

есть душа.


Итог работы. Какая замечательная, яркая картина получилась у вас,

вы как художники оживили красоту природы.





  1. Домашнее задание.

  1. Группа заучивает стихотворение.

  2. Группа выразительно читает стихотворение.

  3. На осенних листочках записывают полюбившиеся

строчки из стихотворения.

.

VIII. Подведение итогов урока.

Оценивание.

-Ребята, наш урок окончен, оцените своё настроение. Выберите

цвет листочка, который соответствует вашему настроению и прикрепите

его к картине.

.

Вот и подошла к концу наша встреча с поэзией С. Есенина.

Поэт обладал даром через слово давать яркие образы.

А вам, живущим в 21 веке, надо быть внимательнее и замечать

необычное в обычном. Спасибо за урок!

.

Свежие документы:  Урок литературного чтения для 2 класса "Секреты доброты" по произведению В.А.Осеевой "Хорошее"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: